Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

«Божественная комедия» глазами художников - Боттичелли, Блейка, Дали, Доре и не только

Точная дата рождения итальянского поэта Данте Алигьери неизвестна: предположительно ее рамки ограничиваются одним месяцем, начиная с 20 мая 1265 года. Поэтому давно пора праздновать 755 лет со дня его появления на свет.



Первопроходцы

К самым ранним иллюстрированным манускриптам поэмы Данте относится известный под названием «Божественная комедия» Йейтса Томпсона (по имени издателя). Он хранится в Британской библиотеке. Долгое время имя автора рисунков, созданных в Сиене в середине 15-го века, было неизвестно. Лишь в 1964 году искусствовед Миллард Мисс предположил, что их было двое: Джованни ди Паоло и Приамо делла Кверча.

В 1977 году итальянка Джульетта Келацци выдвинула гипотезу, что на самом деле автор иллюстраций – Никола ди Улиссе, проведя множественные параллели между подписанными работами Николы и изображениями «Ада» и «Чистилища» из «Божественной комедии» Йейтса Томпсона . Однако большинство исследователей предпочли придерживаться прежней точки зрения.

В 1977 году итальянка Джульетта Келацци выдвинула гипотезу, что на самом деле автор иллюстраций – Никола ди Улиссе, проведя множественные параллели между подписанными работами Николы и изображениями «Ада» и «Чистилища» из «Божественной комедии» Йейтса Томпсона. Однако большинство исследователей предпочли придерживаться прежней точки зрения.


Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий у ворот города Дис. Ад VIII. Иллюстрация к "Божественной комедии"


В 1977 году итальянка Джульетта Келацци выдвинула гипотезу, что на самом деле автор иллюстраций – Никола ди Улиссе, проведя множественные параллели между подписанными работами Николы и изображениями «Ада» и «Чистилища» из «Божественной комедии» Йейтса Томпсона . Однако большинство исследователей предпочли придерживаться прежней точки зрения.



Данте и Вергилий у ворот города Дис. Ад VIII. Иллюстрация к "Божественной комедии"
Сандро Боттичелли. 1488, 32.1×47 см


Сандро Боттичелли

Даты создания итальянцем иллюстраций для «Божественной комедии» доподлинно неизвестны, но исследователи считают, что художник работал над ними несколько лет: предположительно в период между 1480 и 1495 годами. По одной из версий, он выполнял заказ для своего покровителя Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, а по другой — рисовал иллюстрации для собственного удовольствия. Учитывая, что они так и не были окончены, эта версия имеет право на жизнь.

Живописец настолько основательно подошел к задаче, что создавал по одному рисунку на каждую из ста песней «Комедии». Поскольку место действия в течение нескольких песней не менялось, то и на иллюстрациях Боттичелли иногда изменял лишь позу персонажей или добавлял некоторые новые детали. Он оставил неоконченными лишь рисунки к нескольким песням из «Рая».


Сандро Боттичелли. Ледяное озеро Коцит. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32.3×47 см


Сандро Боттичелли. Наказание воров и грабителей. Ад XXV. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32.3×47 см


Сандро Боттичелли. Зачинщики раздора. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32.3×47 см


Сандро Боттичелли. Люцифер. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32.3×47 см


Большинство из 92 сохранившихся иллюстраций выполнены на листах пергамента размером 32,5×47,5 см в технике «серебряная игла», популярной у ренессансных художников. Изображение, нанесенное серебряным или металлическим штифтом на особо подготовленную поверхность бумаги, пергамента или холста, выходило очень изящным и воздушным. Многие иллюстрации доработаны чернилами, а полностью в цвете завершены всего четыре из них. Причем некоторые исследователи склонны считать, что темперой их окрашивал кто-то другой, поскольку в результате изящные линии, характерные для Боттичелли, оказались сглаженными, и рисунки лишились узнаваемого почерка живописца.


Сандро Боттичелли. Наказание лицемеров и льстецов. Ад XVIII. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32×47 см


Сандро Боттичелли. Наказание еретиков. Ад X. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32×47 см


Сандро Боттичелли. Содомиты. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1488, 32.3×47 см


В библиотеке Ватикана хранятся несколько иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии», а также относящаяся к ней картина «Карта ада», выполненная на пергаменте из козьей кожи (с иллюстрацией к первой песне «Комедии» на обратной стороне). Немецкий режиссер Ральф Луп был настолько впечатлен картиной, увидев ее на выставке, что в 2016 году снял 96-минутный документальный фильм «Боттичелли. Инферно», посвященный исследованию одной только «Карты ада».


Сандро Боттичелли. Карта Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте Алигьери
1488, 33×47.5 см


Уильям Блейк

Английский поэт и художник занялся иллюстрациями к поэме Данте приблизительно за год до своей кончины. Он тоже достаточно основательно подошел к вопросу, и, по слухам, даже начал изучать итальянский язык, чтобы читать «Божественную комедию» в оригинале. Он успел создать 102 иллюстрации: в основном акварели плюс несколько рисунков карандашом. Блейк старался следовать как можно ближе к тексту, но его авторский почерк безошибочно узнается с первого взгляда. 69 иллюстраций посвящены песням «Ада», 20 — «Чистилища», 10 — «Рая» и 3 — без указания песни.


Уильям Блейк. Данте, бегущий от трех зверей. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 37×52.8 см


Уильям Блейк. Данте и Вергилий с Цербером. Иллюстрации к "Божественной комедии"
Данте и Вергилий с Цербером. Иллюстрации к "Божественной комедии"
Уильям Блейк
1827, 37.3×52.8 см


Уильям Блейк. Данте и Вергилий у входа в ад. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 52.7×37.4 см


Уильям Блейк. Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг Ада
1827, 52.6×37.4 см


Уильям Блейк. Беатриче в колеснице с Матильдой и Данте. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 36.7×52 см


В 2014 году, к 750-летнему юбилею со дня рождения Данте Алигьери, немецкое издательство Taschen выпустило каталог со всеми иллюстрациями Блейка. В настоящие время оригинальные рисунки хранятся в семи различных собраниях, и почитатели таланта художника могут увидеть их у себя дома, заказав юбилейное издание на сайте Taschen за 100 фунтов стерлингов.


Уильям Блейк. Данте, вошедший в огонь. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 52.8×36.9 см


Уильям Блейк. Наказание воров. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте
1827, 37.2×52.7 см


Уильям Блейк. Святой Петр и Святой Иаков с Данте и Беатриче и Святой Иоанн. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 36.5×52 см


Уильям Блейк. Лючия несет спящего Данте. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 37.4×52.7 см


Уильям Блейк. Данте спит под присмотром Вергилия. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 52×36.8 см


Поль Гюстав Доре

Наиболее известными и прошедшими через множество переизданий стали иллюстрации французского художника и графика, которого называют «величайшим иллюстратором XIX века». К моменту начала работы над «Божественной комедией» Доре уже достиг определенных высот на этом поприще: в его портфолио были успешные кейсы по созданию иллюстраций для произведений Франсуа Рабле, Джорджа Байрона, а также Библии.


Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1861


Доре было всего 23 года, когда он затеял амбициозный проект по созданию гравюр для бессмертной поэмы Данте. Несмотря на репутацию самого высокооплачиваемого иллюстратора Франции, ему все же не удалось убедить своего издателя выделить финансирование для этого замысла. Тогда художник решил выпустить первый том за собственные средства. Когда в 1861 году «Ад» с с его иллюстрациями увидел свет, то весь тираж мгновенно исчез с полок магазинов. Вопрос о финансировании других томов уже не стоял, и к 1868 году вышли остальные части «Божественной комедии» с рисунками Доре, ставшей мгновенной классикой. В общей сложности он создал около полутора сотен гравюр к произведению Данте.






























Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к "Божественной комедии"
1861


Фирменный стиль Доре как нельзя лучше совпал со звучанием поэмы. Филигранность в проработке образов, впечатляющая анатомическая достоверность, безграничная фантазия в создании потусторонних ландшафтов наделили его работы магнетизмом, надолго приковывающим взгляд. Французский писатель Теофиль Готье, приятель Доре, считал: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Он обладает тем визионерским взглядом, который присущ Поэту. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пропасти, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью».

Другие же считали, что секрет ошеломляющего эффекта от гравюр Доре кроется в явлениях несколько иного порядка: «Мы склонны полагать, что концепция и интерпретация происходят из одного и того же источника, — писал один из критиков после выхода первого тиража издания. — Что Данте и Гюстав Доре передают оккультными и торжественными беседами тайну этого ада, вспаханного их душами, пройденного, исследованного ими во всех смыслах». Как бы то ни было, художнику удалось создать настолько реалистичные и убедительные видения потусторонних миров, что волей-неволей начинаешь верить в его провидческий дар.

Сальвадор Дали

В 1950-х годах правительство Италии заказало испанскому художнику серию иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии», выход которого был запланирован в 1965 году к 700-летней годовщине со дня рождения Данте Алигьери. Дали с энтузиазмом принялся за дело, но когда итальянская общественность узнала, что эта почетная миссия возложена на плечи испанца, то разразился скандал и заказ на иллюстрации отменили.


Сальвадор Дали. Рай. Ангел. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1954, 33.2×26.5 см


Художник не хотел бросать начатое, и при поддержке французского издателя Жозефа Форе решил все-таки окончить работу над циклом. В 1965 году французское издательство Les Heures Claires выпустило ограниченный тираж иллюстраций Дали в виде премиального набора из ста ксилографий в изысканном переплете. Работа по их печати велась в течение пяти лет: мастера вырезали в общей сложности три с половиной тысячи деревянных блоков для оттисков. Чтобы в точности передать все цветовые нюансы акварельных иллюстраций авторства Дали при печати, пришлось вырезать от 20 до 37 досок для каждого отдельного рисунка.


Сальвадор Дали. Молитва. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Святой Иаков. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Предвидение. Рай. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1954, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Небесный лоцман. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см

Часто подлинность отпечатков, созданных по рисункам Дали, подвергается сомнению из-за того, что для быстрого заработка он ставил подпись под десятками тысяч пустых страниц, которые впоследствии могли использоваться для фальсификации. Но в случае с иллюстрациями для «Божественной комедии» издательство тщательно контролировало весь процесс печати гравюр, а после его завершения все доски для оттисков уничтожили.

Акварели Дали радикально отличаются от работ предшественников, когда-либо бравшихся за художественное оформление поэмы Данте. Впрочем, это было довольно ожидаемо: вряд ли бы кто-то удивился, увидев на них знакомые образы и приемы. Дали не таков! Да и с текстом итальянской классики рисунки гения сюрреализма связаны, скажем так, довольно опосредовано. Как обычно, художник предпочел метафорическое и символическое переосмысление средневекового текста, выуживая вдохновение из недр своего подсознания.


Сальвадор Дали. Падший ангел. Чистилище. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 34.3×26.7 см


Сальвадор Дали. Предатели родной стороны. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Плотина вдоль песчаного потока. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Скупцы и расточители. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Сальвадор Дали. Люди, которые пожирают друг друга. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1964, 33.2×26.5 см


Вокруг и около «Божественной комедии»

Естественно, такое мощное литературное высказывание не могло не оставить след в изобразительном искусстве в целом, помимо непосредственно самих иллюстраций. Особенно широкий интерес к поэме возник среди романтиков 19-го века, тогда и были написаны многие известные картины, связанные с персонажами и образами «Божественной комедии» Данте.


Ари Шеффер. Паоло и Франческа
1857, 168×235 см


В частности, наибольшее вдохновение у художников того времени вызвала трагическая история любви Паоло и Франчески, описанная в 5 песне «Ада». Ей посвящены картины Энгра, Россетти, Кабанеля, Шеффера и других. Красавица Франческа да Римини, дочь правителя Равенны, была насильно выдана замуж за Джанчотто Малатеста. Она влюбилась в Паоло, младшего брата своего супруга. Когда тот застукал их за прелюбодеянием, то заколол обоих любовников.


Эрнст Климт. Франческа да Римини и Паоло
1890, 125×95 см


Данте Габриэль Россетти. Паоло и Франческа да Римини
1867, 43.7×36.1 см


Жан Огюст Доминик Энгр. Паоло и Франческа
1819, 50×41 см


Александр Кабанель. Смерть Франчески де Римини


Джордж Фредерик Уоттс. Паоло и Франческа
1875, 152×129 см


Гаэтано Превиати. Паоло и Франческа


Эдвард Чарльз Галле. Паоло и Франческа


Эрнст Климт. Франческа да Римини и Паоло
1890, 125×95 см


Сразу несколько скульптур Огюста Родена также были вдохновлены эпизодами из «Божественной комедии» Данте. Подробную историю самой знаменитой из них читайте в аннотации к «Поцелую».


Огюст Роден. Граф Уголино и его дети
1881, 41.5×58.7 см



Огюст Роден. Паоло и Франческа
1886, 29.8×59.1×27 см


Огюст Роден. Врата ада
1890, 635×400 см


Огюст Роден. Паоло и Франческа в облаках
1905, 65.5×70 см


Огюст Роден. Поцелуй
1882, 181.5×112.5 см


Гораздо менее романтичны картины Вильяма Бугро и Эжена Делакруа. На первой из них Данте и Вергилий напряженно наблюдают за кровавой борьбой узурпатора Джанни Скикки с алхимиком Капаччо. На второй они пересекают реку Стикс, которая буквально кишит душами грешников, на фоне пылающего Города мертвых.


Данте и Вергилий в аду. Вильям Адольф Бугро, 1850


Данте и Вергилий в Аду (Ладья Данте). Эжен Делакруа, 1822


Уже в 20 веке вышли иллюстрации австрийского художника Франца фон Байроса, известного главным образом благодаря эротическим гравюрам. В случае с рисунками к поэме Данте отчетливо прослеживается вдохновение творчеством Густава Климта и Альфонса Мухи.





Что касается портретов самого Данте Алигьери, то неизвестно, как он выглядел на самом деле, так как при жизни никто из художников его не писал. Существует посмертная маска поэта, но ее подлинность достоверно не установлена. Поэтому средневековые и ренессансные живописцы руководствовались главным образом описаниями его внешности, оставленными писателем Джованни Боккаччо и историком Джованни Виллани. Так, в «Жизни Данте» Боккаччо писал: «Длинное лицо, орлиный нос, огромные глаза, выдающаяся вперед нижняя челюсть с припухлой нижней губой, кожа коричневого цвета, волосы и борода темны и вьются. В глазах печаль и думы».


Аньоло Бронзино. Данте смотрит на Чистилище
1530


Даже дату рождения Данте Алигьери исследователям пришлось вычислять по косвенным свидетельствам, а именно — нескольким строкам из «Божественной комедии». Боккаччо утверждал, Данте родился в мае 1265 года.


Сандро Боттичелли. Данте Алигьери
1495, 54×47 см


Андреа дель Кастаньо. Знаменитые персоны. Данте Алигьери


Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. Фреска "Парнас". Фрагмент: Данте Алигьери
1511


Джон Эверетт Милле. Портрет Данте Алигьери
1852, 29.2×22.8 см


Уильям Блейк. Данте Алигьери
1800, 42.5×87.8 см


Сам поэт сообщал в 22 песне «Рая», что родился под знаком Близнецов. В 1265 году зодиакальное созвездие Близнецов правило с 18 (22) мая по 17 (21) июня, отсюда и приблизительные даты.

Автор Наталья Азаренко
Источник - Артхив


Tags: Арт, Гений, История картины, Италия, Поэт
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments