Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

От шедевра до открытки: 5 знаменитых фотографов старого Киева



Сейчас любой может запечатлеть Киев одним кликом. А в былые времена фотографов было немного. И они охотнее создавали парадные семейные портреты, тем более стоил такой портрет недешево. Можно было бы поговорить про энтузиастов-бессребреников, которые, жертвуя временем и финансами, снимали городские виды для потомков. Конечно, были среди киевских фотографов и такие. Но рядом с энтузиастами всегда существовали ловкие умники, умеющие делать бизнес на чем угодно. Так почему бы не сделать его на видах красавца-города?

Принято считать, что первым запечатлел наш город на фото англичанин Джон Борн в 1853 году. Снимал он не сохранившийся до наших времен Цепной мост. А уже в 1867 году фотограф Виктор Воюцкий и художник Александр Рудковский создали первый в империи фотокалендарь, за который получили золотые часы от императора Александра II. Фотодело в столице расцвело. На одном только Крещатике насчитывалось 14 фотоателье, утверждает киевовед Михаил Кальницкий. Говорят, что первое цветное фото и первые съемки при электрическом освещении тоже делали в Киеве.

МЕЗЕР



Франца де Мезера называют самым богатым и плодовитым из столичных фотографов. Историки насчитали 138 тысяч его снимков (это только негативы, с которых отпечатано больше 1,5 миллиона фотографий)! Альбом Мезера с видами старого Киева хранится в государственной библиотеке имени Вернадского, его фотографии сегодня можно купить на различных аукционах.



Художественное образование и вкус помогали Мезеру в работе: до того, как начать карьеру фотографа, он преподавал рисование в Институте благородных девиц. Франц снимал Крещатик и Бессарабку, Андреевский спуск и Бибиковский бульвар, гору Щекавицу и фонтаны, многие из которых не сохранились до наших дней. Благодаря альбомам Мезера нам известно, как выглядел старый вокзал до пожара.



Это сейчас мы щелкаем город с любой точки. Тогда же приходилось оглядываться на жандармов, получать специальные разрешения. Однажды Мезера задержали во время съемок и доставили в участок, посчитав иностранным шпионом за то, что он снимал эспланаду перед крепостью. Чтобы фотографировать массовые мероприятия вроде парадов и прочих церемоний, тоже требовалось получить допуск.



Но Франц умело подошел к делу: он создавал роскошные фотоальбомы города в кожаных переплетах и дарил их императору. Тот в ответ награждал Мезера почетными званиями вроде «Фотограф его императорского двора», преподносил ответные подарки — серебряную чернильницу, золотые часы. Губернатор тоже радовался: в подарочных альбомах для императора Киев выглядел процветающим. Поэтому губернатор не только регулярно заказывал семейные и парадные портреты в ателье у Франца, но и рекомендовал его высшей знати.



Среди прочих фотографов де Мезера выделяли дерзость и деловой подход. Во времена, когда еще не слышали о пиаре, он называл себя «Придворным фотографом королевы эллинов» и ее личным другом: жена греческого короля Георга происходила из Романовых и была племянницей русского царя Александра II. А Мезеру удалось удачно выполнить ее заказ.



В его ателье можно было заказать маленькие визитные фото размером 6 на 10 саниметров, кабинетные карточки (11 на 16 сантиметров), оплетенные в кожу роскошные фотоальбомы и подарочные книги с видами Киева. Доходы ателье Франца составляли 50 тысяч рублей в год.





В ателье на Крещатике снималась вся киевская знать, через него прошло несколько поколений киевлян. Мезер дружил с Лесей Украинкой и Николаем Бердяевым, был членом литературно-артистического общества. А вот Александр Куприн невзлюбил его и в своей «Яме» вывел автором порноснимков: «После приезда, на другой день, он отправился к фотографу Мезеру, захватив с собою соломенную девушку Бэлу, и снялся с ней в разных позах, причем за каждый негатив получил по три рубля, а женщине дал по рублю. Снимков было двадцать».





Мезер посмеялся, прочитав повесть: усилия Куприна привели к росту популярности его ателье.

ВЫСОЦКИЙ



Другим известным киевским фотографом был уроженец Волыни, поэт польского происхождения Влодзимеж Высоцкий, который открыл свое ателье в 1873 году. Работы Высоцкого были настолько хороши, что вскоре он стал не только штатным фотографом Киевского университета, но и фотографом Великой Княгини, вице-президентом Киевского технического общества. Его снимки получали награды на различных международных выставках.



Ателье Высоцкого находилось на углу Крещатика и Лютеранской и считалось одним из лучших в городе. Учеником его был Альфред Федецкий — известный фотограф, один из первых кинематографистов Российской империи.





Некоторые коллекционеры сегодня называют Высоцкого главным конкурентом Мезера. Современникам же он запомнился не только как фотограф, но и как талантливый поэт, который дружил с передовыми литераторами того времени — Лесей Украинкой, Оленой Пчилкой, Иваном Франко. Кстати, Высоцкий был автором знаменитого свадебного фото Каменяра и не менее известной карточки «Леся Украинка в веночке».





После смерти хозяина в 1894 году владельцем ателье стал его сын, который ввел в практику новинку — съемки при электрическом освещении.

ЛАЗОВСКИЙ



На углу Крещатика и Прорезной открыл свое ателье плодовитый Генрих Лазовский. Через шесть лет в его архиве было уже больше 13 тысяч негативов. Изначально негативные фото стоили немыслимых денег: 10-20 рублей за снимок, примерная зарплата рабочего за месяц. Фотоателье тщательно хранили пластины: бланк фото подписывали номером негатива, чтобы быстрее найти в архиве, а с негатива потом можно было печатать нужное количество отпечатков высокого качества.



К концу 19 века, когда распространилась фототипия, фотокарточки существенно подешевели. Теперь фото размером с визитку стоило один рубль, кабинетные портреты — три рубля за дюжину, а повторное копирование с готовых негативов еще дешевле. Качество стало ниже, зато технология позволяла быстро отпечатывать огромные тиражи — до полутора тысяч оттисков. Фотокарточки стали массовыми и доступными.



Используя эту технологию, Генрих Лазовский в конце 1890-х выпустил альбом из 24 фототипий «Киевского Владимирского собора». В альбоме были фото собора и храмовых росписей Васнецова и Нестерова. Альбом Лазовского в тисненой папке стоил всего три рубля.









Пожалуй, главное достижение Лазовского — в том, что он первым из киевских фотографов стал раскрашивать черно-белые снимки в цветные. А Парижская национальная академия отметила его Большой золотой медалью и дипломом почетного члена за высокое умение сочетать искусственного и естественного освещения.

Как и его коллеги, Генрих очень гордился наградами и титулами. Надпись на его визитке гласила: «Г. Лазовский, член Парижской Национальной Академии снимает портреты с 10 час. утра до 5 час. вечера. Центральная фотография угол Крещатика и Прорезной ул. д. Клугкиста №4 Киев. Удостоен награды на Всероссийской фотографической выставке в Москве 1889 г».

ГУДОВСКИЙ

Иван Гудовский, уроженец полтавского городка Пирятин, прославился как фотограф-портретист. Как и Мезер, он имел художественное образование, учился живописи в Киево-Печерской лавре, совершенствовал мастерство в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где и познакомился с Тарасом Шевченко. Какое-то время они с поэтом даже вместе снимали комнату.

В 1846 году Гудовский перебрался в Киев, где позже открыл собственное фотоателье на нынешнем Майдане: на первом этаже располагались студия, типография и литография. На втором — шесть светлых жилых комнат с голландскими печами.

Когда Шевченко приехал в Киев, он остановился у приятеля Ивана. В тот приезд Кобзаря Гудовский устраивал для него, как сейчас бы сказали, бесплатные фотосессии. Сейчас это известные снимки: на первом снимке Шевченко в белой рубашке и пиджаке с темным галстуком. Позже по этому снимку художник Цисс нарисовал портрет маслом. На другом Тарас Григорьевич сидит у стола в белом полотняном костюме с палкой в руках. По третьему фото в белом костюме Шевченко сделал офортный автопортрет.











МАРКОВ

Выделиться среди такого количества фотографов было непросто. Но Дмитрию Маркову в полной мере удалось сделать это: поначалу на оборотной стороне фотокарточек ателье использовали для рекламы и наносили собственные регалии — титулы, медали с выставок, прочие награды. Монополия на выпуск почтовых открыток принадлежала государству. А когда она была отменена, фотографы стали печатать на обороте фотокарточек почтовые бланки. Оставалось купить и приклеить марку — и фото можно было отправить адресату с небольшим посланием.



Марков быстро сориентировался и в дополнение к ателье открыл издательство открыток с видами Киева. Он использовал все имевшиеся на тот момент способы увеличения продаж: дешевую массовую печать, яркие кричащие краски, нанесение всевозможных надписей на изображения. Известные нам карточки «Красавец Киев шлет привет» — это продукция его издательства. Поначалу они делались так: на готовое раскрашенное изображение накладывались искусно вырезанные цветные картонные буквы. В начале 20 века изобретательный Марков выпускал открытки-гармошки, содержавшие десять миниатюрных видов Киева, сложенных особенным способом.

Чтобы избежать обвинений в плагиате, художники иногда брали известный панорамный снимок города и видоизменяли его: дорисовывали на бульварах гулящую публику или плывущие по Днепру пароходы.



Кроме видовых снимков, Дмитрий стал размещать на открытках коллажи со столичными видами. Тонкие ценители презирали его продукцию: сейчас ее называют китчем, но массовая публика с удовольствием раскупала картинки от Маркова. Черно-белые открытки издательства стоили пять копеек, цветные — гривенник. Почтовая марка обходилась еще в три копейки. Сегодняшние коллекционеры и охотники за раритетами покупают простые открытки той эпохи за десятки долларов, а цена редкого экземпляра может доходить до нескольких сотен.

Невероятно популярными были изображения, как сейчас сказали бы, знаменитостей. Издатели вовсю печатали карточки с портретами императорской семьи, литераторов, полководцев, художников. Обычные горожане скупали открытки с оперными певцами, балеринами и цирковыми артистами. На столе у Михаила Булгакова в квартире на Андреевском спуске, 13 стоял портрет оперного солиста Льва Сибирякова с личным посвящением юному поклоннику.



Марков сотрудничал с художником Гулаком, чьи карикатурные картинки разлетались, как горячие пирожки. Как и сейчас, киевляне тогда любили посмеяться, поэтому в ходу были юмористические и сатирические открытки. Шутили над развеселой нищей жизнью студентов, отношениями с москалями и высмеивали глупые решения властей.

Автор Светлана Максимец
Источник - weekend.today


Tags: XIX век, XX век, История, Киев, Открытки, Украина, Фото
Subscribe

Posts from This Journal “Открытки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments