Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

«Американская готика» Гранта Вуда: Скандал и шедевр на одном полотне


Грант Вуд. Американская готика. 1930
Биверборд, масло. 74 × 62 см
Чикагский институт искусств, Чикаго


«Американская готика» — картина американского художника Гранта Вуда, написанная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века и самое сатирическое полотно своего времени. В чем же сатира?

Среди наиболее влиятельных художников американского Среднего Запада XX века Грант Вуд известен своим уникальным вкладом в регионализм - течение в американской живописи 1930-х годов, обращающееся к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Его детальный, отточенный стиль живописи отражал традиционные старомодные ценности маленького городка в Айове. В этом на него оказал влияние фламандский художник Ян ван Эйк, известный своей тщательнейшей блистательной прорисовкой деталей (особенно, драгоценностей и текстур). Вуду нравилось изучать мельчайшие детали фламандского реализма и учиться тщательно изображать свои мазки, чтобы запечатлеть своих подданных в истинной форме.


Грант Вуд

История написания картины

Летом 1930 года Вуд посетил Элдон, штат Айова, чтобы увидеть художественную выставку города. Находясь там, его поразил маленький белый домик с окном в готическом стиле, который Вуд счел слишком «претенциозным» для такого скромного дома. Он набросал дом на бумаге, подготавливая основую для своей знаменитой картины. Дом - реальное фермерское здание на Диббл-Хаусе, которое он видел в айовском городке Элдоне.

Сестра Нэн и дантист Маккиби

На картине изображена пара средних лет (обычно интерпретируемая как фермер с женой), стоящая перед их домом лицом к зрителям. Это деревянный фермерский дом. В качестве позирующих моделей Грант Вуд пригласил свою сестру Нэн и 62-летнего дантиста Байрона Маккиби, запечатлев их в традиционной одежде. Вероятно, врач Маккиби чувствовал себя немного обязанным, так как любовь Вуда к сахару (он даже добавлял его в салат) сделала его идеальным клиентом для дантиста. В свою очередь, у Вуда была возможность изучить своего врача досконально, в том числе его руки, которые в итоге держали символические виллы на картине Вуда.



Судя по выражениям лиц героев, они, кажется, не живут полноценной или радостной жизнью. Как правило, в изображении людей в Америке 30-х годов есть некий аскетизм, который проявил себя и в «Американская готике». Причиной может служить тяжелая политическая и внутриэкономическая ситуация - Великая американская депрессия. Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии, продолжавшийся долгих 12 лет.

Один взгляд на мрачные и невеселые выражения лиц моделей говорит об их истинных чувствах по поводу их жизни и окружающей среды. На портрете жесткая хладнокровная женщина хмуро смотрит вдаль. Мужчина с плотно прижатыми губами выглядит не менее сурово и даже мрачно, крепко держа в руке свои виллы. Главный принцип написания картины - стремление к готическому стилю, главная черта которого - вытянутость и стремление ввысь. Вот и лица (в т.ч. числе длинные носы и шеи), комплекции людей, сам дом и даже окна за героями изображены преувеличенно вытянуто.

Почему же Вуд сделал эту пару такой грустной и серьезной?

Сатирический подтекст

Грант Вуд как-то сказал, что это «люди, которые, как мне показалось, должны жить в этом доме», тем самым намекнув, что пара и дом были изначально нелепы и не складны.
Это сатира, к которой те или иные элементы на картины возвращаются снова и снова. Такой же авторской сатиры коснулся и фермерский дом (хоть эта новая форма «американской готической» архитектуры была экономичной и намного более практичной для типичной американской семьи в эпоху депрессии, чем подлинная готическая архитектура, Вуд, похоже, не согласен с попытками сделать величественную готическую архитектуру подходящей для американских фермеров).

Еще одна небольшая загадка картины заключается в излишней формальности сюжета: черное платье и брошь фермерской женщины, темно-синий жакет фермера-мужчины и чисто выбритое лицо, чистые блестящие виллы - все это придает работе слегка сюрреалистическое и преувеличенное качество.
Фрагменты


Фрагменты

Символика картины

Вилы - богато символический предмет. Трехконечное копье можно рассматривать как символ тяжелого труда и тяжелой работы. Кажется, что художник вводит в картину пресловутую идею американской мечты (те, кто много работает, пожнут плоды своего трудолюбия). В греческой мифологии это копье называется трезубцем и он был символом могущественного Посейдона, бога моря. В христианстве вилы ассоциируются с дьяволом и злой деятельностью.

Фартук с колониальным принтом женщины символизирует Америку XIX века. Цветы и растения на крыльце - домашнее хозяйство. Выражения лиц героев могут символизировать те серьезные трудности, с которыми столкнулись сельские жители конца 1920-х и начала 1930-х годов.


Дом-прототип «Американской готики»

Оценка искусствоведов и жителей Среднего Запада

Грант Вуд мог бы подумать, что его сатира из маленького городка Среднего Запада будет забавной и население примет картину с улыбкой, но общественная оценка разделилась:

1. Стереотипное изображение жителей Среднего Запада, вкупе с вилами, комбинезоном и домом заставило многих искусствоведов интерпретировать произведение как сатирический комментарий к культуре маленького города.

2. На деле картина вызвала бурю протеста и негодования, когда копия изображения появилась в местной газете. Читатели были возмущены изображением Вуда как мрачных пуритан. Айовцы не проявили доброты, многие выражали серьезное отвращение к тому, как полотно представляло жизнь айовцев.

3. Другие искусствоведы сочли «Американскую готику» даже оскорбительной по отношению к простому народу, низким ударом по этим трудолюбивым мужчинам и женщинам.

Одна фермерская женщина была настолько взбешена картиной, что угрожала откусить ухо Вуду. Другой местный житель предположил, что у Вуда голова не в порядке.

В любом случае и при любой оценке этого шедевра, «Американская готика»сделала Вуда знаменитым. До этого прорыва Вуд был неизвестным 39-летним начинающим художником, живущим на чердаке вагонного дома у похоронного бюро. После успеха американской готики он стал многократно переписывать историю написания и значение своей картины, чтобы привести ее в соответствие с тенденцией времени.

Композиция

Если не брать во внимание преувеличенность и сатирический подтекст полотна Вуда, в остальном оно композиционно тщательно спланировано. Начнем с того, что композиция изначально сложная. Состоит из вертикальных и горизонтальных линий, совмещенных с круглыми элементами (округлый вырез на фартуке, округлые формы деревьев, а также круглые очки мужчины). Кроме того, зубцы вилки для сена выровнены по оконным решеткам дома, а также по швам комбинезона фермера. Готическое окно находит эхо в лицах героев (нос и рот).

«Американская готика», несомненно, является шедевром Вуда и входит в число лучших портретных картин своего времени. Как и Мона Лиза, она остается загадочной композицией, иконой американского искусства XX века, а также одной из величайших картин Среднего Запада.



Источник - kulturologia.ru и Википедия

Tags: 1930-е, Арт, История картины, США
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments