Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Для чего художник Жорж Сера скрыл автопортрет в картине «Пудрящаяся женщина»



Французский художник и основатель пуантилизма Жорж Сёра известен своим трудолюбием и скрытным характером. Вот и на одной из его работ - портрете с пудрящейся женщиной - мастер скрыл автопортрет. Кто эта женщина и почему он переписал раму со своим лицом, нарисовав там натюрморт с цветами?

О мастере

Жорж-Пьер Сёра (1859-91) - признанный лидер постимпрессионизма и основатель пуантилизма. Он объединил идеалы академического французского искусства с любопытным далеким взглядом в современность и основал пуантилизм.

Сёра еще с малых лет решил, что будет художником, обучался в Школе изящных искусств под руководством Энгра. Известность получил благодаря работе «Купальщицы в Аньере», которая стала иконой авангарда после того, как она была отвергнута выставкой Салона и показана в альтернативном Société des Artistes Indépendants (Общество независимых художников).
Фото художника


Фото художника

Основатель пуантилизма

Сёра вошел в историю как основатель научно-объективного художественного движения пуантилизм, стремящегося отразить движение света в природе. Пуантилизм отражает все поверхности в виде рассеивающих точек. Результат излучает энергию так эффектно, будто картина светится. Множество точек составляют изображение, которое кажется вибрирующим внутри своей композиции. Это очень напоминает современную технику создания фото - коллажа из миниатюрных отдельных фотографий. Но Сёра делает это более тонко и изящно. В свое время создателя пуантилизма очень вдохновили Энгр (он вобрал из его творчества чувство структуры и композицию), а также романтический Делакруа (от которого Сёра черпал силу цвета).


Энгр и Делакруа

Настоящий почет Сёра получил после того, как была выставлена картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Яркий пример пунатилизма и апогей славы художника. А анализируемая нами картина - «Пудрящаяся женщина» - ключевая работа выдающейся коллекции импрессионистского и постимпрессионистского искусства, созданной в 1920-х годах самим магнатом Сэмюэлем Курто.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт


Воскресный день на острове Гранд-Жатт

«Пудрящаяся женщина»

На этом портрете, написанном Сёра примерно с 1889 по 1890 год, кокетливо изображена модель художника. Все традиции портретной живописи того времени нарушены в этой работе. Есть игра контрастов: у героини огромная грудь, но миниатюрный столик. Сюжет напоминает стиль рококо (особенно туалетные сцены Ватто и Фрагонара). Есть и те, кто увидел снобизм в попытке сделать женщину из рабочего класса буржуазной. Но как они ошибаются. Это картина с признанием. И с автопортретом художника... Но где же он? Обо всем по порядку.


«Пудрящаяся женщина»

Знакомство Сёра с Кноблох

Сёра часто совершал летние поездки в прибрежные города. И по возвращении из одной из таких поездок (в 1889 году он отправился в Бельгию, где выставлялся на Салоне де Вингта в Брюсселе), Сёра встретил 20-летнюю модель Мадлен Кноблох, представительницу рабочего класса. Она стала его музой и любимой женщиной. Когда Мадлен уже была беременна их общим ребенком, чета переехала из мастерской Сёра на 7-м этаже Бульвара Клиши 128 в маленькую комнату в тихом доме у Пассажа искусств. Сёра признал отцовство своего сына, родившегося 16 февраля 1890 года, и вписал имя ребенка Пьер Жорж в запись акта гражданского состояния. На своей выставке в Салоне Независимых в том же году он продемонстрировал свой единственный портрет с моделью Мадлен Кноблох - «Пудрящаяся женщина». Даже по прошествии многого времени, ни семья, ни друзья не знали о тайной любимой женщине Сёра и ребенке. По словам одного биографа, Сёра унаследовал от своего отца тенденции к скрытному характеру и стремлении к самоизоляции.


Жорж и Мадлен

Нездоровый образ жизни и изнурительная работа привели к плохому здоровью Сёра и впоследствии к высокой восприимчивости к инфекциям. Поль Синьяк, ближайший друг и творческий единомышленник Сёра, писал, что художник часто перекусывал лишь круассаном и маленькой шоколадкой, чтобы не тратить свое драгоценное время. Тот же Синьяк как-то с грустью написал, что: «Наш бедный друг убил себя из-за переутомления». Сначала дифтерией заразился и умер сам Сёра, а через 2 недели умер и его сын. Значителен тот факт, что Сёра с семьей жили на очень маленькой площади (около 5 кв. метров). Переполненность и теснота является известным фактором передачи дифтерии. Отношения с Мадлен были в большом секрете не только от его буржуазной семьи, но и от богемных друзей. Вскоре после смерти Сёра женщине подарили некоторые его работы в качестве наследства. Она их приняла, но прервала всякое общение с его родными. Сама Мадлен умерла вследствие цирроза печени в возрасте 35 лет.

Сюжет картины

На портрете кисти Сёра изображена внушительная женщина, которая собирается припудрить лицо. Она сидит на стуле перед маленьким столиком. На нем - миниатюрное зеркало и пудреница. На картине глаза героини опущены, смотрят на сам кушон. У нее сильное волевое лицо. Ее пышное присутствие является источником визуального экстаза. Это восхитительная и живая фигура, великолепное изображение сплошных изгибов, повторяющее ее прическу и пудреницу. Пышность форм, конечно, контрастирует с хрупким туалетным столиком и зеркалом. Круглые формы композиции изобилуют ритмичным танцем: прическа, грудь, руки, складки ее платья.


Фрагменты картины

На портрете с пудрящейся женщиной Сёра написал множество белых, красных, телесных точек, золотого, коричневого и фиолетового цветов. С художественной точки зрения, здесь нет ни стены, ни стола, а только формы. Обои позади героини с их спиральным рисунком вибрируют и расширяются словно суфле.

Но где же здесь спрятан автопортрет самого Сёра?

Присутствие художника на картине скрывается в одной любопытной раме на стене. Сейчас там мило красуется цветочный натюрморт, а первоначально она содержала портрет самого Сёра. Ходили слухи, что ваза в окне символизирует самого художника, который любуется прекрасной дамой. Но один их верных друзей посоветовал ему убрать свой портрет, иначе о тщательно скрываемой тайне могут узнать. Даже к моменту выставки картины в 1890 году об истинной личности Кноблох никто не знал. И лишь спустя 130 лет с момента создания картины (1888–1890 год) исследователи обнаружили, что на месте цветка художник изначально написал свой портрет.



Первым владельцем картины был известный французский критик, анархист и арт-дилер Феликс Фенеон, который придумал термин «неоимпрессионизм». В настоящее время картина находится в Институте искусства Курто.

Источник - kulturologia.ru

Tags: XIX век, Арт, История картины, Портрет
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments