Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Смех сквозь ссылки



«Легко на сердце от песни весёлой» – распевал весь Союз после премьеры «Весёлых ребят». А сценаристы фильма – Николай Эрдман и Владимир Масс – уже давно были в ссылке. Сажал их тот же, кто сгубил Мандельштама.

Иосиф Сталин был киноманом и верил, что кино может запросто заменить пролетариату спиртное. Пересматривая фильмы с Бастером Китоном и Чарли Чаплиным, он и смеялся от души и креп в убеждении, что доходы от комедии способны перекрыть алкогольные прибыли. На этом мифе, во всяком случае, держится история создания советского Голливуда. Да и вообще, думал вождь советских народов, лучшего, чем кино, способа сообщить миру, что жить в СССР стало лучше и веселее, и не придумаешь.

В конце августа 1929 года режиссёры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров вместе с оператором Эдуардом Тиссэ отбыли из Москвы в Америку. Целью было узнать как можно больше о звуковом кино. Ну, и заодно чуть показать себя. Эдуард Тиссэ – выдающийся кинооператор и документалист, с Эйзенштейном они работали ещё со «Стачки». Григорий Александров имел за спиной курсы рабоче-крестьянского театра в Екатеринбурге, работу контролёра театрального репертуара всего Урала и статус соратника Эйзенштейна ещё со времён Первого рабочего театра в Москве.


Г. Александров, Эйзенштейн, У. Дисней, Э. Тиссе. commons.wikimedia.org

Александров действительно ехал за опытом – чтобы потом ваять советскую киноиндустрию. Эйзенштейн, уже известный на Западе благодаря своему «Броненосцу Потёмкину», надеялся как-нибудь закрепиться в Голливуде. Но аккурат по приезде советских киношников в Америке грянула Великая депрессия – выживать стало сложно даже местным режиссерам. Грандиозные идеи Эйзенштейна, мало заботящегося о коммерческом успехе, шли мимо кассы.

Во время двухлетней командировки Александров, Тиссэ и Эйзенштейн встречались с писателями, актёрами, режиссёрами, продюсерами и журналистами. В Лос-Анджелесе советская компания снимала виллу в Беверли-Хиллз – с бассейном, личным авто в гараже и прислугой. Зов родины о возвращении они услышали, только когда отправились в Мексику – и только потому, что этот зов уже звучал как угрожающее требование.



Эйзенштейн предчувствовал тоску: он привёз из поездки два чемодана книг по кино, его ученик Александров – два чемодана модных костюмов и записную книжку. В ней были законспектированы комедийные сценки, номера и сюжеты, которые он насобирал в американском кинематографе. Александров знал, чем займётся – к созданию первого шедевра советского Голливуда он был готов. К тому же вскоре выяснилось, что глава советской кинопромышленности Борис Шумяцкий предпочитает работать именно с ним, а не с прославленным Эйзенштейном.

Дело было так. Шумяцкий пришел на выступление джаз-оркестра Леонида Утёсова – и понял, что хочет сделать из его шоу музыкальный комедийный фильм. Он тут же озвучил идею Утёсову, посоветовав взять в режиссёры Александрова. Утёсов тут же согласился при условии, что сценаристами будут авторы его «Музыкального шоу» Николай Эрдман и Владимир Масс.



Эрдман стал известен после постановки спектакля «Мандат», а еще – это он написал нашумевшую и запрещённую пьесу «Самоубийца», которую восхвалял Станиславский и жаждал ставить Мейерхольд. Надежда Мандельштам считала её поколенческой пьесой: «почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство». А Иосиф Сталин сказал так: «Я не очень высокого мнения о пьесе “Самоубийца”. Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна».

Эрдман, как и Масс, мастерски придумывал репризы, конферансы и частушки. Их неофициальные творения передавались из уст в уста. «Когда пролетарий хочет смеяться, нам не до смеха», – изрёк Эрдман, выслушав восторженную речь Утёсова о будущем фильме «Веселые ребята», и приступил с Массом к работе над либретто. Никто не сомневался, что они напишут забористо на музыку Исаака Дунаевского. До зрителя, правда, дошло не многое из написанного, особенно на монтаже порезали злободневные остроты Эрдмана.



Снимали в Гаграх. Оператора тоже рекомендовал Шумяцкий, им стал Владимир Нильсен – лучший из лучших, отбывавший, правда, тогда срок в ссылке на Белом море. Шумяцкий был уверен, что талант и профессионализм дороже чистой анкеты, и Нильсена выпустили досрочно.

В Гагры режиссёр прибыл с женой и сыном, исполнительница главной роли Любовь Орлова – с другом сердца, австрийским дипломатом. Муж её, Александр Березин, в то время был в ссылке в Казахстане. За пределами съёмочной площадки страсти никто не цензурировал. Первым ретировался австрийский дипломат, потом на нервах отбыло семейство Александрова. Режиссер своих отношений с Орловой не скрывал – вскоре после съёмок они вовсе съехались и поженились. Прожили долго, не сказать, что сильно счастливо, но на зависть многим.



В конце декабря 1934 года «Весёлые ребята» вышли на экраны и ознаменовали собой рождение музыкальной кинокомедии в СССР. Премьера прошла в «Ударнике» – первом звуковом кинотеатре страны. Перед началом сеанса в холле раздавали презенты: женщинам – конфеты, мужчинам – папиросы. После просмотра звёзды вышли к публике за причитающимися овациями и получили их сполна. Тут была вся съёмочная команда – кроме Леонида Утёсова и сценаристов Эрдмана и Масса.

Эрдмана и Масса арестовали ещё в 1933 году во время съёмок. Случилось это после ужина у Сталина, на котором присутствовали Орлова с Александровым и режиссёр Михаил Чаурелли. Александров наигрывал на рояле любимые грузинские песни хозяина, когда подвыпивший артист Качалов взялся декламировать частушки Эрдмана и Масса: «Однажды ГПУ пришло к Эзопу // И взяло старика за жопу. // А вывод ясен: // Не надо басен!» Ну и ещё некоторые. Они писались для своих, авторы читали их на всевозможных капустниках и театральных вечеринках, потом строчки разбредались сами по себе. Сталин это знал – сам попросил Качалова прочитать «чего-нибудь свеженькое».



Эрдман слыл человеком жизнерадостным, считалось, что он о смерти тоже думает шутя. Однажды, например, ещё в начале 1930-х он составил список гостей на свои похороны. Перечень фамилий всевозможных деятелей искусств получился длинным. Тогда он написал ещё один, в него вошли лишь те, кто придет на похороны, даже если будет дождь. Эти списки хранились в его черновиках до обыска. После он объяснял оперуполномоченному НКВД Шиварову, в чем их суть. Совершенно бесполезно. На допрос вызвали всех участников длинного списка.

Шиваров специализировался на литераторах с начала 1930-х: арестовывал Осипа Мандельштама, Николая Клюева, Бориса Пильняка. Самого Шиварова арестовали в декабре 1937-го по шпионской статье и дали всего пять лет. Он отбывал под Архангельском, там и покончил с собой в 1940-м. В 1957-м он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.



Эрдмана же тогда приговорили к ссылке в Енисейск на три года. В Москву он вернулся только в 1949 году. Масс свою ссылку отбывал в Тобольске. В войну руководил фронтовым театром – и в 1943-м был прощён. Фильм «Веселые ребята» имел для западного проката название «Москва смеётся». Говорят, Чаплин восторгался тем, что хмурая, депрессивная Россия Достоевского в 1934 году наконец начала улыбаться. На фоне успеха премьеры фильма Любови Орловой пришла в голову мысль спросить у Сталина о судьбе своего давно уже бывшего мужа. Тот обещал узнать. Через несколько дней ее вызвали на Лубянку и сообщили, что с бывшим мужем всё в порядке, но если она по нему скучает, то может разделить его судьбу. Орлова молча вышла из кабинета следователей.

Автор Алена Городецкая
Источник - jewish.ru


Tags: 1934, Кино, НКВД-КГБ, СССР, Сталин, Фильм, Юмор
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments