Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Архитектурные фантазии, орнаменты и конструкции Якова Чернихова

Книги архитектора и графика Якова Чернихова, чьи архитектурные фантазии 1920–1930-х опередили время и определили сегодняшнюю архитектуру



Искусство начертания
1927 год




«Всегда, везде и всюду заменяйте слово графикой», — писал Яков Чернихов в своей книге «Искусство начертаний», изданной в 1927 году. Первая часть книги состоит из определений графики и основных приёмов черчения и дизайна, во второй части читателям предложены графические задачи, выполнив которые, можно «строить свои успехи и достижения в начертательном искусстве».





Из главы «Предмет начертательного искусства»

«Под начертательным искусством разумеют все виды графического, образного выражения нашего конкретного мышления и аналитических выкладок. Сюда входят различные типы изложения, посредством рисунка и чертежа. Перевод объяснений и доказательств в целом ряде точных наук в так называемые «образы» запечатлеваются легко и ясно, а главное, не требуют для своего запоминания никакого напряжения. Мы чертежом, рисунком и вообще «изображением» фиксируем ещё и то, что нам хотелось бы иметь в натуре».

Основы современной архитектуры
1930 год




«Облик сооружений недалёкого будущего продиктуется всем укладом нашей сложной индустриальной и социальной жизни. В предвидении этого произойдёт много сдвигов в понятиях и решениях зодчих, и новая архитектура выльется в новые, своеобразные формы», — пишет Яков Чернихов во вступлении к книге «Основы современной архитектуры», вышедшей в 1930 году.



Чернихов подробно разбирает и описывает архитектуру, начиная от основ композиции и заканчивая техническими навыками архитектора и философией архитектурных исканий. Иллюстрациями к книге стали собственные проекты автора. Чернихов отмечает, что наверняка с его видением современной архитектуры будут несогласны, но с этими экспериментальными идеями и нужно спорить, поскольку «только такой путь и мыслим в наше время для продвижения выдвинутого вопроса».



Конструкция архитектурных и машинных форм
1931 год




В книге «Конструкция архитектурных и машинных форм» архитектор Яков Чернихов исследует конструктивизм и его проблемы, создавая для этого собственные архитектурные фантазии. Чернихов анализирует все геометрические формы и композиции архитектуры в контексте века машин и индустриализации.



«Конструктивизм ради конструктивизма — ненужная и никчёмная установка. Конструктивизм не должен служить целям украшательства, замаскирования сути дела, фальшивым прикрытием форм. Только то конструктивное решение имеет смысл, которое таит под собою непременную функциональную, рациональную и целевую установку. Выдумывание конструкции для эстетического отображения сооружения есть фальшь».



«Самый смысл конструктивизма во всех случаях заключается в том, что он создаёт впечатление необходимости увязки одного элемента с другим. Наблюдая функциональную зависимость ряда объектов между собою и оправдывая эту зависимость, мы, тем самым, утверждаем тот конструктивный рационализм, к которому стремимся. Смысл конструктивизма таится также и в том, что он создаёт у нас убеждение в той устремлённости обхвата, каким обладают некоторые предметы. В цепком сочленении и спаянности отдельных элементов между собою есть узаконение принципа сцепления. Когда одно тело внедряется в другое и, тем самым, порождает зависимость одной части от другой, то в совокупности их взаимодействия создаётся законченное произведение».

Орнамент
1931 год




Книга Якова Чернихова «Орнамент» рассказывает об орнаментальном черчении. Чернихов, как всегда, начинает объяснять с азов, от правильного держания карандаша и циркуля до оптимального сидения за столом. Далее читатель познакомится с «курсом орнаментального черчения», где наглядно увидит возможные орнаменты и способы их отрисовки.


Подробнее - мой пост "Основы черчения Якова Чернихова"

Архитектурные фантазии
1933 год




101 архитектурная фантазия Якова Чернихова, которые и сейчас выглядят футуристично.



«В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приёмов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, с помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов. Путём исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора».



«Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путём различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путём. Ценность композиций этого порядка измеряется теми «внутренними» качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает».

P.S.
«О хлестаковщине и буржуазном вредительстве на архитектурном фронте»


Разгромная рецензия на идеи Якова Чернихова и книгу «Основы современной архитектуры» в журнале «Советская архитектура» № 5–6 за 1931 год.



«…Оперируя отвлечёнными формами и заданиями, Чернихов забрасывает читателя бесконечным количеством решений. Можно и в самом деле подумать, что эти решения представляют продукт глубокого творчества и оригинальности. На самом деле Чернихов всего-навсего запоздалый вульгарный отпрыск тех беспредметнических, формалистских течений, которые видели свою задачу в беспочвенном и бесплодном фантазировании и сочинительстве».


artchive.ru

Источник - electro.nekrasovka.ru

Tags: 1920-30-е, Авангард, Архитектура, Книги, Мастер, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Авангард” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments