Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

7 лучших итальянских режиссеров

Великие итальянские режиссеры ХХ века изменили привычный способ восприятия действительности – в объективах их кинокамер реальность преображалась. И с тех пор мы смотрим на мир так же, как они.

1. Микеланджело Антониони

Все свои фильмы этот мизантроп посвятил одной теме – отчужденности людей, их неспособности понять друг друга. Кадры у Антониони всегда композиционно совершенны и неимоверно холодны. Сюжеты фильмов запутанны и смутны, и мало кто помнит, из-за чего страдали герои, кто с кем кому изменил и почему все расстались. Но жженые краски индустриальной Равенны в “Красной пустыне”, карнавальная графичность интерьеров в “Ночи” или пыльное солнце римских квартир в “Затмении” – незабываемы.


“Красная пустыня”, 1964

2. Федерико Феллини

Феллини был по сути сюрреалистом – прозревал и показывал нечто за гранью реальности. Всегда гротескно, с помощью преувеличений. Его “Дорога” – абсурдистский, сам себя отрицающий неореализм. “Казанова” художественными средствами превращает биографию бонвивана в историю автомата. А в “И корабль плывет...” он под хор кочегаров утопил европейскую цивилизацию, изображенную в виде картонного “Титаника”.


“И корабль плывет...”, 1983. Фильм содержит типичный для Феллини прием — замкнутое место действия (огромный корабль) становится метафорой мироздания

3. Пьер Паоло Пазолини

Если сопоставлять великих итальянских живописцев и режиссеров, то “парой” Пазолини, безусловно, будет Караваджо. Одинаково бурные биографии. Одинаково буйный нрав. Одинаковая беспощадность в показе самых яростных сторон жизни и превращение этой беспощадности в новое понимание красоты. Лучший пример – “Медея” с Марией Каллас. Пазолини взял великую диву, которая не могла больше петь, снимал ее увядшее лицо крупным планом, обнажил трагедию – и сделал Медею, облаченную в варварские одежды и бредущую по камням в турецком Гёреме, символом эстетизированного страдания.


“Медея”, 1969

4. Франко Дзеффирелли

Принципиальный консерватор, он чувствует себя легко только в костюмном жанре. И в нем не знает равных. История в фильмах Дзеффирелли живая: точнейшие костюмы и декорации вместо ощущения пыли и скуки создают эффект присутствия. Какую бы эпоху он ни взял – Флоренцию 1930-х, условный мир “венецианского мавра” или Париж 1850-х, – кажется, что снимал “на натуре”. Дзеффирелли объясняет успех тем, что все детали воссоздает по великой живописи.


“Брат Солнце и сестра Луна”, 1972, — история жизни святого Франциска Ассизского

5. Витторио де Сика

Большинство зрителей считает де Сику обычным неореалистом, но ничего обычного в нем, конечно, не было. Он и правда делал реалистические по картинке фильмы, но выдавал себя сценариями. “Затворники Альтоны” сняты по Сартру, “Брак по-итальянски” – по Эдуардо де Филиппо. Экзистенциалист и абсурдист – те еще авторы для неореализма. Де Сика шел по стопам раннего Феллини с его “Дорогой”: показывал черно-белой светотенью скрытую реальность. В его случае – безумноватую.


“Брак по-итальянски”, 1964

6. Бернардо Бертолуччи

Самый атмосферный из великих итальянских режиссеров – в его картинах место действия, будь то Запретный город в “Последнем императоре”, старые римские дома в “Осажденных” и “Конформисте” или тосканские пейзажи в “Ускользающей красоте”, всегда важнее самого действия. Свет и звуки заменяют сюжет и говорят больше слов. При этом – никакого реализма: всё, что показывает Бертолуччи, он и его герои видят исключительно субъективно.


“Конформист”, 1970. Большинство архитекторов на вопрос о любимом фильме называют этот — за построение кадра и работу с цветом

7. Лукино Висконти

Оперный театральный режиссер, в фильмах Висконти был фанатиком правды – эмоциональной и бытовой. В костюмной точности доходил до абсурда: снимая “Леопарда”, отремонтировал парочку дворцов на Сицилии и раскладывал по ящикам комодов батистовые платки. Платки в фильме не фигурировали, а ящики даже не открывали, но Висконти уверял: знание того, что платки есть и они настоящие, поможет актерам играть реалистичнее. Фундаментальность подготовки и правда чувствуется в кадре, и иногда она как мертвый груз: фильмы Висконти часто кажутся тяжеловесными и затянутыми. Они словно сняты в реальном времени. Но это ведь и есть высшее проявление реализма. То есть правды жизни.


“Леопард”, 1963

Автор Евгения Микулина
www.admagazine.ru


Tags: XX век, История, Италия, Кино, Фильм
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments