Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Живописец Михаил Степанович Ткаченко (Mikhail Tkachenko) (1860-1916)

Михаил Степанович Ткаченко — замечательный украинский живописец и график, мастер пейзажной живописи и маринист.



Михаил Ткаченко родился в Харькове, и первым учителем у него был известный живописец и педагог Дмитрий Безперчий. Обучался в Императорской Академии художеств у таких мастеров, как Павел Чистяков, Михаил Клодт и Владимир Орловский. В качестве пенсионера Академии художеств продолжил обучение во Франции, в художественной Академии французского художника-реалиста и педагога Фернана Кормона. После окончания Академии поселился в Париже, регулярно приезжая на родину. Экспонировал свои произведения на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где был удостоен золотой медали, позднее участвовал на презентациях Парижского салона в сезоне 1911–1912 годов.

Михаил Ткаченко являлся одним из главных маринистов Российской империи. Был удостоен высокой чести выполнять заказы Его Императорского Величества. Писал масштабные марины для важных правительственных подарков. Был обладателем золотой медали на Международной выставке в Льеже в 1905 году. Являлся кавалером ордена Почетного легиона и ордена Святого Станислава 3-й степени.

«Он сам сродни своим шедеврам», — написал когда-то о живописце Михаиле Степановиче Ткаченко французский художественный критик. «Последний маринист Российской империи» не нуждается в особом представлении, несмотря на то, что не избалован вниманием советских и современных искусствоведов. Лишь в 1963 году вышла монография о нем Ю. М. Дюженко, а в 2010 году, к 150-летию со дня рождения, увидел свет альбом «Михаил Степанович Ткаченко. 1860–1916».


«Красная хата. (Лубны). Полтавская губерния», 1804 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Михаил Степанович Ткаченко родился 18 ноября 1860 года в Харькове в многодетной семье бывшего крепостного крестьянина Степана Васильевича Ткаченко (1813–1883), отпущенного помещиком на волю за свои несомненные природные дарования, и Ольги Матвеевны, урожденной Карталовой (1834–1916), происходившей из богатой купеческой семьи.


«Лесная опушка», 1880-е годы, холст на дереве, масло, 21 x 33 см., Харьковский художественный музей.

Степан Васильевич Ткаченко получил вольную в 1825 году и в этом же году был причислен к мещанам города Валок Слободско-Украинской губернии. С 1851 года он уже числился «валковским купеческим сыном» при матери — купчихе 3-й гильдии Ульяне Динисьевне Ткаченко. Купеческая же семья Карталовых была известна с начала ХVІІ века, как «белгородские служилые люди», а затем — однодворцы. Начало купеческой династии было положено еще в 1797 году Андрианом Егоровичем Карталовым (прадедом будущего художника Михаила Ткаченко), основавшим в Харькове завод по производству котлов для винокурения.


«Зимний день», 1880-е годы, холст, масло, 18 x 24 см., Харьковский художественный музей.

В семье Ткаченко было восемь детей: сыновья Михаил, Сергей и Евгений и дочери Клавдия, Елизавета, Зинаида, Анна и Раиса. Семья была очень дружная, а дети росли в любви и заботе. Ольга Матвеевна воспитывала их в духе умеренной религиозности — все регулярно посещали церковь, соблюдали посты и традиции. Сам глава семьи в 1860-х годах состоял в валковском купечестве, а в 1870-х — стал харьковским купцом 2-й гильдии.


«Дерево с пышной кроной», 1890-е годы, дерево, масло, 18 x 24 см., частное собрание.

Талант свой Михаил унаследовал от отца, который неплохо рисовал. На любительском уровне увлекались рисунком также и сестры художника. От матери же талантливому юноше передались здоровая амбициозность, целеустремленность, купеческие хватка и расчет — часто необходимые и, как правило, немаловажные составляющие для достижения успеха и всеобщего признания.


«Лубны (Полтавская губерния)», 1904 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Начальное художественное образование Михаил Ткаченко получил во Второй Харьковской гимназии, где его учителем рисования был Дмитрий Безперчий (1825–1913) — бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко (1814–1861) и ученик самого Карла Брюллова (1799–1852) в Петербургской Академии художеств. Прекрасный художник и чуткий педагог, Безперчий не мог не обратить внимания на своего нового ученика с такими блестящими природными данными. Безперчий, не жалея личного времени, много занимался со старательным юношей, обучая его азам художественного мастерства и грамотности. Именно он и посоветовал Михаилу продолжить свое обучение в столице.


«Восход луны», 1894 год, холст, масло, 27 x 35 см., частное собрание.

В 1879 году девятнадцатилетний Михаил Ткаченко покидает родной Харьков и отправляется в столицу поступать в Академию художеств. С первой попытки решить вопрос с поступлением, однако, не получилось, но Ткаченко не опустил руки и начал обучение в Академии вольноприходящим учеником.


М.С. Ткаченко. 1880 –е годы. Фото О. Рейзенер (Санкт-Петербург). Из коллекции А. Хильковского.

Преподаватели заметили упорного и талантливого юношу, природное дарование которого дополнялось настойчивым и решительным характером. Ткаченко много и упорно занимается и в 1882 году, наконец, добивается поставленной цели: становится полноправным студентом Императорской Академии художеств. Ему выпадает честь учиться у выдающихся мастеров изобразительного искусства того времени.


«В окрестностях Полтавы», 1900-е годы, холст, масло, 50 x 61 см., частное собрание.

Учителями Михаила Ткаченко становятся замечательный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков (1832–1919), выдающийся русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, академик Императорской Академии художеств Михаил Петрович Клодт (1835–1914) и известный художник, один из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века, представитель академизма Владимир Донатович Орловский (1842–1914).


«Вечер. Кипарисы», 1908 год, холст, масло, 50 x 61 см., частное собрание.

Учеба в Академии легко дается Ткаченко, педагоги его хвалят, часто ставя в пример сокурсникам. Его творческие успехи неоднократно отмечаются различными наградами: малой серебряной медалью в 1881 году, большой серебряной медалью в 1883 году, малой серебряной медалью в 1884 году, большой серебряной медалью в 1885 году, малой золотой медалью в 1886 году за «Пейзаж». В ноябре 1887 года за картину «Сельское кладбище» Михаил Ткаченко удостаивается большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и права на пенсионерскую поездку за границу.


«Сельское кладбище», 1887 год, холст, масло, 127 x 196 см., Львовская государственная картинная галерея.

В 1888 году в рамках программы пенсионерства Михаил Ткаченко покидает Россию и выезжает за границу. Посетив несколько европейских столиц, Ткаченко приезжает в Париж, привлекавший в те годы внимание многих талантливых художников из разных стран Европы своими музеями, размахом и напряженной художественной жизнью. Париж с первого взгляда влюбляет в себя молодого художника из России, и эта любовь продлится долгие годы.


«Океанский прибой», 1880-е годы, бумага, акварель, пастель, 42 x 62 см., Харьковский художественный музей.

В то время Париж являлся местом сосредоточения многочисленных частных студий и мастерских, гордо именовавших себя академиями. Среди наиболее популярных были академии Кормона, Жюльена, Рансона, Сюиса. Ткаченко сразу поступает в академию известного в те годы в Европе французского художника-реалиста и педагога Фернана Кормона (1845–1924), пользовавшуюся успехом у молодых художников за реалистичный рисунок и внимательное изучение натуры. Работа над натурой в академии Кормона способствует усовершенствованию мастерства Ткаченко в бытовом и портретном жанре.


«Прибрежный вид», 1880-е годы, холст, масло, 65 x 81 см., частное собрание.

В Париже Ткаченко создает несколько картин жанрового характера и выставляет их в Петербурге на академических выставках, среди них «В мастерской скульптора», «Мученик охоты», «Рыболов». Одна из этих картин — «В мастерской скульптора» (1891) —впоследствии была воспроизведена на открытке, выпущенной Гознаком в 1930-е годы. Об этой работе Ткаченко писал матери из Парижа: «Через две недели надеюсь послать в Петербург четыре картины…Третья чисто жанровая, по ней меня окончательно не должны узнать, изображает внутренность мастерской скульптора, который в позе усердного работника трудится над барельефом из глины…». Эта работа была приобретена государем-императором для Музея Александра III в Санкт-Петербурге (ныне — Государственный Русский музей), где она находится и в настоящее время.


«В мастерской скульптора», 1891 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В Париже Ткаченко близко сходится с еще одним русским французом, постоянно проживающим во Франции, талантливым художником-маринистом Николаем Гриценко (1856–1900), учеником и помощником первого живописца Главного морского штаба России Алексея Боголюбова (1824–1896). Творчество Гриценко в жанре марины заслуженно ставится в один ряд с творчеством лучших акварелистов реалистического направления в российском искусстве второй половины ХІХ века.


«Кронштадтский рейд», 1890 год, дерево, масло, 12 x 18 см., Харьковский художественный музей.

Художники много времени проводят вместе, выезжают на этюды на северное побережье Франции. Ткаченко всерьез увлекается морской тематикой и морской батальной живописью. С этого времени море пленило его своей мощью, игрою красок и постоянной изменчивостью, бескрайним водным простором и волнами с клокочущей пеной. В дальнейшем Михаил Ткаченко работал во многих местах французского побережья, ездил он и к Средиземному и Черному морям.


«Скалы. Океан», 1890 год, холст, масло, частное собрание.

Художнику пришелся по нраву строгий мотив суровых скалистых берегов, он часто обращался к изображению морского прибоя и могучему ритму морской волны в открытом море. Впоследствии морские виды Ткаченко неоднократно издавались на популярных открытках парижского издательства выходца из России художника-литографа И. С. Лапина, известного каждому филокартисту: «На берегу океана», «Скалы. Океан», «В Средиземном море», «Черное море».


«На берегу океана», 1892 год, холст, масло, частное собрание.

С 1896 года, после смерти Боголюбова, Гриценко был назначен на его место. Умер Гриценко в 1900 году и был похоронен во Франции. Надгробие было заказано художнику и архитектору Василию Кричевскому верным другом Гриценко Михаилом Ткаченко.


«Деревушка на берегу. Бретань», 1890-е годы, холст, масло, 54 x 64 см., частное собрание.

Окончив академию Фернана Кормона со званием художника 1-й степени, Михаил Степанович Ткаченко остается жить и работать в Париже. Ему нравится Франция, нравится Париж, но каждый год он приезжает в Россию, где много работает. Полотна Михаила Ткаченко выставляются на Парижской всемирной выставке в 1900 году, где художник удостаивается 2-й золотой медали и на презентациях Парижского салона в сезон 1911–1912 годов.


«В Крыму», 1910 год, холст, масло, частное собрание.

В 1902 году Михаил Ткаченко был назначен на должность главного художника Главного морского штаба России. По долгу службы он постоянно живет в Париже, воспевая в живописных полотнах подвиги русского флота. Успешная деятельность Ткаченко на посту главного живописца Российского военно-морского императорского министерства была отмечена награждением его орденом Святого Станислава 3-й степени в 1909 году.


«Французский броненосец на рейде», 1890-е годы, дерево, масло, 14 x 24 см., частное собрание.

В 1904 году Ткаченко получает большой и выгодный заказ Полтавского земства. Ему предлагается написать большое панно, изображающее характерный пейзаж Полтавщины: село с живописными хатами возле речки Ворсклы и возвышавшимися вдали ветряными мельницами.


«Мельницы (Полтава)», 1905 год, холст, масло, частное собрание.

Собирая этюдный материал для полтавского панно, Ткаченко много путешествует, интересуется сельскими хатами, ветряными мельницами, околицами небольших украинских местечек, их живописной привлекательностью и архитектурным своеобразием. Позже по этим этюдам художник создает целую серию удивительных по красоте станковых пейзажей, среди которых «Жёлтый дом», «Красная хата», «Лубны», «Желтая хата», «Ветряные мельницы» и др.


«Жёлтый дом». 1905 год, холст, масло, Львовская национальная галерея искусств имени Б. Г. Возницкого.

Первая мировая война застает Михаила Ткаченко в России, куда он приехал для представления двух заказанных императором картин: «Ливадийский дворец» и «Вид в Ливадийском парке». Развернувшиеся в Европе боевые действия не позволяют художнику вернуться во Францию. Годом позже произведения мастера экспонировались на Третьей выставке Харьковского литературно-художественного кружка, а среди «выдающихся по тону и технике» была отмечена работа «Ясный день. Зима. Харьков».


«Ясный день. Зима. Харьков», 1914 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

По мнению специалистов, Михаил Ткаченко долгие годы являлся одним из главных маринистов Российской империи. Выполняя императорские заказы, мастер писал крупные полотна для важных правительственных подарков. Большинство из них в наши дни сосредоточены в государственных собраниях Франции, некоторые — хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.


«Прибытие французской эскадры в Кронштадт в 1891 году», 1900 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, С-Петербург.

У Михаила Степановича было еще одно увлечение, которому он с любовью посвящал многие часы своего свободного времени, — фотография. Свой первый фотоаппарат он приобрел еще в 1888 году в Париже. Снимал художник много и очень увлеченно, особенно когда выезжал на этюды. Среди фотографий, хранящихся в фонде М. С. Ткаченко архива Харьковского художественного музея, обращают на себя внимание снимки сельских видов Украины. На одном из них запечатлены живописные харьковские окраины с просматривающейся вдали Преображенской церковью на Москалевке.


«Пейзаж с мостиком», 1880-е годы, холст, масло, 43 x 55 см., Харьковский художественный музей.

Сам Михаил Степанович любил бывать в гостях у своей родной тетки и крестной — купчихи Евдокии Матвеевны Петренко (урожденной Карталовой), владевшей на Москалевке шерстомойкой и мыловаренным заводом. На мойке и в ее окрестностях Михаил Ткаченко часто рисовал карандашом и писал красками (вероятно, и фотографировал). Об этом свидетельствуют дошедшие до нас названия его работ («Этюд домика Петренко», «Речка около Основы») и репродукции рисунков из серии «Окрестности Харькова». Последние были выполнены для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Харькове 1887 года и помещены в журнале «Всемирная иллюстрация».


«Окраина Харьков, вид на Преображенскую церковь», конец ХІХ века, фото из фонда М.С. Ткаченко.

Летом 1915 года Ткаченко работал над этюдами в Святогорске, в имении Кащенко и в имении Кутейникова Екатеринославской губернии. В Святых Горах он, по-видимому, первоначально и заболел. Какова причина смерти художника, точно не известно — то ли тяжелая травма ноги, то ли болезнь почек, но 2 января 1916 года его не стало.


«В стране грёз», 1914 год, холст на картоне, масло, 73 x 92 см., частное собрание.

Михаил Степанович Ткаченко был весьма разносторонним художником. В его живописи отразились целые эпохи, которые в своем творчестве мастер проживал довольно быстро и плодотворно, — от классической пейзажной живописи ХІХ века до импрессионизма, символизма и модерна.


«Весна. Хутор», 1907 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

В наши дни полотна Михаила Степановича Ткаченко украшают собрания Национального художественного музея Украины в Киеве, художественных музеев Харькова, Львова и других городов Украины, а также России и Франции.


«Встреча Николая II и французского президента Армана Фальера», 1908 год, холст, масло, 36 × 20 см, Центральный военно-морской музей, С-Петербург.

По материалам:
1. Дюженко Ю. М. С. Ткаченко. К.: Мистецтво, 1963. 42 с.
2. Михаил Степанович Ткаченко. 1860-1916: альбом / авт. текста О. Лагутенко. Корнес, 2010. 320 с.
3. Харківська пейзажна школа: остання чверть ХІХ — початок ХХ століття: [альбом]. К.: Родовід, 2009. 272 с.
4. Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 10. Ед. хр. 123. Л. 2.
5. Государственный архив Харьковской области. Ф. 31. Оп. 141. Д. 268. Л. 33 об.
6. Михаил Степанович Ткаченко. 1860-1916… С. 74–76.
7. Всероссийская сельско-хозяйственная выставка в г. Харькове. Окрестности г. Харькова. Рисовал М. Ткаченко // Всемирная иллюстрация. 1887. Т. ХХХVІІІ. № 20 (982). С. 372.
8. Альбом старинных планов г. Харькова, снимков его видов и портретов его деятелей: Приложение по 2-му т. «Истории города Харькова за 250 лет его существования» / сост. проф. Д. И. Багалеем и Д. П. Миллером; подгот. Б. П. Бублик. Репринт.: Х.: Тип. и литогр. М. Зильберберг и С-вья, 1912. Х.: Б. и., 2004. Табл. Х, ХVІІІ.


Источник - www.stydiai.ru

Tags: XIX век, XX век, Арт, Марина, Мастер, Музей, Пейзаж, Российская империя, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “Пейзаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments