Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Базилика во искупление грехов - Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кер, венчающая Монмартрский холм, – один из самых известных символов Парижа. Но мало кто из туристов, любующихся этим громадным белокаменным храмом, знает, что построен он был на деньги благочестивых французских католиков после целого ряда национальных неудач.





Базилика Сакре-Кёр - или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1876-1914 гг. по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.



Своим созданием Сакре Кер обязан парижанам Александру Лежанти и Юберу де Флери, у которых в 1875 году возникла мысль, что выпавшие на долю французов тяготы (и прежде всего поражение Франции во франко-прусской войне и разгром Парижской коммуны) были посланы французам за их мирские грехи. Они дали обет сделать все возможное для возведения храма, который искупил бы прегрешения своих сограждан.



В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, «кровавая неделя» Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана.



По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики «во искупление грехов». Эту идею одобрил Архиепископ Парижа Гибер, который и выбрал место для храма на вершине холма Монмартр, где некогда принял смерть первый епископ французской столицы Святой Дионисий, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.



Было принято решение построить не просто собор, а базилику – храм, предназначенный для приема паломников, которые в любое время мог бы вознести молитву за возрождение и процветание родной страны. Строить храм в честь Святого Сердца Христова (Sacre Coer) было решено на средства, собранные жителями различных провинций Франции.



При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.



Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой «всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция».



Долгое время базилика считалась символом «ярого клерикализма», а парижане дали ей ехидное название – «национальный торт». Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кер давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах (за ней идут Эйфелева башня и Триумфальная арка.



Публичный культ Сакре-Кёр (Святое сердце) был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр – сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.



Любой инженер-строитель по достоинству оценит смелый замысел архитектора – соорудить на Монмартском холме высотой 62 метра храм высотой 94 метра! Чтобы избежать оползней в сыпучем грунте холма, пришлось укрепить фундамент сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Для строительства храма был выбран необычный материал – белый камень, доставленный из карьеров Шато-Ландона. Камень этот необычен – он прочен, как гранит, а под действием дождевой воды... белеет. Всего на сооружение базилики ушло 106 миллионов кубометров камня.



Именно благодаря этим камням храм и приобрел свой удивительный цвет, мерцающий неповторимыми оттенками молочно-розовой белизны.



Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения.



Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн.



Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д'Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.







Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном (fr:Luc-Olivier Merson,1846—1920).




Вид с базилики

С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.



С террасы, на которой как бы установлено здание церкви, открывается замечательный вид на улочки Монмартра. От существовавшего здесь когда-то средневекового аббатства сохранилась лишь церковь Сан Пьер.



Зато с с подножия купола, куда ведут 237 ступенек лестницы (в левой части собора), открывается изумительная панорама Парижа. Отсюда видны, кроме прочего, уютные садики и огороды квартала Монмартр, обычно скрытые изгородями и каменными стенами.

Она примечательна своим романским церковным подворьем и была отреставрирована в XIX веке. Плас дю Тертр (Place du Tertre) - бывшая главная деревенская площадь Монмартра, на ней сохранилось несколько красивых домов XVIII века. В музее Монмартра экспонируются картины, фотографии, памятные реликвии, раскрывающие своеобразную атмосферу богемной жизни, которую вели на Монмартре художники, композиторы и писатели.



Главный фасад, обращенный в сторону города, украшен пятью барельефами на евангельские сюжеты, статуей Иисуса Христа в центре и конными статуями Людовика IX и Жанны д'Арк над главным порталом. Интерьеры собора не представляют собой особого художественного интереса – впечатляет разве что монументальная мозаика на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним».




Статуя Людовика IX на фасаде



У самого купола установлена белоснежная скульптура Иисуса Христа, а рядом с храмом стоит высокая колокольня.




Статуя Жанны да'Арк на фасаде.


Старинная открытка.


Строительство Sacre Coeur, Париж: на последних стадиях строительства на купол. 1884 г.

Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г.


Горгулья «Обезьяна»










Мозаика.


Купола(изнутри).


Византийские своды в портале Базилики.






Cardinal_Guibert.


Леон-Адольф Аметти, кардинал, в миру Ипполит.


Св.Губерт.


Св.Донатьен и Рогатьен.

Вознесшийся над Парижем холм Монмартр венчает белоснежный собор – Базилика Сакре Кер (Basilique du Sacre Coeur). Базилика настолько гармонично вписывается в пейзаж города, что в настоящее время невозможно представить Париж без этого красивейшего храма, больше напоминающего даже не католическую, а греко-византийскую церковь. А ведь как бы ни казалось обратное Сакре Кер сравнительно молод.





Источники - Майя Пешкова и Википедия





Tags: XIX век, Архитектура, Видео, Париж, Храм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments