Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Три обезьяны в культуре и искусстве

Филиппинские гиганты

Островное государство Филиппины в Юго-Восточной Азии, как говорят сами филиппинцы, «триста лет прожило в монастыре и пятьдесят — в Голливуде». Действительно, три века испанского владычества сказались на филиппинской культуре меньше полусотни лет, в течение которых Филиппины были колонией США. На Филиппинах можно встретить причудливо отраженные и преломленные идеи, популярные в Америке.

На острове Миндоро есть курортное местечко Бенильда (Benilda Resort, названо в честь матери владельца). Ничего необычного: коттеджики, большой бассейн и ресторан, пока не попадешь в сад. В саду установлены просто огромные скульптуры трех обезьян. Сложно утверждать наверняка, но, скорее всего, это самые большие статуи трех обезьян в мире.


Три обезьяны на курорте Benilda Resort, о. Миндоро, Филиппины

Обезьяны из музея

В коллекциях многих всемирно известных музеев находятся произведения, посвященные обезьянам «не вижу, не слышу, не говорю»


Нэцкэ Обезьяна Не вижу, не слышу, не говорю. Масацугу Кайгёкусай. Янтарь. Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA)
НэцкэПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю; янтарь; XIX в.
3,3×3,3×3,1 см
Масацугу КайгёкусайПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (懐玉斎正次, 1813—1892), прославленный нэцукэсиПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам из Осаки
Лос-Анджелесский окружной музей искусств (LACMA, 5905 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California, United States), ID экспоната AC1998.249.87



Нэцкэ Обезьяна Не слышу, не вижу, не говорю, Охара Мицухиро (小原 光博, 1810—1875)
Слоновая кость; XIX в.
Государственный музей искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12-а, Москва, Россия), отдел японского искусства, коллекция нэцкэ, экспонат №68

Нэцкэ Три обезьяны; слоновая кость; XVIII в.; Япония
Галерея Zacke, Вена, Австрия (Kohlmarkt 7, Stiege 3/1. Stock 1010 Wien)


В собрании диковинок

Петербургская Кунсткамера уже давно из сборника разнородных диковинок превратился в солидный этнографический музей (официально Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, МАЭ). Этнографическая часть экспозиции музея разделена по географическому признаку. В разделе Южной и Юго-Восточной Азии среди народов Индонезии выделены батаки — народ севера острова Суматра — довольно изолированный народ с патриархальным устройством общества, свежей памятью каннибализма, традиционными религиозными культами. В одном из «батакских» стендов за стеклом выставлены три фигуры в характерных «обезьяньих» позах. Судя по табличке, резные фигурки поступили в собрание МАЭ в 1997 г. Да, это уже период глубокой глобализации, но все равно странно видеть эту композицию из такого уголка Земли.

Надпись на табличке гласит:

Фигурки символизируют представление о необходимости отрешения от земных соблазнов, отвлекающих от благочестивых помыслов

Любопытно, что фигурка «не вижу» несет первичные мужские половые признаки, а две другие — женские.


Фигурки «Не вижу, не слышу, не говорю» в экспозиции Кунсткамеры


Общий вид стенда



Игроки из Эрмитажа

В собрании «Эрмитажа» есть известная японская миниатюрная скульптура из слоновой кости, представляющая трех задумчивых обезьян, окруживших доску для какой-то настольной игры. Подпись утверждает, что это «шашки го», что, конечно же, не может быть правдой из-за того, что камни в го ставятся на пересечения линий, а не в клетки и традиционное поле немного побольше. Более всего игра похожа на игру реверси (иначе «отелло»), правда, она — позднее изобретение.

Несмотря на небольшой размер, композиция приковывает к себе внимание многих специалистов и любителей. Символику скульптуры пытаются трактовать по-разному, например, называя обезьян пародией на сцену общения трех основателей учений: Лао-цзы, Будды и Конфуция.

Как бы то ни было, если присмотреться к позам обезьянок, можно увидеть намеки на другую знакомую нам композицию: у правой, чешущей затылок, занят рот; средняя поправляет очки, то есть не видит; у левой подвязки очков совсем прижали уши. То есть за «новаторской» сатирической композицией скрыт и традиционный образ тройственного отрицания: не говорю, не вижу, не слышу.


Синкэйсай Масатоси. Три обезьяны за игрой. Слоновая кость. Япония, Сер. — 2-я пол. XIX в.
4,1×3,1 см. Япония, Эдо. Сер. — 2-я пол. XIX в.


Обезьяны для Форда

В 1915 г. американский промышленник, изобретатель и основатель автокомпании Генри Форд получил необычный подарок из необычного места. Это была сложная многофигурная композиция (позже в музее Форда она будет именоваться «диорамой»), представляющая обезьян, развлекающихся в музыкальном баре. А подарил ее заключенный Массачусетской тюрьмы, некий Патрик Калхейн (Patrick J. Culhane).


Композиция с обезьяньим баром, подарок Генри Форду

Композиция не очень крупная (около 51×41 см при высоте 30 см), но действительно сложная, ее долго можно рассматривать с разных сторон: миниатюрные обезьянки пьют и закусывают, курят сигары и играют в азартные игры, повара готовят еду, официанты разносят напитки, а на сцене играет обезьяний оркестр. Нам здесь интересно пианино, вернее, украшение на нем. Музыкальный инструмент увенчан скульптурой трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, которые не видят, не слышат и не говорят. Конечно же, в том, что обезьяны украшают интерьер фигурками обезьян, автор заложил иронию. Но, тем не менее, мы понимаем, что в Америке начала XX в. символика трех обезьян чрезвычайно распространена.


Фрагмент композиции. Пианино со скульптурой трех обезьян

А что стало с дарителем? Форд им заинтересовался и, как только скульптор-самоучка вышел на свободу, он получил рабочее место на сборочной линии в Кембридже (Массачусетс). А рабочие Генри Форда тогда получали небывалую зарплату — не менее $5 за смену.

Прикрывая столицу

Как к северо-востоку от старой японской столицы Киото есть гора Хиэй, так и к северо-востоку от нынешней столицы Токио можно увидеть характерный «двугорбый» профиль горы Цукуба (筑波山), под которой расположился одноименный наукоград, центр японской аэрокосмической промышленности.

Такое совпадение не случайно: места для поселений, особенно для таких важных, как столицы, выбирались с учетом древнего китайского искусства геомантии. Мистически опасное направление именуется «кимон» (鬼門, «демоновы врата») и должно быть прикрыто камнем (а для города — горой). Геомантическим защитником от демонических энергий является обезьяна. На киотской горе Хиэй возведен защитный культовый центр — Энряку-дзи, связываемый с обезьянами. Вполне вероятно, что именно там и появилась символика трех обезьян. Токийская гора Цукуба тоже священна, ведь именно здесь «приземлились», сойдя с неба, супруги-демиурги и, вероятно, предки японцев Идзанаги и Идзанами.

На горе Цукуба расположено одноиз древнейших синтоистских святилищ страны — Цукубаяма-дзиндзя (или более уважительно Цукубасан-дзиндзя), популярное место свадеб и прошений о супружеском счастье. И в резьбе одного из строений можно разглядеть трех обезьян, которые не говорят, не видят и не слышат. Эти обезьяны не так известны, как их коллеги из Никко, про них не нашлось никакой информации, но символика и связь с географией и фэн-шуй вполне понятны.


Святилище Цукубасан-дзиндзя, префектура Ибараки, Япония


Резьба с тремя обезьянами


Обезьяны коммунизма

На просторах интернета порой встречаются неожиданные находки. Среди разнообразных персонажей, изображаемых сувенирной индустрией в позах трех обезьян по трём обезьянам, можно встретить сов, кошек, ужасающих скелетов или милых ангелочков, но бывают и другие герои.

Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян. Темный вариант


Статуэтка Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина в позах трех обезьян. Светлый вариант

Небольшая, сантиметров 7 в высоту скульптурная группа изображает сидящих основоположников коммунизма: Карла Маркса (Karl Marx) и Фридриха Энгельса (Friedrich Engels) в сопровождении коммуниста-практика Владимира Ульянова (Ленина). Композиция была бы вряд ли примечательной: трех коммунистических вождей часто объединяют в единое целое.

Но в данных статуэтках Маркс прикрывает рукой рот, Энгельс закрывает глаза, а ленин — уши. То есть вместе они образуют классическую троицу обезьян.

Очевидно, перед нами политическая карикатура, насмешка над символами ушедшей эпохи. К сожалению, не известно, кто, когда и зачем производил подобные фигурки. Судя по публикациям в Сети, чаще эти статуэтки встречаются у немецкоязычных владельцев. А если вспомнить, что Маркс и Энгельс — немецкие мыслители (хотя работавшие по большей части в Англии), можно осторожно предположить, что статуэтка создана в Германии, в восточной ее части (бывшей ГДР).

Автор, видимо, советовал бы Марксу помолчать, Энгельсу не смотреть на своего товарища, а Ленину — не слушать этих немцев. В этом случае история, видимо, была бы совсем другой.

У берлинских этнологов

Как мы знаем, старейший музей России, питерская Кунсткамера из развлекательного собрания диковинок давно превратилась в солидный этнологический музей. Петр I создавал свой «кабинет редкостей» по примеру коллекций, существовавших в «просвещенной Европе». И одна из них — Прусская королевская кунсткамера.

Как и в Петербурге, на основе коллекции Кунсткамеры появился крупный Этнологический музей (Ethnologisches Museum), ныне находящийся в Берлине, в музейном центре «Берлин-Далем» (Lansstraße 8 / Arnimallee 25, 14195 Berlin).

И как и в собрании российской Кунсткамеры, в коллекции берлинского Этнологического музея тоже есть свои три обезьяныПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам.


Три обезьяны в собрании Этнологического музея, Берлин. Инв. № I D 51492 a—c
Небольшие (4,6 см) керамические фигурки произведены в 1985 г. в поселке Гёкуто (玉東町), пригороде города Кумамото на острове Кюсю в префектуре Кумамото региона Кюсю, Япония. В качестве автора указан гончар Рэйзо Нагата (永田禮三).


Простые, даже приимитивные по исполнению, эти обезьянки чрезвычайно притягательны и очень архетипичны. Именно так больше тысячелетия назад изображали своих веселых терракотовых обезьян древние жители города-оазиса ХотанПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на Великом шелковом пути.

Остается отметить, что подобные фигурки не являются раритетом и во множестве предлагаются в Японии в качестве сувениров. Вы запросто можете позволить себе обезьянок «как в музее». В нашей скромной коллекции тоже есть подобные экземпляры.

Окимоно из Иллинойса

В американском штате Иллинойс в слившихся соседних городках Урбана (Urbana) и Шампейн (Champaign) расположился крупнейший кампус Иллинойсского университета, а при нем работает основанный в 1911 и открытый для широкой публики в 2002 г. этнографический музей, названный в честь благотворителей Уильяма и Кларисы Спёрлок. Чаще всего его называют просто «Музей Спёрлок» (Spurlock Museum).

Собрание музея насчитывает более 50 тыс. экспонатов, посвященных истории человеческой культуры, поступивших из коллекций университета и частных собраний. И первой по значимости среди даров музею называют коллекцию резной японской и китайской скульптуры, переданную в 1999 г. Фредом Фройдом (Fred A. Freund).

В постоянной экспозиции музея сразу несколько скульптурных композиции из коллекции Фройда посвящены обезьянам, а одна, весьма примечательная скульптура-окимоно — трем обезьянам.


Окимоно «Три обезьяны» из собрания Музея Спёрлок. Япония, период Мэйдзи, около 1880 г. Дерево, резьба. Инв. №1999.13.0019

Несмотря на малые размеры (высота 9,4 см, ширина 6,5 см, глубина 5,0 см, вес 84 г), композиция монументальна и величественна. Возвышающаяся в полный рост над двумя сидящими фигурами и опирающаяся на них обезьяна, немного склонив голову, как бы в сочувствии, прикрывает сидящим рот и глаза, а они, в свою очередь, тянутся вверх, чтобы прикрыть уши у стоящей фигуры. Между собой нижние обезьяны тоже взаимодействуют: левая прикрывает правой ухо. Только правая фигурка одета: на ней кимоно с коротким рукавом.

Вся композиция очень цельная: фигуры образует собой устремленную вверх коническую форму, прочно стоящую на широком основании. Несмотря на общую симметричность и статичность композиции, в деталях чувствуется напряжение и движение: небольшие повороты и наклоны, перехватывание одной лапки другой оживляют форму.

Дело — табак

Табак попал в Японию сравнительно поздно, на рубеже XVI и XVII вв., очевидно, через голландцев, но курение распространилось быстро и повсеместно. Курить стали все и всюду, а единственным противником вредной привычки за всю японскую историю стал эксцентричный «собачий сёгун» Токугава Цунаёси.


Китагава Утамаро. Женщина, выпускающая трубочный дым. Фрагмент. Гравюра, 1792—1793 г.

Курили в Японии очень тонкие и длинные трубки с маленькими чашками (порция табака в них обычно меньше, чем в современной сигарете). Табак, трубку и иные принадлежности носили с собой. Так как в традиционном японском костюме отсутствуют карманы, мелкие носимые вещи в специальных футлярах крепились к поясу, называясь сагэмоно (下げ物, «подвешенное»). Табак носился или в мягком кисете из кожи или ткани, или же в твердой табакерке, тонкоцу (とんこつ).

15 апреля 2017 г. аукционный дом Jasper52 (Нью-Йорк) выставил на продажу интересный комплект сагэмоно, предназначенный для ношения табака: собственно табакерка-тонкоцу; скользящая бусина-одзимэ, не дающая подвешенной табакерке открыться и брелок-нэцкэ, при помощи которого табакерка крепится на поясе. Не представляя собой какой-то особой, выдающейся художественной ценности, этот комплект очень интересен для нас своим решением, ведь все три предмета в нем исполнены в виде трех обезьян.


Нэцкэ, обезьяна «не слышу»


Одзимэ, обезьяна «не вижу»


Тонкоцу, обезьяна «не говорю»

Аукционисты относят комплект по дате к середине XIX в., а по стилистике к «народному творчеству» мингэй. Ожидаемая цена лота составляла 4,5—6 тыс. долларов. Лот не набрал требуемой суммы и был снят с торгов.

Фонтан с масонским девизом

Во франкоязычном швейцарском городе Лозанна (Lausanne) есть очаровательный парк «Денанту» (parc du Denantou). Созданный в XIX в. одним банкиром на месте аграрного пригорода, он в 1928 г. был приобретен художником Эдуаром-Марселем СандозомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам (Édouard-Marcel Sandoz) и открыт для публики.

Эдуар-Марсель Сандоз был анималистом и его стиль испытал явное влияние ар-нуво. Среди множества скульптурных украшений парка есть две его работы: скульптура фавна и мраморный фонтан Обезьян (La Fontaine aux Singes), созданный в 1934 г.

Это не совсем то, что мы представляем при слове «фонтан» — помпезное сооружение с каскадами струй. Говорят, что на самом деле это была поилка для птиц и в начале 1950-х на фонтане, вроде бы, еще были фигурки птичек, но сейчас остались только обезьяны и солнечные часы на стене.

Фонтан украшают три группы собакоголовых обезьян, в которых по характерным меховым гривам можно узнать некоторые виды павианов или, может быть, гелад. Тесные группы обезьян слева и справа лишь композиционно дополняют центральную тройку фигур и обрамляют девиз.

Над солнечными часами написано что-то вроде: «Знай себе молчи, смотри одним глазом, слушай одним ухом».

А под часовым циферблатом основной девиз: «Всегда будь вовремя».


Фонтан Обезьян в парке Денанту, Лозанна. Мрамор. Эдуар-Марсель Сандоз, 1934 г.

Центральная композиция, вроде бы, повторяет классическую группу из трех обезьянПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам, но если присмотреться, больше соответствует надписи: левая обезьяна смотрит одним глазом, а правая слушает одним ухом. То есть скульптор на самом деле воспроизвел другую композицию, отвечающую латинскому девизу «Audi, vide, tace»Посмотреть определение в словаре по трём обезьянам («смотри, слушай, молчи»), дополнив ее требованием пунктуальности.

Как известно, девиз «Audi, vide, tace» используется рядом тайных обществ и чаще всего связывается с масонствомПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам. Ставил ли автор задачей воплотить тайную символику? Сложно сказать. Эдуар-Марсель Сандоз был членом и главой множества организаций, кавалером ордена Почетного легиона и пр., так что символика могла быть ему близка.


Эдуар-Марсель Сандоз

Мусульманские буддисты

А вы знаете, в какой стране мира больше всего мусульман? В Индонезии! За исключением маленького острова Бали, оставшегося индуистским, подавляющее большинство индонезийцев (80—90%) придерживается ислама.

А, между тем, острова Индонезии знали и других богов. Когда-то из Индии с запада на восток по Малайским островам прошел индуизм. Вслед за ним опять-таки с запада пришел буддизм. Западная Суматра была полностью буддистской, более восточная Ява колебалась между буддизмом и индуизмом. Суматра стала столичным островом огромной буддистской империи Шривиджая, покорившей не только острова Малайского архипелага, но и Малаккский полуостров с частью нынешнего Таиланда. Как это бывает с империям, Шривиджая распалась из-за внутренних противоречий и конкуренции с соседями и стала легкой добычей европейских колонизаторов — голландцев. И опять с запада пришла новая религиозная волна, захлестнувшая весь архипелаг. Ислам полностью вытеснил дхармические религии.

Власти и население крупнейшей мусульманской страны достаточно терпимо относятся к символике других религий. К буддистскому периоду в районе одного из крупнейших городов Индонезии — Джокьякарты (Yogyakarta) на острове Ява — относятся впечатляющие сооружения: храм-ступа Боробудур и индуистcко-буддийский комплекс Прамбанан. Именно они являются главными достопримечательностями, привлекающими международных туристов в Джокьякарту.

Гостей, прилетающих в Джокьякарту на выходе из международного аэропорта встречает небольшая скульптурная группа.


Скульптурная композиция напротив здания аэропорта Adisutjipto, Джокьякарта, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Три обритых наголо юноши пытаются что-то показать встречным.


Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Судя по бритоголовости, это буддистские монахи. Правда, одетые не совсем канонично: в куртку и широкие штаны (такого облачения можно ожидать разве что от Китая или Японии). И они закрывают руками глаза, рот и уши.


Скульптурная композиция в Джокьякарте, о. Ява, Индонезия. Фото Марины Лысцевой (fotografersha)

Несомненно, перед нами вариация композиции с тремя обезьянами. Но что хотел донести автор? Можно предположить, что так, всего лишь, гостям напоминалось о буддийской составляющей в культуре региона. Скульптор просто нашел тему, раскрывающую буддизм и при том визуально привлекательную, которую будут фотографировать. И это весьма любопытно!

Три юных монаха в «обезьяньих» позах — только намек на какое-то учение, а не проповедь внутри иной конфессии.

Великое обезьянье божество

В Цусимском проливе Японского моря, километрах в 20 от побережья Кюсю в сторону Кореи лежит небольшой (17×15 км) японский островок Ики (壱岐島). Его долгая история сплошь состоит из войн, набегов, разорений и пиратских вылазок, тем удивительнее, что сейчас он знаменит совсем другим. Ики — место, где спят божества.


Остров Ики, префектура Нагасаки, Япония

На маленьком базальтовом острове с населением едва ли 30 тыс. чел. расположено больше тысячи синтоистских святилищ. Путеводители рассказывают, что здесь самая большая плотность божеств-ками во всей стране.

Остров вулканический, гористый. На одной из его вершин (вторая по высоте точка острова) находится святилище Ондакэ (男嶽神社).

Святилище посвящено великому божеству Сарутахико (猿田彦) — достаточно многогранному персонажу синтоистского пантеона, одному из шести великих ками, главе земных божеств.

Его полное имя можно перевести как «великое божество, князь обезьяньего поля», видимо, поэтому Сарутахико часто связывают с обезьянами. Обезьяны служат посланниками великого ками, но и он сам может изображаться не только длинноносым бородатым воином, но и в обезьяньем облике.

Здесь в качестве отступления заметим, что приверженцы практик Ко-син, устанавливающие каменные стелы, на которых, видимо, впервые появляются три обезьяны, могли заменять центральное изображение характерного для Ко-син божества Сёмэн-КонгоПосмотреть определение в словаре по трём обезьянам на Сарутахико, сопровождаемого тремя обезьянами. То есть великий ками связан не только с обезьянами как таковыми, но и с композицией «не видеть, не слышать, не говорить».

Но вернемся в Цусимский пролив. Очевидно, святилище Ондакэ почитает Сарутахико именно в обезьяньем проявлении, чем и заслужило славу: сложно утверждать наверняка, но, видимо, здесь самое большое в Японии скопление обезьяньих статуй.


Каменные статуи обезьян в святилище Ондакэ, остров Ики

Путеводители называют какие-то конкретные цифры, но вряд ли им можно доверять, т. к. количество скульптур, очевидно, постоянно пополняется и всегда можно выделить новых обезьян, вырезанных из камня. Можно лишь сказать, что обезьяньих фигур здесь «не одна сотня».


Три обезьяны. Святилище Ондакэ

Обезьяны изображаются в разных позах, с разными ужимками и мимикой. Можно заметить, что у резчиков весьма популярна композиция с тремя обезьянами, причем некоторые воплощения, мягко говоря, необычны. Смеем предположить, что на острове Ики собрали самое большое количество каменных статуй трех обезян не только в Японии, но и в мире.


Три обезьяны. Святилище Ондакэ

У туристов особо популярна одна из троиц, в которой центральная фигура, закрывающая глаза, оснащена не по-обезьяньи огромным мужским достоинством в напряженном состоянии, а ее коллеги обернулись в изумлении. И, хотя эта композиция, очевидно, совсем недавнего изготовления (2010-е, но не позднее 2014 г.) и, явно, несет долю иронии, фаллический культ в Японии распространен и естественен, а обезьяны в японской культуре издавна наделены символикой фертильности, так что ничего странного в этом нет.


Три обезьяны в фаллическом проявлении. Святилище Ондакэ

Нам святилище интересно не только разнообразием композиций, но и примером того, как в скоплении обезьян выкристаллизовываются тройки «не вижу — не слышу — не говорю»

Посланники Японии

В пятом по величине городе штата Техас, Форт-Уорте (Fort Worth, отчего-то специалисты Роскартографии именуют его Форт-Уэрт) еще в 1934 г. был открыт первый в штате публичный ботанический сад. В настоящее время он занимает площадь 44 га и на ней разместился 21 тематический сад. Посещение всех бесплатно, за исключением двух: зимнего и японского сада.


Японский сад в Форт-Уэрте, Техас, США


Японский сад был создан в 1973 г. и множество растений и элементов оформления было привезено из города-побратима Форт-Уэрта — японской Нагаоки (長岡), префектура Ниигата.

На трех гектарах посетители могут увидеть все составляющие, которые обычно ассоциируются с японскими садами: сад четырех сезонов, сакура и японские клены, аж три пруда с карпами-кои, водопад, сад камней, чайный домик, пагода, горбатый мостик, площадка для наблюдений за луной и т. д.

И среди скульптур, украшающих сад, у посетителей популярны три каменные обезьяны.


Три обезьяны японского сада в Форт-Уэрте.

Обезьянки размещены необычно: не вместе плечом к плечу, как обычно, а на крутом склоне друг над другом на ступенях (раньше деревянных, а теперь из местного камня). И фотографы привозят из сада эффектные кадры.

Нам этот случай интересен тем, что три обезьяны здесь служат посланниками культуры, одним из привлекательных и узнаваемых символов Японии.

Любопытно, но символика трех обезьян существует в Форт-Уэрте и за пределами ботанического сада, на одном из заборов можно увидеть профессионально исполненные граффити с тремя обезьянами.


Три обезьяны, граффити, Форт-Уэрт

От сёгуна на долгую память

Мы уже встречались с резными панно, изображающими трех обезьян (одно из них хранится в Омске) и знаем, что восходят они к единственному оригиналу, приписываемому резцу легендарного скульптора Хидари (Левши) Дзингоро, знаменитым трем обезьянам из Никко.


Современное состояние панно с тремя обезьянами на фасаде священной конюшни в святилище Тосёгу, Никко, Япония. После реставрации в 2016 г.

В апреле 2012 г. на аукционе Leland Little в американском штате Северная Каролина было выставлено резное деревянное панно размерами приблизительно 151×51 см с золочеными фигурами в лакированной раме с бронзовыми медальонами. Аукционисты уверенно называли предмет японским и относили примерно к 1840 г. (то есть к концу периода Токугава).


Три обезьяны на панно

Давайте присмотримся к резьбе и сравним ее с источником. То, что автор обезьян из Никко решал просто, на северокаролинском панно усложнено и приукрашено. Так и хочется назвать его более «барочным», если это применимо к восточному искусству. Причудливые ветви, добавленные листья, пион, пустивший побег, взявшиеся откуда-то облака — все усложняет композицию. Даже сами обезьяны получили пышные волнистые «бакенбарды», действительно характерные для японских макак.

Очень любопытно увидеть обычно скрытую от зрителя обратную сторону панно. Можно заметить, что рельеф не цельный из деревянного массива, а набран из отдельных элементов, а его устройство и иллюзия объема напоминают кулисы театральных декораций, создающие несколько планов сцены.


Один из медальонов на раме панно

Металлические медальоны на раме — не просто украшение. На них выгравированы стилизованные три листа аои — мальвы в круге. Это мон (герб) клана Токугава, того самого, в честь которого назван период истории, к которому относят панно. Из этого клана назначались фактические правители страны — сёгуны. А основал сёгунскую династию Токугава Иэясу (徳川 家康 1543—1616 гг.). Оригинальное панно с тремя обезьнами находится в святилище Тосёгу, посвященном как раз-таки Иэясу Токугаве и служащем его мавзолеем.

То есть можно предположить, что северокаролинская копия — не просто забавная анималистическая сцена, а память о могущественном и божественном сёгуне.

P.S. Лот был продан за $3250

Когда самурая не отличить от обезьяны

В социальных сетях уже несколько лет подряд гуляет одна картинка. Ее можно встретить у блогеров всех стран на всех языках.

Иногда в шутку, чаще вполне серьезно публикуется изображение бегущего восточного воина.


Воин, гуляющий с котом в доспехах (着甲武人猫散歩逍遥図)

Некоторые называли воина монголом и даже самим Чингисханом, но большинство узнавало японского самурая. Изюминка картинки в том, что самурай ведет на поводке кота в боевых доспехах. Комментаторы выдвигали разные фантастические и забавные версии, чем именно заняты герои произведения и при этом мало кто сомневался в древности, аутентичности картинки.

Между тем, это современное авторское произведение. Самурая с котом нарисовал в 2014 г. японский художник Тэцуя Ногути (野口哲哉).

Посмотрев небольшой фильм о его творчестве, вы можете убедиться, что всё его внимание обращено на самураев, причем Тэцуя чаще воспроизводит объемные, скульптурные изображения средневековых японских воинов, часто добавляя в них неожиданные современные элементы.


Творчество художника находит отклик не только в сердцах интернет-пользователей. Тэцуя Ногути проводит вполне реальные выставки. Вот с одним из экспонатов такой выставки мы и хотим познакомиться поближе.


Три мудрые обезьяны. Тэцуя Ногути

Так это же обезьяны, которые не слышат, не видят и не говорят! Кираса (до) у них гладкая (такой тип доспеха называют хотокэ-до — «грудь как у Будды»), пах и бедра прикрыты латной юбкой, но самые примечательные, несомненно, шлемы. Один традиционных из типов боевой маски мэнгу, закрывающей лоб и щеки воина, напоминал контуры обезьяньего лица. У трех самураев Тэцуи Ногути в точности воспроизведен исторический образец. Но под ним видно настоящее красное обезьянье лицо. Настоящая ли это обезьяна или же только раскрашенная боевая личина, прикрывающая человеческое лицо воина? Знает только автор!

Авторское название композиции — англоязычное: Three wise monkeys («три мудрые обезьяны»).

Источник - iskonno.ru

Tags: Звери, Интернет, Культура, Скульптура, Страна
Subscribe

Posts from This Journal “Скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment