Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

История создания фильма "Маленькие трагедии"

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, экранизация

Телесериал. Экранизация произведений А.С.Пушкина: «Сцена из Фауста», «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Гости съезжались на дачу…», «На углу маленькой площади…», «Мы проводили вечер на даче…», входящих в цикл «Маленькие трагедии».

В фильме снимались: Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Николай Кочегаров, Ивар Калныньш, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Леонид Каюров, Наталья Данилова, Лидия Федосеева-Шукшина, Светлана Переладова, Филипп Смоктуновский, Лариса Удовиченко, Михаил Кокшенов, Владимир Высоцкий, Матлюба Алимова, Наталия Белохвостикова, Александр Трофимов, Иван Лапиков, Григорий Маликов, Авангард Леонтьев
Режиссер: Михаил (Моисей) Швейцер
Сценарист: Михаил (Моисей) Швейцер
Оператор: Михаил Агранович
Композитор: Альфред Шнитке
Художник: Владимир Филиппов
Премьера фильма состоялась: 1 июля 1980 (ТВ) Серий:3




Премьерный показ фильма Маленькие трагедии состоялся с 1 по 3 июля 1980 года на Центральном Телевидении СССР. Выпуск картины был приурочен к 180-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина и посвящен 150-летию «Болдинской осени» — одному из самых плодотворных периодов в творческой биографии поэта.

За три осенних месяца 1830 года, проведенных Пушкиным в своем имении в Болдино, им были созданы четыре пьесы — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», вошедшие в цикл «Маленькие трагедии», которые и были положены в основу сюжета одноименного фильма.

Кроме собственно «Маленьких трагедий», в сценарии картины использованы другие пушкинские произведения — «Сцена из Фауста», «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу», «На углу маленькой площади…», «Мы проводили вечер на даче…», «Гробовщик».

«Режиссер Михаил Швейцер вспоминает: «Приступая к работе над «Маленькими трагедиями» Пушкина, я решил, что Дон Гуана должен играть Высоцкий. Не буду говорить сейчас об этом сколько-нибудь подробно, но мне кажется, что Дон Гуан — Высоцкий — это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным.



Для меня был важен весь комплекс человеческих качеств Высоцкого, которые должны были предстать и выразиться в этом пушкинском образе. И мне казалось, что все, чем владеет Высоцкий как человек, все это есть свойства пушкинского Дон Гуана.

Он поэт, и он мужчина. Я имею в виду его, Высоцкого, бесстрашие и непоколебимость, умение и желание взглянуть в лицо опасности, его огромную, собранную в пружину волю человеческую, — все это в нем было. И в иные минуты или даже этапы жизни из него это являлось и направлялось, как острие шпаги.

…Чтобы получить нужную, искомую правду личности, нужен был актер с личными качествами, соответствующими личным качествам Дон Гуана, каким он мне представлялся.



Понимаете, пушкинские герои живут «бездны мрачной на краю» и находят «неизъяснимы наслажденья» существовать в виду грозящей гибели. Дон Гуан из их числа. И Высоцкий — человек из их числа. Объяснение таких людей я вижу у того же Пушкина:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
БЕССМЕРТЬЯ, может быть, залог!



То есть для этой работы, для этой роли колебаний никаких не было. Высоцкий был предназначен для нее еще тогда, когда мы впервые собирались эту вещь ставить — в 72-м году, лет за шесть-семь до этого фильма».»

За то, чтобы Высоцкому разрешили играть в картине, Швейцер долгое время вел борьбу с чиновниками из Госкино и министерства культуры. Проводя бесконечные пробы с другими актерами, режиссер, в конце концов, добился того, что роль досталась Высоцкому.

К сожалению, Владимир Семенович так и не увидел своей последней работы в законченном виде. Он посмотрел лишь фрагменты со своим участием во время озвучания на тон-студии.



Интересные факты о фильме «Маленькие трагедии»

— В «Маленьких трагедиях» сыграла свою последнюю роль выдающаяся актриса Анель Судакевич. Судакевич была очень популярна в начале своей кинокарьеры

– в 1920-х годах. Она сыграла центральные роли в картинах «Победа женщины», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Дом на Трубной» и «Потомок Чингисхана».

Позднее она получила известность как портретист и художник по костюмам: работала в цирке, сотрудничала с Юрием Никулиным и Олегом Поповым, для которого придумала его ставший известным во всем мире аксессуар — клетчатую кепку.



— «Маленькие трагедии» — второй фильм, собравший на одной съемочной площадке Сергея Юрского, Владимира Высоцкого, Леонида Куравлева, Ларису Удовиченко и Наталью Данилову. Предыдущая совместная работа этих замечательных актеров — ставший культовым сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

— В фильме несколько актеров говорят не своими голосами: Ивара Калниньша, сыгравшего Фауста в «Сцене из Фауста» и Дона Карлоса в «Каменном госте» озвучил Сергей Малишевский, а Николая Кочегарова (Мефистофель в «Сцене из Фауста») и Филиппа Смоктуновского (герцог в «Скупом рыцаре») — Игорь Ясулович. Кроме того, в «Пире во время чумы» вместо Светланы Переладовой, исполнившей роль Мэри, поет Валентина Игнатьева.



— Иннокентий Смоктуновский дважды сыграл в киноверсиях пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Первый раз — в 1962 году, в фильме-опере Владимира Гориккера — он был Моцартом. А у Швейцера стал Сальери.

— По словам Наталии Белохвостиковой, во время работы над фильмом Владимир Высоцкий написал стихотворение, посвященное ее героине – донне Анне: «Скрывая свой надлом, шутил, каламбурил, однажды прочел мне стихи «Про донну Анну». «Перепиши мне!» — попросила я. Он клятвенно обещал. Не успел… Осталась лишь фраза в памяти: «А донну Анну я называл Наташей…»

Источник - Ностальгия по советскому

Tags: 1970-1980-е, Знаменитости, История, Кино, СССР, Фильм
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments