Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Как оформляли киевских гимназистов



С незапамятных времен Древней Греции классические философы пытались решить вопрос о том, что появилось раньше – курица или яйцо. В современной педагогической науке существует свой логический парадокс и замкнутый круг, свой to be or not to be. Особенно остро и часто вопрос быть или не быть школьной форме встает на исходе лета, в преддверии нового учебного года. Без малого 200 лет вопрос этот был решен однозначно и положительно.

Систематизация и стандартизация

Александр Павлович, скоропостижно скончавшийся 1 декабря 1825 года в Таганроге, оставил своему младшему брату Николаю в наследство весьма большое, беспокойное и довольно запущенное хозяйство. Сельское производство низкоэффективно, промышленность как таковая отсутствует, дворянство, еще пребывающее в эйфории после победы над наполеоновской Францией, распущено и вольнодумно. Николай Павлович от браздов правления долго отбивался, уговаривая занять монарший престол среднего брата Константина. Уговорить не получилось…

Первый подарок на новой должности Николаю I преподнесла золотая молодежь, цвет и надежда нации, опора самодержавия — офицеры гвардейских полков. Подавив восстание декабристов и рассортировав их по мере вины и ответственности – кого на эшафот, а кого в Сибирь на каторгу, император принялся наводить в стране порядок.

Любой механик знает, что разобраться даже в самом сложном механизме гораздо проще, если все его детали и агрегаты надлежащим образом установлены и логично промаркированы.

27 февраля 1834 года император Николай I начал раскрашивать винтики и гаечки своей государственной машины, высочайше утвердив «Положение о гражданских мундирах», подробно регламентирующее знаки отличия, порядок ношения и виды форменного обмундирования государственных служащих всех рангов. Позаботился он и о подрастающем поколении, рассматривая внедрение школьной формы как фактор дисциплинирующий и необходимый в привитии молодежи законопослушания и верноподданства.

Береги мундир смолоду

Новые мундиры получили все министерства и ведомства: министерства внутренних дел, финансов, юстиции, почтовое и горное ведомства, Академия художеств, ведомства путей сообщения и публичных зданий, ведомство государственных имуществ, Департамент духовных дел иностранных исповеданий и, конечно же, система образования. При этом требования нормативного акта коснулись не только «постоянного состава» — преподавателей вузов, гимназий и училищ, но и «переменного», по сути, поставив их в один ряд с чиновниками, наделенными властными полномочиями.


Юные «чиновники» Министерства народного просвещения. Пальто и шинели часто приобреталось родителями «на вырост»

Параграф 88 Положения вводил единую форму для студентов и воспитанников всех учебных заведений Министерства народного просвещения, состоящую из «мундира темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам и фуражек суконных темно-зеленых с околышем по цвету воротника». В целом и в частности школьная форма являлась калькой с военной, а все отличия свелись только к использованию новых, не занятых армией колеров. Фасон и цвет ее постоянно обновлялся, следуя за изменениями в военном и гражданском обмундировании.

Как правило, новинку брала на вооружение гвардия, за ней армейские части, потом гражданские чины и, наконец, спустя два-три года она добиралась до студентов, гимназистов и воспитанников реальных училищ. Менялись фасоны, материал, постепенно добавляя комфорт и облегчая жизнь конечным пользователям продукта в возрасте от 10 до 16 лет.

С увеличением количества средних учебных заведений появилась градация комплектов формы в зависимости от престижности и привилегированности тех либо иных гимназий или училищ. К примеру, в первой и второй киевских гимназиях от воспитанников обязательно требовалось иметь парадную форму, которую одевали исключительно по торжественным случаям. В будние дни и в заведениях попроще носили повседневные комплекты.


Первая киевская гимназия урок географии

В конце девятнадцатого века повседневная форма гимназистов и реалистов представляла собой синюю суконную гимнастерку (для центральных и северных губерний) или серую (в Киевской и других юго-восточных губерниях), того-же материала и цвета брюки навыпуск и черные ботинки на шнуровке. Гимнастерка подпоясывалась черным кожаным ремнем с металлической пряжкой. На пряжке гравировалось и выштамповывалось и затиралось черной краской обозначение учебного заведения. Гимназистам полагались бляхи с серебристым покрытием, остальным – желтого металла.


Слева направо. Ремень Императорской Александровской киевской гимназии. Поясные пряжки Императорской Александровской киевской гимназии, Коммерческого училища, Киевской мужской гимназии Стельмашенко, Киевского ремесленного училища, 2-й киевской гимназии

Поясные пряжки гимназии и училищ, удостоенные присвоения высочайших имен правящего дома Романовых, кроме обозначения аббревиатуры названия, украшались изображением регалий императорского дома. Частные учебные заведения, не стесненные жесткими правилами, в отличие от государственных, могли размещать на поясных пряжках своих воспитанников инициалы владельца, как Киевская мужская гимназия Стельмашенко или «профильные» символы, как посох Меркурия у Коммерческого училища.


Гимназист Булгаков перед выпуском из Первой киевской гимназии

Ученики и слушатели старших классов, как люди более серьезные и солидные, стоящие на пороге взрослой жизни, часто подрабатывающие репетиторством и частными уроками, вместо блуз и гимнастерок носили кителя специально установленного фасона, напоминающие офицерские мундиры. Выглядели несколько скромнее, были короче, застегивались потаенными застежками-крючками и не имели наружных карманов и галунов.

Основы конспирации

Одним из грубейших нарушений дисциплины в дореволюционной средней школе считались не грязная неопрятная форма, а ее отсутствие. Гимназист с момента поступления в гимназию и до последнего дня учебы обязан был носить свою форму постоянно, снимая ее только для сна и с целью личной гигиены. По замыслу законодателей из Министерства народного просвещения, постоянное ношение формы в стенах учебного заведения и за ее пределами – в доме, на отдыхе, на каникулах, в путешествиях и на даче – позволяло постоянно идентифицировать и контролировать воспитанников.


Гимназисты в летних гимнастерках и летних чехлах на фуражках, предпринявшие традиционные меры конспирации

Цифровые и буквенные обозначения на пряжках и фуражках юных сорванцов ни для кого не были секретом. Любой городовой, дворник да и просто гражданин с повышенной социальной ответственностью с легкостью мог определить, из какого гнезда науки вырвались нарушители общественного спокойствия и посягатели на священное право собственности, с тем чтобы донести известие об этом до педагогов или воспитателей. Методы индивидуальной защиты молодая поросль изобрела очень быстро, а затем передавала эти секретные знания из поколения в поколение.


Эмблема гимназической фуражки демаскирующая

Обряд посвящения в гимназическое братство неофит совершал обычно сам, выламывая буковки с эмблемы на своей фуражке собственными руками. Самые изощренные авантюристы и пройдохи обладали комплектом из сломанной и неповрежденной «арматуры», которые меняли в зависимости от оперативной обстановки и опасности решаемых задач.


Эмблема после творческой доработки

Проблема с ременной пряжкой решалась еще элегантнее – ремень просто выворачивался надписью к животу, ничуть не теряя своих функциональных качеств. Именно такой персонаж угодил на острый карандаш художника Владимира Федоровича Кадулина, работающего в Киеве в начале двадцатого века.


Карикатура Ивана Кадулина

Фуражки многоцелевого назначения

Еще одним не просто предметом одежды, а обязательным атрибутом являлась для киевского гимназиста фуражка. В своей дошкольной жизни она честно служила в гвардейской пехоте российской армии, но, попав на головы (в руки) учащихся гимназий и реальных училищ, бедный головной убор пережил столько, сколько не испытал ни в одном кровопролитном сражении. Насколько трепетно гимназисты и реалисты относились к пряжкам своих поясных ремней, часами натирая их до зеркального блеска, настолько прагматично и бестрепетно они обращались со своими фуражками.


Фуражки на головах пензенского и киевского гимназистов

В первую очередь из околыша извлекалась пружина, для которой находилось тысяча занятий, несовместимых с ее возвращением в недра родной фуражки. Носить новую, ни разу не мятую фуражку в младших и средних классах считалось не просто моветоном, а верхом неприличия. Именно по виды этого головного убора окружающие должны были судить о нелегкой судьбе, героических подвигах и богатом жизненном опыте ее владельца.

Фуражка использовалась для чистки обуви, ловли малька в ближайшем пруде, раздувания индейских костров, сбивания плодов с деревьев в соседнем саду, а затем и переноски добытых трофеев и делала еще с добрую сотню полезных и важных дел. А кроме этого, фуражка отлично защищала от летнего зноя, осенних дождей и весеннего града. В меру сил спасала своего хозяина и от зимней стужи, так как специальных зимних шапок учащимся средней школы не полагалось. Многие фуражки, оставив в прошлом школьную арматуру и вспомнив свое благородное происхождение, прошли через горнила мировой и гражданской войн, революций, интервенций и оккупаций. Удивительно, но немногочисленные экземпляры, побитые временем и молью, выгоревшие, выцветшие, со сломанными козырьками и мятыми тульями, дожили до наших дней и становятся лотами на интернет-аукционах собирателей антиквариата.

Но есть в истории дореволюционной школьной формы еще одна загадка. Армейское кепи сравнительно недолго прослужило в российской императорской армии, еще меньший срок входило они в гардероб киевских гимназистов, а затем по непонятным причинам было быстро и незаслуженно забыто. Считается, что этот головной убор пришел к нам то ли из Франции, то ли из Бельгии, но положенные рядом фотографии дают все основания для возникновения других версий.


Слева гимназист мужской гимназии Рубинской в форме образца 1868-1871 годов
Справа барабанщик 18-го пехотного полка США Джимми Дойл, раненный в 1863 году в Коннектикуте


Так откуда черпали вдохновение законодатели школьной моды сто и двести лет назад?

Автор Алексей Смолин
Источник - Большой Киев


Tags: XIX век, XX век, Дети, Киев, Образование, Одежда, Российская империя, Украина, Школа
Subscribe

Posts from This Journal “Образование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments