Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Коллажи Параджанова, в которых проявилась его неуемная фантазия



По сей день неразгаданные послания современникам и наследникам...

Имя Сергея Параджанова известно во всем мире. Он сумел создать новый поэтический вид кинематографа, в котором переплелись поэзия, живопись и сюжетная линия. Его фильм «Тени забытых предков» стал сенсацией на многих международных кинофестивалях и за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году).


Коллаж изображает гуцула и гуцулку. Мизансцена для фильма «Тени забытых предков»

Но не менее интересны коллажи и рисунки неординарного Паражданова, на которых известный режиссер изображал то, что со временем появлялось на экране.



Первые коллажи незаурядный режиссер начал мастерить параллельно со съемками фильмов, превращая прорисованные сцены в аппликации. Рождались они самодостаточными произведениями искусства, наивного и праздничного, как сам автор.


Коллаж «Я продал дачу», 1985 г

По воспоминаниям современников, жилище Сергея Иосифовича всегда напоминало особняк известного гоголевского персонажа-собирателя. С «плюшкинским» энтузиазмом Параджанов складировал безделушки и мишуру, которую использовал для своих мозаичных арт-объектов, которые бы сегодня назвали инсталляциями. Возможно, сказалось детство в семье антиквара. Параджанов провел жизнь в бесконечном круговороте столиков, ковров, икон и расшитых тканей. Он блестяще разбирался в антиквариате, азартно скупал его и перепродавал, обставлял друзьям квартиры.


Икона из осколков фарфора

После табу советской власти на киносъемки коллажи и ассамбляжи стали единственным способом выпустить творческий пар. Автор поэтического кино «монтировал» собственную реальность! О своих работах говорил:

«Никакого чуда не происходит. Я это ищу, это есть в природе. Это она помогает мне взять и зафиксировать, создать пластику и поклониться этому».

Он называл их «спрессованными» фильмами: в них всегда есть движение и особенная параджановская сверхнасыщенность кадра — каждый легко развернуть в уме до мизансцены из фильма. И наоборот — многие кадры из его фильмов, по сути, и являются красочными коллажами.

Вскоре мастерской и вовсе стала тюремная камера. Здесь, вслед за Дюшаном и Уорхоллом, тиражировавшими Мону Лизу, Параджанов дал жизнь новой Джоконде, увидев ее лик на спине у другого заключенного. Так появилось 13 его собственных версий героини Да Винчи — плачущих, кокетливых, и даже с фотопортретом самого автора.



Есть и Мерлин Монро, преломленная Параджановым — грустная тихая девушка в кружевах и перьях, есть и Юрий Гагарин, за которым стыдливо прячутся ангелы.



Вот таким Сергей Параджанов увидел космонавта Юрия Гагарина. «Юрий, Юрий» (1985−1986)

Хотя причудливый гений и называл коллажи своим хобби, однако предлагая их в дар, он обещал друзьям, что после его смерти они смогут продать работы и озолотиться. Но дело было вовсе не в деньгах: Параджанов мог подарить музейного уровня вещь и совершенно незнакомому человеку и притащить домой, нежно обнимая, ржавое велосипедное колесо — он любил, лелеял и обживал мир вещей совершенно бескорыстно.


Кукла к фильму «Цвет граната»

Все, чего бы ни касались его руки, надо вставить в раму, ибо все это — произведения искусства. Во время работы над фильмом «Цвет граната» (1968) советская власть постоянно ставила палки в колеса и не пропускала ни одного эпизода без существенного сокращения. Спасением и отдушиной для Параджанова и стали коллажи, в которых проявилась его неуемная фантазия, колорит его творческого видения и скрытые порой, и по сей день неразгаданные послания современникам и наследникам.

Очень точно сказал о Параджанове мультипликатор Юрий Норштейн:

«Параджанов материализовал дух. Вот ключ к пониманию работ художника».

Его приятель-оператор, назвавший «Цвет граната» идеальным комиссионным магазином, шутил лишь отчасти. Подготовку к съемкам нового фильма Параджанов начинал с того, что рисовал множество вариантов каждой отдельной сцены. После того как эскизы были готовы, он обклеивал их тканью и кусочками картона. С годами же режиссер начал использовать в своих коллажах самые разнообразные материалы: битое стекло и фарфор, ракушки, кружева, бусинки, нитки, перья, скорлупу.



«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным». Сергей Параджанов.

Автор Тамара Хачатрян
Источник - radiovan.fm


Tags: Арт, Гений, Знаменитости, Кино, СССР, Фильм, Человек
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments