Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Как сон разума стал рождать чудовищ

Мрачный Гойя переизобрел уютный жанр каприччо



В 1799 году Гойя опубликовал альбом офортов, которые назвал по их жанру — «Капричос» («Los Caprichos», от итальянского capriccio — «каприз»). Серия изображений резко отличалась от придворных картин испанского художника: эмоциональный перелом часто связывают с тяжелой и загадочной болезнью, пришедшейся на 1792–1793 годы, в результате которой Гойя оглох. «Капричос» были художественным экспериментом, в основание которого была положена фантастика сна и сатира на современное общество — настолько гротескная, что, кажется, затевалась не ради бичевания пороков, а чтобы выплеснуть яд. Инквизиция спешно изъяла альбом, но сейчас эти работы помнят лучше, чем многие прежние и последующие заслуги Гойи: мрачные фантазии пришлись по вкусу декадентам и модернистам.


Франсиско Гойя. Все погибнут. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes



Франсиско Гойя. Вот они и ощипаны. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Как ее ощипывают! 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Ведь он разбил кувшин. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. У них уже есть на что сесть. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Скверная ночь. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Вверх и вниз. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Франсиско Гойя. Неужели никто нас не развяжет. 1799 год
© Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes


Гойя полностью предопределил наше восприятие жанра каприччо. Однако в XVIII веке итальянское слово «каприччо» значило совершенно иное, а в эмоциональном смысле — даже полностью противоположное: «каприз» был не мрачным, а легким. Каприччо было прежде всего архитектурной фантазией — причудой художника, решившего совместить внутри одного произведения здания, древние развалины и другие объекты, не сообразуясь с их реальными размерами и местоположением. Наибольшего успеха в сопряжении далековатых построек достигли художники Марко Риччи и Джованни Паоло Панини.


Джованни Паоло Панини. Каприччо с античными развалинами. Между 1725 и 1730 годом
© Wikimedia Commons


Джованни Паоло Панини. Римский каприччо. 1758 год
© Wikimedia Commons


Марко Риччи. Древнеримский каприччо. До 1730 года
© Wikimedia Commons


Традиция каприччо наложилась на другую моду XVIII столетия — жанр ведуты (от итальянского veduta — вид): так называли изображение города с особенно выгодной для обзора точки. Иногда вместо реального города художники изображали полностью или частично вымышленный, идеальный — такие работы называли vedute ideale, vedute di fantasia или каприччо. Особой популярностью ведуты пользовались в Венеции: выдающимся их мастером был Каналетто, а в создании гравированных vedute ideale прославился Джамбаттиста Пиранези.


Каналетто. Портик с фонарем. Около 1740–1744 годов
© Wikimedia Commons


Джамбаттиста Пиранези. Римская древность. 1756 год
© Wikimedia Commons


Впрочем, было и более узкое понимание жанра каприччо — которое обосновывалось неуемной фантазией художника. Еще в XVI веке каприччо называли серии литературных и музыкальных произведений, объединенных не жанром, а иными формальными чертами (самые ранние словесные каприччо — capricciosi ragionamenti — написал Пьетро Аретино). Первым слово «каприччо» к изобразительному искусству применил гравер-маньерист начала XVII века Жак Калло, за ним были Стефано делла Белла, Джованни Баттиста Тьеполо и тот же Пиранези.


Джованни Баттиста Тьеполо. Семья сатира. Около 1738–1739 годов
Civici musei e gallerie di storia e arte di Udine


Жак Калло. Два танцора с лютней. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art


Жак Калло. Два танцора с флейтой и тамбурином. 1617 год
The Metropolitan Museum of Art


Стефано делла Белла. Из цикла «Каприччо». Около 1642 года
The Metropolitan Museum of Art


Джованни Баттиста Тьеполо. Женщина с руками на вазе. Около 1738–1739 годов
Museo Civico, Bassano del Grappa


Гойя мог прочесть в словаре Академии изящных искусств такие определения жанра: каприччо — это «идея или замысел, которые художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами»; это «произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил». Гойя порывал со всеми правилами — и в этом полностью соответствовал словарю; он, однако, первым замешал каприччо на безжалостной романтической иронии, социально-политической сатире и жуткой материи сна, которая, в соответствии с названием самого знаменитого офорта, рождает чудовищ. 

Книги -
Murray С. J. Encyclopedia of the Romantic Era. 1760–1850. London, 2003.
Sager Eidt L. M. Writing and Filming the Painting: Ekphrasis in Literature and Film. Amsterdam/New York, 2008.
Источники - arzamas.academy и Википедия


Tags: XIX век, XVIII век, Арт, Гравюра, Графика, Испания, История картины, Сатира
Subscribe

Posts from This Journal “Графика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments