Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

«Эмбрион, 18 недель»: возможно, величайшая фотография XX-го века



В 1950-х годах фотожурналист Леннарт Нильссон решил запечатлеть зарождение человеческой жизни на самых ранних этапах. Его снимки плода в амниотическом пузыре пленили общественное воображение и вызвали не утихающие обсуждения.

В апреле 1965 года журнал Life поместил на обложку фотографию под названием «Эмбрион, 18 недель» и издал сенсационный выпуск. За четыре дня распродали восемь миллионов экземпляров. В цветном исполнении и мельчайших деталях на снимке был запечатлён плод в амниотическом пузыре, с извивающейся к плаценте пуповиной. Нерождённый ребёнок, словно парящий на фоне космического пространства, выглядел уязвимым и в то же время безмятежным. Его глаза закрыты, а крошечные кулачки прижаты к груди.

«Эмбрион, 18 недель» стал одной из 100 величайших фотографий 20-го века. Градус её эмоциональности сопоставим разве что с техническим аспектом, который можно назвать выдающимся достижением даже по современным стандартам. Изображение, посвящённое самой универсальной из всех тем, оказало громадное влияние на общественность и переросло в нечто, что его создатель изо всех сил пытался контролировать. Фотографию подхватило набиравшее обороты движение против абортов и активно использовало в своих программах.


Эмбрион, 18 недель. Автор Леннарт Нильссон.

Снимок «Эмбрион, 18 недель» сделал шведский фотожурналист Леннарт Нильссон в рамках удивительной серии пренатальных снимков. Его беспрецедентные работы недавно впервые выставили за пределами Швеции, на ярмарке фотоискусства Paris Photo, и поговаривают об их дальнейшем экспонировании в Вене, как пишет The Guardian.

В 1954 году Нильссон посетил Нью-Йорк и рассказал редакторам Life о своих планах запечатлеть зарождение человеческой жизни. «Мы не могли не выразить некоторого скептицизма по поводу его шансов на успех», – вспоминал позже один из них. Но десять лет спустя Нильссон вернулся с первыми фотографиями, сделанными как в цвете, так и в чёрно-белом исполнении, что стало беспрецедентным достижением, объединившим фотографию и биологические исследования. Снимки опубликовали в журнале Life в виде культового фоторепортажа под названием «Драма жизни до рождения».
Ультразвуковую технологию внедрили в клинических целях в Глазго в 1956 году. Но составление диаграмм развития нерождённого ребёнка с помощью таких изображений не имело распространения в больницах до 1970-х годов, и даже сегодня их качество оставляет желать лучшего. Поэтому фотожурналист обратился за помощью к двум немецким экспертам по эндоскопам – Карлу Шторцу и Юнгнерсу Оптиске. Они создали оптические трубки с макрообъективами и широкоугольной оптикой, которые можно было помещать в тело женщины.


Обложка журнала Life от 30 апреля 1965 года.

Однако Нильссону довелось сфотографировать лишь один живой плод, используя эндоскопическую камеру, которая помещалась в утробу матери. Это изображение опубликовали в Life и оно отличается от остальных. В кадре, сделанном внутри утробы, не смог уместиться плод целиком. В остальных изображениях Нильссон запечатлел либо выкидыши, либо эмбрионы, развитие которых было прервано из-за внематочной, или эктопической беременности.

Фотограф работал в тесном контакте с профессором Акселем Ингельманом-Сундбергом, тогдашним руководителем женской клиники в Саббатсбергской больнице в Стокгольме. С 1958 по 1965 год он сделал сотни снимков на свою камеру Hasselblad. Всякий раз, когда у больницы появлялся доступ к плоду (эмбриону), который Нильссон мог сфотографировать, ему немедленно звонили – важно было провести съёмку в течение нескольких часов.

Нильссон устроил в больнице студию, где эмбрионы помещались в аквариумную среду, из-за чего, по-видимому, создавался эффект парения в космической невесомости. В совокупности его работы создают завораживающую хронологию – от яйцеклетки, оплодотворённой сперматозоидом, до эмбрионов на различных стадиях развития сроком до шести месяцев.


Леннарт Нильссон в хирургическом халате со своей эндоскопической камерой. Фото: журнал Life.

Фотограф также опубликовал свои работы в книге «Ребёнок рождается» (Ett barn blir till), предназначенной в качестве руководства для матерей и ставшей одной из самых продаваемых иллюстрированных книг всех времён, переведенной на 20 языков. После серии снимков эмбрионов интерес автора к тому, чтобы заглянуть внутрь организма человека и постичь невидимое, не ослаб. Нильссону приписывают первые фотографии вирусов атипичной пневмонии и ВИЧ. С расцветом телевидения он обратился к кино. В его фильмографии документалка «Сага о жизни» (1982), удостоенная премии Эмми.

Огромный успех публикации в Life и книги «Ребёнок рождается» сделали Нильссона всемирно известным. Его падчерица Анна Фьелльстрем работала ассистентом над переизданием книги 1990 года и увлеклась его работой, а после смерти Нильссона в 2017 году она заведует его наследием.


Эмбрион, 20 недель. Автор Леннарт Нильссон.

По мере развития женского освободительного движения и бурных дебатов о репродуктивных правах снимкам Нильссона придали глубоко политизированный характер, особенно в США в 1970-х годах. Но фотограф работал в Швеции и не знал о бурной реакции, которую вызывали за границей его изображения. В 1980-х годах он поехал в Лондон и только тогда увидел свои незаконно заимствованные фотографии, напечатанные на плакатах протестующих против абортов, и осознал, как их используют. Как вспоминает Фьелльстрем, его это глубоко потрясло.

Увидев такое, Нильссон отказался предоставлять свои фотографии для повторных публикаций. Он не вкладывал политических идей в свои работы, но это не остановило агитаторов антиабортного движения. «Мы сохраняем нейтралитет. Материал создавался не для этой цели, и это нужно уважать», – говорит Фьелльстрем.

Незадолго до смерти Нильссон систематизировал изображения в чёткую серию, чтобы музеи и публичные коллекции могли получить доступ и выставлять их, когда его не станет. Отбором для Paris Photo занялись Фьелльстрем и Ян Стен, директор Stene Projects Gallery в Стокгольме.


Эмбрион, 13 недель (космонавт). Автор Леннарт Нильссон.

Работы, выставленные в Париже, вызвали ажиотаж, и легко понять, почему: их невозмутимая красота обладает мощным эмоциональным притяжением. Фотограф был очень закрытым человеком и обычно работал в одиночку. Неясно, какой психологический отпечаток наложила на него съёмка этих образов. «Я знаю, что он был поражён увиденным и хотел показать, как удивительно путешествие, через которое проходит каждый из нас», – рассказала Фьелльстрем.

Источник - cameralabs.org

Tags: Жизнь, Медицина, Фото, Цвет, Человек, Черно-белое
Subscribe

Posts from This Journal “Жизнь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment