Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Красный

В свободном доступе появились классические и авангардные обложки советских книг 1917-1942 годов

sovetskie knizhnye oblozhki 10

Нью-Йоркская публичная библиотека выложила в свободный доступ ещё одну любопытную коллекцию из своих архивов. На этот раз речь идёт о серии из более шести сотен советских книжных обложек, напечатанных в период с 1917 по 1942 год.

В коллекции «Альбом русских обложек, 1917-1942» (Scrap Book of Russian Bookjackets, 1917-1942) собраны книги, которые издавались в Советском Союзе в довоенные годы. Это сотни классических и авангардных работ в высоком разрешении, некоторые из которых вы увидите ниже.
Collapse )
Настоящий вождь

"Лучезарною звездою друг наш Берия сияет"



23 декабря 1953 года, был казнен Лаврентий Берия. Еще раньше, вскоре после его ареста, прошла кампания по изъятию из библиотек и уничтожению всех прославлявших его произведений.

Евгений Жирнов нашел чудом сохранившиеся стихи и песни видных советских авторов о лубянском маршале.
Collapse )
Весь в белом

День рожденья раз в 4 года: Знаменитости, появившиеся на свет 29 февраля



Их называют людьми без возраста и говорят, что они в 4 раза моложе всех, кто появился на свет в любой другой день, ведь свой настоящий день рожденья они могут отпраздновать только раз в 4 года, 29 февраля. Это уникальный день, так как он случается только в високосные годы, поэтому считают, что и люди, появившиеся 29 февраля, уникальны уже от рождения. А вот в чем проявляется эта уникальность, и кто из них смог ее подтвердить своими незаурядными способностями – далее в обзоре.
Collapse )
Серое

Андрей Вознесенский: "Когда тебя спросят, что ты сделал, — ссылок на время не примут"

Оригинал взят у philologist в Андрей Вознесенский: "Когда тебя спросят, что ты сделал, — ссылок на время не примут"

Беседа писателя и журналиста Дмитрия Быкова с поэтом Андреем Вознесенским (1933-2010), 2010 год. Текст приводится по изданию: Быков Д.Л. И все-все-все: сб. интервью. Вып. 3 / Дмитрий Быков. — М.: ПРОЗАиК, 2011. - 336 с.

Дмитрий Быков: С Вознесенским я в последнее время разговаривал несколько раз — в больнице, на панихиде по Аксенову, на вечерах, куда он приходил... Разговоры длились минут по пятнадцать, не больше, потому что боюсь его утомлять. Но странное дело — на людях он чувствует себя лучше. Это и давняя эстрадная выучка, и внутренний кодекс чести: никто не должен видеть, каково тебе на самом деле. Он один из крупнейших поэтов XX века, и этого статуса не станут сегодня оспаривать даже заядлые его ругатели. Он давно в том статусе, когда любое высказывание предваряется оговоркой: «Вознесенский, конечно, большой поэт, но...» А по-моему, и без всяких «но». Вознесенский до сих пор интересен: то, что он умудряется писать, героически сражаясь с болезнью, — радует свежестью, темпераментом и хваткой. Но помимо всякой эстетики поражает мужество, с которым он встречает испытания последних лет: он, вечно упрекаемый то в легковесности, то в истеричности, то в самолюбовании. Я не знаю в последнее время более убедительного примера героизма — по крайней мере в литературе.



— Андрей Андреевич, прежде всего примите мое восхищение и благодарность. Вы личным примером доказываете, что поэт — звание, и подтверждать его надо не только текстами, но и личным мужеством.

— Тут восхищаться незачем, это норма. После того, как держался раненый Пушкин, после героических последних месяцев Пастернака — что добавишь? Я в относительном комфорте, не травят, слава богу, отношения с царем выяснять не надо... Две мучительные вещи — приступы, когда теряешь голос, и почти постоянная боль. Поэту трудно без голоса. Я всегда любил читать, многие вещи рассчитаны на устное исполнение, и в этом нет никакой эстрадности, потому что фольклор ведь тоже — устная традиция. Это надо произносить, или петь, или молиться вслух, — все это вещи голосовые. А боль плоха тем, что не вырабатывается привычка, нельзя приспособиться. Но есть навык, я умею сопротивляться — что-то бормочешь про себя, стихи и тут помогают.
Collapse )
Сильно думаю

Лучшие настольные игры древнего мира

За тысячи лет до изобретения «Монополии» люди играли в такие игры, как «Сенет», «Патолли» и «Чатуранга».


Настольная игра «Латрункули», обнаруженная в Римской Британии

Задолго до того, как поселенцы Катана, Скрэббла и Риска завоевали легионы поклонников, римские легионы проводили время, играя в «Латрункули», стратегическое противостояние, латинское название которого – Ludus Latrunculorum – примерно переводится как «игра наёмников». Между тем, в Северо-Западной Европе, а именно в таких отдалённых местах, как Шотландия, Норвегия и Исландия, появилась игра викингов под названием «Тавлеи». Дальше к югу преобладали древнеегипетские игры «Сенет» и «Мехен». На востоке Индии появилась «Чатуранга», предшественница современных шахмат. А 5000 лет назад, на территории нынешней юго-восточной Турции, группа людей бронзового века создала сложный набор скульптур из камня, которые были названы самыми старыми игровыми фигурами в мире после их открытия в 2013 году. Начиная от «Го» и заканчивая нардами, «Мельницей» и «Манкалой», в древнем мире существовало немало беспощадных, причудливых и даже спиритических настольных игр.
Collapse )
Сильно думаю

«Пятое колесо»: сюжет-мистификация "Ленин-гриб"


Сергей Курёхин и Сергей Шолохов на съемках передачи "Пятое колесо", 1990 год, Ленинград

В конце января 1991 года в телевизионной программе «Пятое колесо» был показан сюжет–мистификация "Ленин–гриб", подготовленный музыкантом Сергеем Курёхиным и журналистом Сергеем Шолоховым.

Вот фрагмент из недавно вышедшей книги "Сергей Курехин: Безумная механика русского рока"
Collapse )
Сильно думаю

12 баек из «Актёрской курилки»



Актёр и режиссёр Борис Львович собрал богатейшую коллекцию баек из жизни актёров театра и кино, писателей, музыкантов и прочих творческих людей и опубликовал их в книге «Актёрская курилка».

***
В Малом театре служил когда-то актер Михаил Францевич Ленин, помимо всего прочего знаменитый тем, что году в восемнадцатом дал в газету объявление: «Прошу не путать меня с политическим авантюристом, присвоившим себе мой псевдоним!». Рассказывают, что однажды прибежали посыльные в кабинет к Станиславскому и закричали: «Константин Сергеевич, несчастье: Ленин умер!» «А-ах, Михаил Францевич!» — вскинул руки Станиславский. «Нет — Владимир Ильич!» «Тьфу-тьфу-тьфу, — застучал по дереву Станиславский, — тьфу-тьфу-тьфу!..»
Collapse )
Бетховен

Пётр Соломонович Столярский – самый одесский музыкальный педагог



В музыкальном мире одно из самых почитаемых — имя Петра Соломоновича Столярского. Этот полуграмотный одесский еврей был великим педагогом: из его рук выходили великие скрипачи. Одного имени Давида Ойстраха уже достаточно.

Гуляя по одесским улицам и завидев женщину с маленьким ребенком, Столярский тут же бросался наперерез: «Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего ребенка!» Брал ручку, осторожно мял ее, ощупывал, подносил к своим близоруким глазам и огорченно вздыхал: «Ах, нет, мадам — живите спокойно...»
Из книги Б. Львовича «Актёрская курилка».
Правда эта история или анекдот — кто знает. Однако личностью Пётр Соломонович и впрямь был легендарной.
Collapse )
Настоящий вождь

«Павлик Морозов — суперзвезда»



В начале 1980-х годов четверо выпускников филфака МГУ записывают на катушечный магнитофон рок-оперу «Павлик Морозов – суперзвезда», которую они сочинили еще на первом курсе. Запись начинает распространяться подпольно и становится достаточно популярной. Сюжет рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» переносится в советские реалии: в роли Иисуса выступает пионер Павлик Морозов, которого предает Плохиш – Иуда, а затем убивают кулаки после Тайной вечери – собрания в сельсовете. Раскаявшийся Плохиш «бросается на рог одичавшего быка Василия». Женские партии исполняет «старая большевичка», прототипом которой стала Надежда Крупская. Она является Павлику во сне, чтобы напомнить о его «предназначении» — воспитать всё село и убедить отца вступить в колхоз. Всё это действие разворачивается под музыку Эндрю Ллойда Уэббера. Например, на мелодию «Hosanna» середняки периодически заводят:

Павлик Морозов – хороший человек,
Мы сдадим всё зерно в семфонд.
Мы сдадим, сдадим всё зерно в семфонд,
Всё зерно мы в семфонд сдадим.

Collapse )