Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

"С чего же ты живешь? Чего не умираешь?": Голодомор 1932-1933 годов в воспоминаниях и документы



Только недавно учёные подсчитали реальное количество жертв Голодомора – 4 500 000. Из которых свыше полумиллиона – так никогда и не родились. Не забываем. Пусть горит свеча памяти...

Жертв, которые выжили, сейчас почти не осталось. Поэтому сохраним воспоминания...


Николай Пискун, 1926 г. р., пгт. Сивашское, Херсонской области: „В 1933 году умерла моя сестренка..., ей было только три года. Она не кричала ,не капризничала, а только тихо просила кушать..."

Алексей Степаненко, Херсонская область: „...самый страшный период голодомора был весной 1933 года. Отец мой уехал в поисках хлеба и не вернулся. Вскоре уехал брат – и его не дождались. Остались мы с мамой вдвоем. В детские ясли меня не приняли, потому что мама не была колхозницей, она тогда на почте работала ... Чтобы выжить, мама вынуждена была бросить работу и пошла работать в колхоз, потому что там на поле обед варили. Поэтому мама брала меня в поле. Заработанный обед немножко съедала, а остальное – мне ... Мама совсем ослабла и однажды бригадир сказал: „Иди, Параска, домой, с тебя уже никакого толку" ... Мама, чувствуя, что ее уже караулит смерть, говорит мне: „Как буду умирать, задушу и тебя, чтобы не мучился, не умирал голодной смертью". Вечером того же дня она, бедная, отдала Богу душу. Меня, семилетнего, забрали в сельский приют".


Центральний державний історичний архів України

Назаренко Иван Дмитриевич, с. Софиевка Новотроицкий район Херонськой обл: „В нашей семье было шесть душ. В 1932 году отцу принесли план сдачи хлеба государству. Отец вывез указанное количество зерна на приемный пункт, остался мешок ведра на три супа и кашу, потому что молоть уже не было чего. После выполнения первого плана отцу дали второй. Отец взял на плечи последний мешок и отнес на приемный пункт. Дома осталась корова и десяток кур. Активисты забрали все. За невыполнение второго плана хлебосдачи отца забрали в НКВД, а к нам опять пришли активисты и начали шарить по углам. Паслен сушеный мама всыпала в котомку, забила гвоздь в камин и прицепила там на веревку. Один из активистов – Струк Яков – полез в печь, нашел мешочек с пасленом и забрал с усмешкой... У нас осталась лобода с крапивой и кот,который ловил мышей. В углу над столом стояло четыре иконы, а на полке лежали книги: „Кобзарь" Шевченко, энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Активисты поснимали иконы, выбросили во двор, потом забрали все книги, сбросили в кучу на иконы и подожгли. А одежду и вышитые рушники из домотканого полотна – все забрали".



Анастасия Гулей, с. Бубнивщина Черниговский обл: "...Мы с подругой ходили по огородам и искали, где мерзлую картофелину вымыло, кусочек моркови или свеклы… Ничего нет. Вот мы сели под одной "шевченковской" хаткой, в которой было одно маленькое окно и то без стекла. Слышим мужские голоса, выглянули – идет буксирная бригада в эту хату. Гомон, крик, плач! Вдруг из окна падает белый узелок. Открываем, а там – горсть фасоли! Женщина выбросила узелок в окно, чтобы спасли горстку фасоли! Как узелок возьмешь? Человек выбросил его с надеждой, что заберет и хоть раз поест ... Они часто спрашивали: "С чего же ты живешь? Чего не умираешь? Значит, что-то имеешь". Приходили еще и еще, и еще... Пока человек не умрет. Только тогда верят, что ничего у него нет. А ходили те же односельчане, буксирная бригада – из комсомольцев, из "преданных" людей формировалась ... Кто выжил? Те, кто умудрился, как я слышала, под коровником яму выкопать и какую пшеничку спрятать. А кто не додумался или не имел возможности, тот обречен был на смерть. Выполнил задание партии и правительства – умер".

Есть свидетельства одного из тех, кто, собственно, "обеспечивал выполнение плана хлебозаготовок".

Шепель Илья Андреевич, с. Станислав Белозерского района Херсонской обл.: „В нашем селе раскулачили середняков. Я был комсомольцем и ходил по дворам искать хлеб. В 1932 году урожай был у нас средний, но когда начали собирать, то на колхоз был наложен непосильный план – 32 тысячи пудов. Набрали только 16 тысяч пудов. Тогда началось „раскулачивание". На высылку отправляли добрых тружеников–середняков".


Центральний державний історичний архів України

Что ели люди? Все.


Дарья Анисина, с. Софиевка Херсонской области: „В сарае мы нашли много сорняка. Начали вымачивать из него зерно, которое терли – из него мама пекла нам драники. Мука из щетинника была очень горькой, но мы ели драники. Не стало семян щетинника, начали мять гречневую мякину и печь блины. К середине зимы не стало и мякины. И тут я вспомнила, что когда соседка тетя Даша резала телят, свиней, мы с братом пару шкур спрятали. Хоть их было мало, они были очень тяжелые. Принесла их домой, мы их порезали и начали жарить в печи, а затем варили. В кипятке шкура разбухала, становилась мягкой, толщиной с палец. Запах был неприятный. Возможно, они и спасли нас от голодной смерти. Наступила весна, появилась лебеда, крапива и другой бурьян. Утром мы шли на поляны собирать себе обед. Пришли домой, мама забирала сорняк и готовила нам обед, а потом ужин".

И еще несколько рецептов:

  1. Цветы акации, зеленую лебеду смешать с толчеными кочанами, облущенными от кукурузы, иногда с горсткой отрубей. Смесь варить.

  2. Суп, "от которого болели животы": варить из облезлых початков кукурузы, шелухи проса и сорняка.

  3. В кипяченую воду бросить ветви сосны, шишки, кору дерева. Варить.

  4. Оладьи из спорыша: насушить, истолочь в ступе, приготовить из этой смеси лепёшки, обжарить (иногда жарили даже на солидоле).

Документы

Про организацию "хлебной валки", в которой предлагается "расположить соответствующим образом коммунистов на 10-20 домов, возложив на них ответственность за организацию хлебозаготовок":


Объявление в газете "Ударник Дзержинбуда" за 1 февраля 1933 года о "борьбе с врагами колхоза", которые просто пытались выжить:



Жуткая описка в акте о смерти колхозника Андрея Остапенко: "Причина смерти - украинец":


Предписание Харьковского горздравотдела о необходимости "вынести из Салтовских бараков все трупы, не допуская в дальнейшем скопления":


Центральний державний історичний архів України

Статья о голодоморе в газете за пределами СССР:


Центральний державний історичний архів України

Проект Радио Свобода - о голоде как политическом инструменте. И про научные, а не политические подсчеты уничтоженных и не родившихся жизней. О закрытии границ и казнях за попытки спастись от голода.



Спецсообщение о случаях голодной смерти в одном из районов. 1932 год:


Центральний державний історичний архів України

В названии этого документа сказано все (1988 год):


О занесении на "черную доску" колхозов, которые "саботируют" госплан хлебозаготовок. Это означало, что село было оцеплено красноармейцами, и попытки людей выйти за пределы населенного пункта в поисках пищи угрожали им расстрелом:


Центральний державний історичний архів України

Акт "реагирования" на выступления колхозников, которые, как указано, обвиняли власть в массовом голоде. Все эти люди очень быстро будут репрессированы:


Центральний державний історичний архів України

Бюллетень о наказании "врагов народа". В частности, речь идет о Попове Акиме, спрятавшем возле лежанки в доме зерно, за что получил 8 лет лагерей:


Центральний державний історичний архів України



Источник - www.5.ua

Tags: 1932-1933, Большевики, Видео, Голодомор, Документ, СССР, Смерть, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “Голодомор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment