Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Ваби-саби – искусство жить просто



Для японца эстетика ваби-саби – это как греческие идеалы совершенства для европейца. Но не спрашивайте у жителей страны Восходящего солнца, что значит «ваби-саби». Скорее всего, вам не ответят. Четкого определения, которое выражает глубину понятия нет.

ВАБИ-САБИ СЛОЖНО ПЕРЕДАТЬ СЛОВАМИ, ЕГО НУЖНО ОСМЫСЛИТЬ.





Ваби-саби – японский взгляд на прекрасное. Воплощение строгой пустынной красоты. Культ естественности, несовершенности и непостоянства.

ДЕКОР, КОТОРЫЙ ПОКЛОНЯЕТСЯ СОСТАРЕННЫМ ВЕЩАМ, С ТРЕЩИНАМИ И ШЕРОХОВАТОСТЯМИ – ЛИШЬ ОДИН ИЗ МАТЕРИКОВ НА БОЛЬШОЙ ПЛАНЕТЕ ФИЛОСОФИИ ВАБИ-САБИ





В сухом дословном переводе «ваби-саби» – значит «cкромная простота». Американский искусствовед, автор книги «Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poetsand Philosophers» Леонард Корен долго изучал этот феномен и пришел к выводу, что «смысл ваби-саби – в незначительном и скрытом, экспериментальном и эфемерном: в вещах нежных и мимолетных, недоступных грубому глазу. […] Простота есть сердце ваби-саби.»

Простота – это ценность, которая несет в себе богатство. Поиск ваби-саби – это поиск простоты, гармонии с природой и собственным сознанием.

НАШЕ ТЕЛО – ЭТО ОДЕЖДА ДЛЯ ДУШИ. ДОМ – ОДЕЖДА ДЛЯ ТЕЛА.



Интерьер ваби-саби наполнен воздухом. Здесь нет случайных вещей – только функциональные и нужные предметы. Все они имеют историю и память. Мелкие трещины на вазе. Сочный, глубокий налет патины на комоде. Немного стертые подлокотники кресла. Я всегда восхищался следами, которые рисует время.

​ИНТЕРЬЕР СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, БУДТО ЧЕРДАК, ЗАХЛАМЛЕН ПРЕДМЕТАМИ. РОСКОШЬ ДЛЯ ЯПОНЦЕВ – ОБЛАДАТЬ МАЛЫМ.

Форма вторична для ваби-саби. Главное – воспринимать прекрасное в сущности, видеть красоту в несовершенстве. Под тяжестью времени дерево темнеет и от того стает еще прекрасней.





Мягкие природные линии наделяют пространство необычайным вкусом. Считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни, ваби-саби отрицает симметрию.

Мы настолько привыкли делить пространство на равные части, что даже вазу на стол инстинктивно ставим посередине. Японец столь же машинально сдвинет её в сторону, ибо видит красоту в асимметричном расположении декоративных элементов, в нарушенном равновесии, которое олицетворяет мир живой и подвижный.

Еще одна причина сказать симметрии «не сегодня» – повторение. Дублировать декоративные элементы в японской эстетике считают дурным тоном. Посуда жителей Японии не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. «Кааак? Оно же все разное!», – подумаете вы, увидев на столе чашки, тарелки, блюдечка. У японцев другой тип мышления. Для них безвкусица – одна роспись на всей посуде.





Цвета в интерьере ваби-саби не кричат, а излучают вселенское спокойствие. Белый, бежевый, серый, коричневый, земляной и охристые тона делают пространство легким и невесомым. К тому же, глаза не устанут от пестрых красок и скажут вам: «Спасибо».

МЕДОВЫЙ ЦВЕТ ВОЗДУХА С ПЫЛЬЮ. ТЕПЛЫЙ ЦВЕТ МОЛОКА. ПЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТ ВЫЦВЕТШИХ ЛИСТЬЕВ. У ВАБИ-САБИ ЛЮБОВЬ С ПРИРОДНЫМИ ОТТЕНКАМИ.





В монохромной среде нет места лоску.

«При виде предметов блестящих мы, японцы, испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы столовую утварь начищают до ослепительного блеска, мы же такой блеск не принимаем. Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего блестящего. Но предпочтение отдаем тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести в эстетический принцип. Мы любим вещи, которые носят на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов»
* Дзэнитиро Танидзаки, «Похвала тени»

Существует легенда, что японский дом освещает не солнечный свет, а лунное сияние. Поэтому освещение часто тусклое. Его задача – подчеркнуть текстуры и сохранить выразительность натуральных цветов.



О связи с природой говорят и натуральные фактурные материалы: дерево, камень, глина. Объемные штукатурки имитируют живую землю. Мягкий запах деревянных поверхностей переносит в лес.

Дерево – один из главных материалов – аккумулирует живительную энергию. Чтобы максимально воссоздать природную атмосферу, используют необработанный материал. Грубые столешницы, столы, тумбы наполняют интерьер архаичным духом саби.





Ваби-саби открывает портал в другой мир. Это скрытая реальность подобна скрученной вручную нити, из которой выткан ковер жизни. Зайдя в такой интерьер, тело ощущает приятную отрешенность.

Чтобы создать дом ваби-саби, нужно обрести мышление ваби-саби. Постигнуть философию можно через внутреннее созерцание, медитацию, жизнь без излишеств, чувство единства с природой.





НА БОЛЬШОМ ПУТИ К ВАБИ-САБИ НУЖНО ОСОЗНАТЬ 3 ИСТИНЫ: НИЧТО НЕ ВЕЧНО, НИЧТО НЕ ЗАКОНЧЕНО И НИЧТО НЕ СОВСЕМ.

Источник - mahno.com.ua

Tags: Арт, Декоративно-прикладное искусство, Дизайн, Идеология, Идея, Япония
Subscribe

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments