Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

«Полёты во сне и наяву»: Первые 40 лет самые сложные в жизни мальчика


Фильм «Полёты во сне и наяву». За камерой Вилен Калюта. Впереди - Роман Балаян
Фото: Александр Бронштейн. www.kino-teatr.ru


Кинокомпания - Киностудия им. Довженко, Творческое объединение «Время»
Жанр - драма, трагикомедия
Режиссёр - Роман Балаян
Автор сценария - Виктор Мережко
Оператор - Виллен Калюта
Композитор - Вадим Храпачёв
Длительность - 90 мин
Страна - СССР
Год - 1983

Съёмочная группа:

художник-постановщик: Виталий Волынский
звукооператор: Людмила Любенская
художник-декоратор: Евгений Питэнин
художник-гримёр: Л. Колотовкина
монтаж: Е. Лукашенко
редактор: М. Медникова
директор картины: Олег Пикерский

В ролях:

Олег Янковский — Сергей Иванович Макаров
Людмила Гурченко — Лариса Юрьевна Кузьмина, коллега и бывшая любовница Сергея
Олег Табаков — Николай Павлович, начальник и друг Сергея
Людмила Иванова — Нина Сергеевна, коллега Сергея
Людмила Зорина — Наташа, жена Сергея
Елена Костина — Алиса Суворова, любовница Сергея (озвучивает Елена Коренева)
Олег Меньшиков — друг Алисы
Любовь Руднева — Светлана, коллега Сергея
Александр Адабашьян — скульптор (озвучивает Юрий Богатырёв)
Никита Михалков — режиссёр на ночных съёмках
Елена Михайлова — стрелочница (в титрах Е. Черняк)
Алёна Одинокова — Маша, дочь Макаровых
Сергей Иванов — актёр на ночных съёмках
Валерий Панарин — друг Сергея

Конец 70-х. Режиссёр Роман Балаян переживает не лучший период в своей жизни. Ему предлагают снимать фильмы про неунывающих работяг, а его гложит совсем другое… ему скоро сорок лет!

Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Всё время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу. Лечу вниз. Я свободен, словно птица в небесах. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена, тёща, дети орут — кушать хотят…» — сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву».







В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста — он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился — специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра.



В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик — актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».



Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки другого шедевра «Влюблён по собственному желанию», и Москвой — спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям — Сергею Макарову и Игорю Брагину — относился как к одному человеку в разных проявлениях.



Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского — актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок — режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв — он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.





Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория — его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.



Цитата из Балаяна:

Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

Источники -
pikabu.ru,
www.ng.ru,
www.kino-teatr.ru и
Википедия


Tags: 1980-е, Кино, Классика, СССР, Украина, Фильм
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments