Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Как различать голых женщин в искусстве

Оригинал взят у shakko.ru в Как различать голых женщин в искусстве



Итак, сегодня мы поговорим о человеческом теле. В изобразительном искусстве есть несколько основных тем (человек, природа, еда и потом несъедобные предметы, котики), но человек, его тело и его лицо - это самая излюбленная и популярная тема. Собственно, ненависть сторонников "классического искусства" к нефигуративному "современному искусству", не только из-за отсутствия реалистичности, но и из-за того, что оно игнорирует непосредственно человека. Если в абстракции можно различить хотя бы шагающую человеческую фигуру из палочек, зрителю уже психологически легче.

Из всех вариантов человеческих тел художники - ах срамники какие - всегда предпочитали молодое женское обнаженное.

При этом психологический блок на то, чтобы писать обнаженных женщин безо всякой мотивации, "приличного повода", был снят у творцов очень поздно, в районе импрессионистов и даже позже. Поэтому все мировое искусство наполнено бесчисленным количеством обнаженных женщин, причина изображения которых стыдливо объясняется каким-либо сюжетом, например, их убийством (см. мой поплняемый список смерть топлесс). Но у меня прошел авитаминоз, и поэтому хочется чего-нибудь не такого депрессивного. И я придумала вот новую рубрику, в которой буду показывать голых живых в мировом искусстве, и объяснять, по каким мааааааленьким и обычно незаметным атрибутам одного персонажа можно отличить от другого.

Итак, как же научиться отличать одних голых женщин на картинах  от других?

Начнем с элементарного, с азов (продвинутые пользователи музеев спокойно пропускайте)

ШАГ ПЕРВЫЙ: научитесь опознавать Венеру.

— Смотри, — значительным тоном произнесла тетушка и привлекла мое внимание к большой картине, написанной маслом.
Я думаю, ее можно назвать классической: на ней была изображена дородная дева, почти обнаженная, разговаривающая с неким подобием голубя.
— Венера? — смело предположил я. Обычно это верный ход.
(П. Вудхауз. "Дживс и похищенная Венера").


Если вы научитесь опознавать богиню Венеру (Афродиту), это сразу облегчит вам жизнь процентов на 50. Потому что приклеивание ярлыка "Венера", ежели художнику хотелось нарисовать (и продать!) обнаженную натуру - было крайне популярным выходом из ситуации.

Тициан. "Венера Урбинская". 1538


Во-первых, богиню любви Венеру (Афродиту) может выдавать поза.

Вариант А: лежащая.
Вот, например, взгляните на "Венеру Урбинскую" выше. Это одна из самых знаменитых "венер" в живописи, однако по атрибутам ее идентифицировать нельзя. Ее поза сама становится атрибутом. Начиная с эпохи Ренессанса и заканчивая примерно импрессионистами -- если голая женщина вот так лежит, и нет никаких говорящих о противном атрибутов, значит это Венера. (А потом пришел Мане со своей "Олимпией" и все опошлил, за это его и ненавидели современники-любители изящных искусств).

Вариант Б: стоящая.
Второй популярнейший вариант позы Венеры, выдающий ее с головой - поза стоящая, вернее, выходящая из воды. Тут Венера - из пены морской новорожденная (согласно мифу). Картину Боттичелли, думаю, все помните, вот по такому шаблону все и развивается.

Девушка должна быть:
а) голая
б) желательно, выжимающая мокрые волосы (это древний мотив, еще с античности)
в) среди волн, среди пены морской (согласно мифу)
г) рядом желательно валяются морские ракушки, в этой сцене - тоже атрибуты Венеры (тоже очень древний мотив)

Амори Дюваль. Рождение Венеры. 1862.


Вот тут ракушка видна отчетливее.

Рождение Венеры, 4 в . до н.э. Эрмитаж


В 16-18 веках художники предпочитали писать Венер лежащими, а в 19 веке распоясались и начали ставить стоймя, чтобы наготу во весь рост изобразить. (А потом эти мужики тупо придумают конкурс Мисс Вселенная).

Если голая женщина купается не в море, а в пруду или в речке, то, скорей всего, она не является Венерой!

Она может быть Дианой или простой "купальщицей" (начиная со 2-й пол. 19 века).

В. Тортез. Молодая купальщица


Во-вторых, подобно тому, как Штирлица выдавал волочащийся позади парашют, а королеву Елизавету II всегда легко отличить по корги,  так и богиню Венеру обычно сопровождает маленький мальчик с крыльями, ее несовершеннолетний сын Эрот-Купидон-Амур.

Лоренцо Лотто. Венера и Купидон. 1530


Сравнение с собачкой тут тем более актуально, что согласно мифам Венера сыну, вооруженному холодным оружием (луком и стрелами) постоянно говорила "ФАС!", от чего и страдали разные персонажи.

Тициан. Венера с органистом. Ок. 1555


Рубенс. Замерзшая Венера. 1614


В-третьих, помните о голубях.
Все очень просто.

Если женщина одетая, и есть голубь - то это Дева Мария, если раздетая до нитки - то Венера.

Впрочем, голуби - это не так красиво, как голые женщины, поэтому в живописи нового времени они встречаются не очень часто, только у самых ответственных и эрудированных художников.

Аннибале Карраччи. Венера и Адонис. 1595


Франческо Хайес. Венера, играющая с двумя голубками. 1830. (Портрет балерины Carlotta Chabert)


Вот пример того, как голуби помечают купальщицу в пруду все-таки как Венеру.

Лагрене. Венера и нимфы купаются. 1776


Полноценных компаньонок у Венеры не бывает, обычно заметно, что это нимфы-служанки.

Итоговое упражнение:
найдите на данной картине все признаки Венеры

Мартен ван Хемскерк. Венера и Амур. 1545


Так, на этом обязательную программу по голым женщинам в искусстве откатали, дальше будет произвольная. Оставшаяся половина обнаженных женщин в живописи гораздо более интересна и разнообразна.

Tags: Арт, Женщина, Ню
Subscribe

Posts from This Journal “Ню” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment