Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Семь художников, которые жили долго и умерли богатыми

Автор Софья Багдасарова

Живописцы, которые преуспели, несмотря на, казалось бы, «проклятую» профессию

Романтическая легенда требует, чтобы настоящий творец очень страдал, бедствовал и умер молодым. Желательно, чтобы еще и не продал при жизни ни одной своей картины (идеальный пример — Винсент ван Гог). Развеиваем эту легенду о «голодающем авторе» с помощью весьма весомых примеров из истории искусства. И на основе железных доказательств — недвижимости и завещаний.

Микеланджело


Casa Buonarroti во Флоренции теперь музей, посвященный Микеланджело Буонарроти. Фото: Casa Buonarroti Firenze

88-летний титан эпохи Возрождения скончался в 1564 году в Риме — там же, где находятся его самые колоссальные работы. Вернее, «госзаказы», созданные для папы римского. И тут, как вы понимаете, пахнет большими деньгами. Главное — уметь торговаться, затем получить свое сполна, а еще потом и не прокутить. Однако если несколько поколений твоих предков были флорентийскими банкирами… В общем, после смерти Микеланджело осталось имущество в 22 тыс. флоринов (около $25 млн на современные деньги). Сам художник, однако, в привычках был скромен. «Каким бы богатым я ни был, но всегда жил как бедный человек», — говорил он о себе. Жил в грязи, спал не раздеваясь и не снимая обуви. (Женат он, понятное дело, не был.) Он вечно помогал деньгами братьям и племянникам. Вкладывал средства в недвижимость. Согласно декларации 1534 года, у Микеланджело уже имелось шесть домов и семь имений, за последующие годы их количество выросло: ему нравилось чувствовать себя богатым помещиком. Один из этих особняков — Casa Buonarroti во Флоренции теперь музей. Когда стало ясно, что старик угасает и скоро скончается, его друзья попросили понтифика установить за домом надзор, чтобы его не разграбили. И не зря: в доме оказалось около 9 тыс. дукатов золотом. Рэб Хэтфилд в недавнем исследовании «Состояние Микеланджело» (The Wealth of Michelangelo) пишет, что на эти деньги спокойно можно было бы купить палаццо Питти. Для сравнения: за «Мадонну Дони» Микеланджело заплатили 140 дукатов гонорара.

Тициан


Памятник Тициану в базилике Санта-Мария-Глориоза деи Фрари в Венеции. Фото: Didier Descouens

Великий венецианский живописец умер в 1576 году то ли в 86-летнем возрасте, то ли двумя годами старше (точная дата его рождения неизвестна). Старик, любивший окружать себя пышнотелыми красавицами, был так крепок, что унесла его не обычная старческая немощь, а эпидемия чумы и шок от кончины любимого сына — так бы он, может, еще лет десять-пятнадцать осилил. Теперь о состоянии. Зарабатывал Тициан очень хорошо, причем брал не только деньгами. Например, частью оплаты за полиптих Кастелло Роганзуоло была небольшая загородная вилла на холмах Конельяно. А подобных картин-то он написал не один десяток! Вдобавок император Карл V Габсбург, которого он не раз портретировал, пожаловал ему неплохую ренту. Ученый Филип Линдси Сом в книге «Художник стареет: Старение искусства и художников в Италии, 1500–1800» (The Artist Grows Old: The Aging of Art and Artists in Italy, 1500–1800) отмечает, что расчетливость и жадность пожилого Тициана были общеизвестны — на них даже жаловались в переписке его заказчики, послы, герцоги и короли. После кончины художника его сын и зять, отец шестерых внуков, долго судились за дома, поля и прочее имущество.

Эль Греко


Дом-музей Эль Греко в Толедо. Фото: D.Rovchak

Художнику было 73 года, когда он скончался в 1614 году в Толедо, где нашел вторую родину. Напомним, что родился он под именем Доменикос Теотокопулос в небольшой деревушке на острове Крит и в молодости был иконописцем. В Испании Эль Греко стал специализироваться на религиозной живописи и портретах. Продолжим характеризовать уровень жизни художников через их жилплощадь. В Толедо Эль Греко снимал парадные («королевские») комнаты в доме маркиза де Вильены. Сначала он арендовал три комнаты, но дела шли так хорошо, что в итоге он распространился на 24 помещения, и это не считая патио и сада. Многовато для человека, чья семья состоит из единственного внебрачного сына и его матушки. (Дворец этот не сохранился, современный дом-музей — реконструкция начала ХХ века.) Инвестициями Эль Греко не занимался, но себя баловал. По свидетельству художника Хусепе Мартинеса, он зарабатывал очень много денег, но все спускал: вел роскошный образ жизни и «заходил так далеко, что даже нанимал музыкантов, чтобы они играли ему за обедом, услаждая его слух». Когда Эль Греко скончался, у него осталось, впрочем, много долгов, но это уже были не его проблемы, а сына, Хорхе Мануэля (такого унижения, как Рембрандту, с прижизненной распродажей имущества, Эль Греко не довелось пережить). Опись имущества, оставшегося после покойного, включала 143 картины и большую библиотеку из книг на греческом, испанском и итальянском.

Рубенс


Дом Рубенса в Антверпене. Фото: @oamps12

Питер Пауль Рубенс умер в 1640 году в возрасте 62 лет — по тем временам не так уж и плохо. Не только живописец, но и дипломат (а еще говорят — шпион), за свою жизнь он заработал достаточно. В молодости, когда Рубенс написал прославлявшую Марию Медичи галерею из 22 полотен, французская королева осыпала его золотом. Когда же ее сын Людовик XIII (вместе с Ришелье) изгнал вдовствующую королеву из Франции и она скиталась по Европе в бедности, Рубенс предоставил прежней покровительнице один из домов, в Кельне, где она и скончалась. Когда же не стало самого художника, его наследство (которое вдова и дети продавали и делили целых пять лет) составило колоссальную сумму в 400 тыс. флоринов (для сравнения: его дом в Антверпене с фасадом в 36 м длиной при покупке стоил 10 тыс.). В наследство еще входила художественная коллекция произведений других мастеров из более чем 300 полотен, включая Тициана и Тинторетто, и испанский король приобрел оттуда много симпатичного для Прадо.

Иван Айвазовский


Дом Ивана Айвазовского в Феодосии. Фото: Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского

Знаменитый маринист скончался в 1900 году в возрасте 82 лет в любимой Феодосии, где прожил долгие годы. Айвазовский отличался необыкновенной производительностью: одну картину он писал максимум несколько дней. Официальное количество его полотен — около 6 тыс. Сколько именно заработал Айвазовский картинами, которые покупали и русский царь, и турецкий султан, сосчитать трудно. Но можно хотя бы прикинуть по тому, сколько он потратил в Феодосии. Тут художник построил себе особняк — позже он завещает дом городу как картинную галерею. Провел водопровод, снабдивший Феодосию питьевой водой. Труба шла от родников в загородном имении Айвазовского Субаш. Еще он построил здание археологического музея на горе Митридат (и, кстати, на собственные средства раскопал 80 курганов). Ирина Погребецкая в статье «Имения и земли помещика Айвазовского» уточняет, что к 1864 году он уже владел 2,5 тыс. десятин (около 2,7 тыс. га) земли в крымском Шах-Мамае. В последующие годы художник купил еще много земли в Крыму (около 11 тыс. га, включая виноградники) и дал каждой из четырех дочерей по поместью в приданое.

Клод Моне


Дом Клода Моне в Живерни. Фото: Hallé / Фотобанк Лори / easy Fotostock

86-летний импрессионист умер в 1926 году в усадьбе Живерни, которую обессмертил великолепными пейзажами (а они, в свою очередь, помогали Живерни содержать). История этого дома отражает постепенный рост благосостояния Моне. Сначала, в 1883 году, он его арендовал, вместе с небольшим участком земли. Затем, по мере того как его картины начинают продаваться, Моне выкупает сам дом, прилегающие здания и земли вокруг (в 1890 году). Еще один участок он приобретает на противоположной стороне дороги и выкапывает там пруд, перебросив через него тот самый японский мостик, знакомый нам по его картинам. Моне разбил три теплицы, отремонтировал дом, постоянно заказывал новые растения. И держал одновременно семь садовников! Любой садовод легко (с ужасом) может себе представить, в какую сумму это обходилось. И не забываем о содержании семьи, все пополняющейся коллекции японских гравюр и других приятных вещах… После того как Моне не стало, поместье переживало упадок. В 1970-е годы оно оказалось в собственности государства. Которое тоже пришло в ужас, представив себе суммы, необходимые для возобновления этой красоты. Помогли только американцы — тот же самый Versailles Foundation, на чьи средства ранее был восстановлен Версаль.

Сальвадор Дали


Музей-театр Дали в Фигерасе, Испания. Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Испанскому сюрреалисту было 84 года, когда он скончался в Фигерасе. Последние годы он прожил в башне своего легендарного театра-музея. Богач он был по тем временам для художника неописуемый. Андре Бретон, высмеивая жадность Дали до денег, составил из его имени анаграмму «Avida Dollars» («жадный до долларов»). Художник же в ответ создал картину «Апофеоз доллара». Из купленных на заработанные миллионы зданий назовем хотя бы каталонский замок XIV века Пуболь, который в 1969 году художник купил для Галы в очень плохом состоянии и долго реставрировал. Точный размер состояния Дали неизвестен, но в 1970 году, к примеру, он зарабатывал по полмиллиона долларов в месяц. Все работы художник завещал Испании, учредив фонд для содержания своих музеев. Сегодня его наследие оценивается, по сведениям издания Telegraph, примерно в €300 млн, не считая прибыли от авторских прав. Так что в 2017 году одна дама, гадалка на картах Таро, объявила себя его внебрачной дочерью и потребовала долю наследства. Упорная испанка добилась вскрытия могилы Дали и анализа ДНК — он оказался отрицательным.

А в XXI веке художниками-миллионерами никого не удивишь. Сегодня тройка самых богатых живых художников выглядит так: Дэмиен Херст ($300 млн), Джаспер Джонс (аналогично), Джефф Кунс ($290 млн).

Источник - www.theartnewspaper.ru

Tags: Арт, Гений, Деньги, Дом, Легенда
Subscribe

Posts from This Journal “Деньги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment