Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

11 музеев Дрездена: живопись, скульптура, драгоценности, оружие, нумизматика и другое. Серия 1


Старость и молодость, Георг Люриг, конец 19 - начало 20 в.

Объединяющее двенадцать музеев Государственное художественное собрание Дрездена, может составить конкуренцию самым выдающимся музеям мира – петербургскому Эрмитажу и парижскому Лувру. Глобус Луны и карманные солнечные часы, монеты-дельфины и подарочный скелет от ювелира, крокодил, которого можно надеть на руку и фарфоровая трубка-голова, полотна Рубенса и Гогена, гравюры Дюрера и Рембрандта, статуи египетских бабуинов и золотые скифские олени – богатства и диковины поджидают тут зрителя на каждом шагу.

Дрезден был одним из наиболее разрушенных в течение всей Второй мировой войны городов, авиация союзников почти стёрла его с лица земли, не пощадив и музейных зданий. Впрочем, тут можно вспомнить и разрушенные Петергоф с Царским селом – война не разбирает жертв. Но тем радостней сознавать, что большинство экспонатов коллекций, пережив войну и нацистские идеологические чистки в хранилищах, снова представлены зрителю и не только тому, кто сумел добраться до Дрездена, но буквально любому – достаточно лишь выхода в интернет. Сайт собрания, хранящий множество коллекций самых разных областей: от живописи до нумизматики, от ювелирных изделий до скульптуры, от оружия до театральных кукол, рассказывает не просто художественную историю человечества, но его антропологически обоснованную тягу к созданию прекрасного в малом и великом.

Галерея новых мастеров



В основу этой галереи легли некоторые работы, принадлежавшие прежде Галерее старых мастеров, для которой во второй половине 19-го века было закуплено много современных картин. После Второй мировой войны, когда кончились тёмные века борьбы с «дегенеративным искусством» времён нацизма (за это время было утеряно более 50 полотен, в том числе картины Мунка и Бекмана) и возвращения картин, вывезенных после войны в СССР, коллекция приобрела современный вид.

Галерея новых мастеров располагается в дрезденском музее Альбертинум и представляет собой коллекцию более чем 2500 картин художников XIX и XX веков. Главными направлениями коллекции, представленными в хронологическом порядке, являются романтизм, импрессионизм (постимпрессионизм) и экспрессионизм. Первый представлен, например, знаменитым пейзажистом Фридрихом Каспаром Давидом, второй Эдгаром Дега и Полем Гогеном, третий Отто Диксом и так далее. Впрочем, есть здесь место и модерну в лице Густава Климта и авангардизму от Пауля Клее, вплоть до картин советского космонавта Леонова. Не обойдено вниманием и современное искусство, в первую очередь немецкое, которое только готовится стать классикой. Иными словами, любознательный зритель благодаря этой коллекции может познакомиться с самыми важными художественными течениями новой и новейшей истории человечества.


Танцоры 2, Эдгар Дега, около 1898


Пейзаж Вале, Людвиг Гельпке, 1957


Мегалитические могилы в снегу, Каспар Давид Фридрих, 1807


Две девушки (Парау Апи. Что нового?), Поль Гоген, 1892


Песчаная буря в ливийской пустыне, Макс Слевогт, 1914


Горка, Герхард Фриц Гензель, 1948


Буковый лес, Климт, Густав, около 1902


В Кумтлампеншайне, Осмар Шиндлер


Остра-Гехеге, Каспар Давид Фридрих,1832<


Два кролика, Йозеф Хегенбарт, около 1935


Карп, овощи и фрукты, Тереза Рихтер,19 в.


Конная повозка в синем пейзаже, Вильгельм Рудольф, 1919


Над черным морем, Алексей Леонов, 1971


В трамвае, Йозеф Хегенбарт, после 1930


Вдова, Отто Нагель


Веймарский карнавал, Хорст Науманн,1928-1929


Гимнасты, Герхард Кейл,1939


Из городской книги, Пауль Клее, 1932


Освенцим, Альберт Хайнцингер, 1964


Портрет Манфреда фон Арденна, Герда Лепке, 1980-1981


Зелёный свод


Под таинственным именем Зелёный свод скрывается не менее легендарная коллекция драгоценностей, принадлежащих периоду между Ренессансом и классицизмом. Название произошло от знаменитых малахитовых колонн хранилища, которые были восстановлены при недавней реставрации. Первые экспонаты коллекции принадлежали ещё местной кунсткамере, которую основали в далёком 1560 году. Многие из них, кстати – подарки августейшей фамилии от других европейских монархов. Позже, разделённая на направления, кунсткамера положила начало не только Зелёному своду, но и Оружейной палате, а также Физико-математическому салону. Располагается сейчас в Дрезденском дворце-резиденции.

Коллекции принадлежит более 4000 уникальных предметов из которых более 1100 – ювелирные изделия сложнейшей работы: от драгоценных зубочисток(!) второй половины 16 века до многосоставных ансамблей, где, скульптурные миниатюры, вроде Геракла и орла, обрамляют миниатюрный глобус тончайшей гравировки. Но помимо «стандартного» технического мастерства здесь можно встретить весьма необычные и современные на первый взгляд решения – фигурка человека с совиной головой, скелет в бархатном гробу или страусиное яйцо, вписанное в фигурку страуса – весьма концептуально, не так ли? Если не знать, что этим решениям 250, а то и 400 лет.


Скелет в гробу, Кристоф Людвиг Иоганн, 1743




Геракл с земным шаром, Элиас Руль, Йоханнес Шмидт, 1626-1629


Шут веселый с рогом, Карл Август Гэп, (17 в. - начало 18 в.)


Зубочистка с ручкой в ​​виде воинской головы, Германия, 2-я половина 16 в.


Ложка, св. Георгий сражается с драконом, Германия, середина 17 века (до 1660 г.)


Похищение Прозерпины, Симон Трогер, 18 в.


Танцующие гномы, Кристиан Людвиг Иоганн, 18 в.


Страус, Элиас Гейер, 1589-1595


Шахматы, 1-я четверть 18-го в. или 1725-1728 гг.


Шут Веселый с головой совы, Карл Август Гэп, 17 - начало 18 в.

Гравюрный кабинет


Можно подумать, что галереи старых и новых мастеров являются жемчужиной коллекции Государственного художественного собрания Дрездена, но это не совсем так. Точнее, в музейном виде, вероятно, так и есть. Но онлайн-музей представляет для зрителя совсем иные возможности. И если разместить в обычном музее 750 работ старых мастеров представляется относительно возможным, то нечего и думать, чтобы выставить одновременно 515 000(!) работ графики, которые относятся к коллекции Гравюрного кабинета. И это тот редкий слуай, когда онлайн-архив может соревноваться с реальной экспозицией.

В колоссальной коллекции Гравюрного кабинета представлены собственно гравюры, а также рисунки, офорты, образцы литографии, акварели, иллюстрированные книги, журналы и фотографии. Среди местных авторов же не меньше великих имён: Дюрер, ван Эйк, Рембрандт, Пикассо, Фридрих, Микеланджело – все они известны своими «крупными» работами, однако не меньше удовольствие представляет наблюдать, как автор монументальных полотен (здесь нарочный лексический повтор) работал в своё удовольствие, как создавались наброски-настроения с натуры или готовились эскизы к тем самым полотнам, что впоследствии прославят самого художника.

Не менее интересными выглядят и работы малоизвестных или вовсе неизвестных мастеров, которые могут поразить и без громкого имени-сигнатуры автора. Карты земли и зарисовки для игральных карт, книжные иллюстрации и сложно-изящные буквы для алфавита, складывающиеся из тел людей и животных, газетные карикатуры середины прошлого века и изображения мифических животных из середины века пятнадцатого – перечисление можно вести бесконечно долго. Но, чем читать о блестящих образцах раритетной графики – лучше на них смотреть.


Чудесная свиноматка Ландсера, Альбрехт Дюрер,начало 16 в.


Борьба между горациями и тригеминорами, Франс Флорис, конец 16 в.


Вид на базилику Ватикана, раскидистый портик и площадь Пиранези, Джованни Баттиста, около 1773 года


Неизвестный, Германия, 2-я половина 15 в.
Карта города Дрезден, Старый город и Нойштадт, с пригородами, 1825


Карикатура на свержение президента Гаити, Оноре Домье, 19 марта 1859


Memento Mori, Исраэль ван Мекенем младший 15 в.


Святого Антония мучают демоны, неизвестный, Германия, 15 в.


Старик с длинной бородой, смотрящий в сторону, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1630


Стоящий воин с алебардой, Ян Госсарт, между 1478 и 1532


Фрауэнкирхе на Ноймаркте в Дрездене, около 1850


Антония Аббаса посещает демон во время плетения корзин, Антонио Темпеста, 1597


Апокалипсис,Солнечная Женщина и Семиглавый Дракон, Альбрехт Дюрер

https://cameralabs.org420-1467


Дерево в большом саду в Дрездене, 1810


Нижний Рейн, 3-я четверть 15 в.


Мастер AM фон Зволле, около 1460-1490


Природа, Луи Мельхиор, 1565


Святая Вероника, Германия, 2-я половина 15 в.

Собрание кукольного театра


Один из крупнейших музеев, посвящённых такому специфическому на первый взгляд явлению как кукольный театр, также находится вместе с музеем саксонского творчества (о котором мы скажем несколько слов ниже) в Дрездене. В коллекции собраны более 50 000 экспонатов, где, помимо кукол находятся афиши, элементы декораций, эскизы костюмов и даже фигурки для домашних театров.

Самих кукол здесь также в изобилии, многие из них «выступали на сцене» ещё двести лет назад. Разнообразие налицо: марионетки, перчаточные, вертепные, тростевые куклы, куклы театра теней, механические куклы. Есть простые куклы для передвижных театров, есть куклы ручной работы, которым полагается имя, унаследованное от мастера не меньше, чем полотнам художников подпись-сигнатура. Даже тем, кто с детских лет не был в стенах кукольного театра, будет интересно заглянуть за кулисы и декорации, скрывающие магию театра.


Кошка, 1998


Афиша «Волшебника Каспера» и «Каспера врача»,1933


Дьявол из Смит Ютербога, середина 1920-х годов


Женщина с веером, Китай, 1980-е или начало 1990-х


Палач из пьесы Овидия, Аллин Макс Насо,1904


Человек на лыжах, Антон Джохлер, конец 19-го или начало 20-го века


Смерть, Поль Шнайдер,1940-1950-е


Восемь дикарей с копьями и стрелами из спектакля «Охота на льва», 1850


Крокодил, Евгений Синглдингер, около 1869


Лодка Симон с рулевым и четырьмя гребцами, Антон Джохлер, около 1900


Персонажи Театра, 1796

Собрание скульптуры



Где бы вы думали находится самое крупное собрание античных скульптур за пределами Италии? Думаем, у вас в этом нет ни малейшего сомнения. Расположенный нынче в Альбертинуме музей ждала схожая с другими выпускниками кунсткамеры «судьба», так что тратить время на её пересказ мы не станем, ведь не античностью единой – пять тысяч лет(!) человеческого творчества спрессованы в коллекции, охватывающие царства Древнего Египта, европейский ренессанс, барокко, модернизм, экспрессионизм, вплоть до современного искусства инсталляции.

Скифские золотые олени, маски египетских фараонов, языческие культовые статуэтки, скульптурные автопортреты футуристов 20 века; статуи и бюсты, барельефы и горельефы; от Эдгара Дега до Огюста Родена, от Поликлета до Макса Клингера… Колоссальная эклектичность коллекции производит удивительное впечатление – зрителя словно уносит смерч времени, бросая через века. Античная детальность сменяется экспрессионистской расплывчатостью, а то и полной абстракцией; мрамор уступает место металлу, который, в свою очередь, даёт дорогу пластику и полимерам… Собрание скульптур предлагает зрителю такое путешествие, которое грех пропустить.


Портрет Антиноя Осириса, 130-138 н.э.


Марс на повозке, Н. Клукарич, 1899-1900


Скифский олень, 1200-600 до н.э.


Горилла, хватающая женщину, Эммануэль Фремет, 2-я половина 19 века


Автопортрет, Эрнесто Де Фиори, 1923


Похищение Ганимеда,1200-600 до н.э.


Божество, Египет


Вилли Вольф, 1969


Мудрость, Мишель Коломб, 1507


Портрет погибшего Виллема Иосифа ван Гента, Ромбоут Верхульст, до 1676


Шере, Густав-Жозеф, 1894


Сидящий на корточках бабуин, Египет, поздний период

Нумизматический кабинет


Основой этой коллекции стали накопления герцога Георга Бородатого в далёком 1530 году. Ещё двести лет спустя её существенно приумножил другой курфюст – Август Сильный. А ещё сто лет спустя она стала музейной коллекцией. Эти имена ничего не скажут среднестатистическому отечественному зрителю, но покажут какой огромный промежуток времени требуется для накопления такой удивительно разносторонней коллекции, находящейся теперь в местном Дворце-резиденции.

Римские денарии, арабские дирхемы, немецкие брактеаты, греческие тетрадрахмы, да что там! – сарматские монеты в виде дельфинов и древнекитайские в форме ракушек каури – разнообразие поражает с первых страниц. Вопреки названию, в Кабинете присутствуют не только монеты, но и фалеры, иными же словами – медали самых различных видов: памятные и наградные, золотые и серебряные, подвесные и нет. Коллекция насчитывает около 300 000 объектов, что – дальше вы, вероятно, догадались – делает её одной из крупнейших в Европе. К слову, при Кабинете действует Библиотека и Учебный кабинет, где интересующиеся этим направлением всерьёз могут углубить свои знания и изучить некоторые объекты коллекции не через витрину, а непосредственно, через лупу. Впрочем, эта услуга доступна только офлайн.


Дельфин, Сарматия, 5 век до н.э.


Рубленая монета стрельба к открытию стрелкового в Дрездене, Саксония, 1554


Брактеат, Германия, 12 в.


Курфюрст Кристиан II со своими братьями герцогом Иоганном Георгом и герцогом Августом Саксония, 1597


Брактеат, Германия, 1156-1185


Гульден, Саксония,1530-1533


Тетрадрахм, Иония,180-140 до н.э.


Герцог Иоганн Фридрих II, Саксония, 1554-1595


Денарий, Рим, 1 век до н.э.


Возвращение Святого Креста в Иерусалим (медальон), около 1400


Медаль за успехи в Северной войне и Копенгагенском мире, Дания, 1660


Копия раковины улитки каури, Китай, около 1100-300 до н.э.


Талер, подвеска Леопольда, Венгрия, 1660

Этнографический музей


Этнографический музей находится в Японском дворце и представляет собой внушительную коллекцию из 160 000 экспонатов, большая часть из которых – фотографии, отснятые учёными во время экспедиций в самые отдалённые уголки мира: от вполне привычной нам Японии до далёкой и, несмотря на все старания Н.Н. Миклухо-Маклая, малоизвестной Гвинеи. Но и помимо фотографий музею есть чем похвастать – ритуальные маски, статуэтки, от деревянных до фарфоровых, есть даже целая коллекция резных гард (защита для руки) от самурайских мечей. Может быть это не самое яркое собрание среди богатств Государственного художественного собрания Дрездена, но одно из наиболее самобытных.


Индонезия, остров Моа, до 1900 года


Гарда самурайского меча Япония, период Эдо (1603-1868)


Нэцкэ пара, Япония, вероятно, 19 век


Фигура португальца, Королевство Бенин, предположительно 17 век


Пять мужчин с традиционными украшениями для тела и копьями перед самолётом, Папуа-Новая Гвинея, Фритц Луз, 1934-1937


Портрет семьи Даяков, Ява, 1870-1890


Ганеша на лотосовом троне, Индонезия


Маска, Индонезия, до 1898 года


Палка-марионетка, Индонезия, 1890-1901


Фигурка предка, Папуа-Новая Гвинея, до 1901

Оружейная палата


Иногда именуемая как Дрезденский исторический музей, Оружейная палата является одной из известнейших коллекций оружия, доспехов и исторической одежды в мире. Как и Зелёный свод, располагается она в Дрезденском дворце-резиденции. Изначально палата являлась хранилищем обычного оружия, потом там стали собирать более дорогие экспонаты для проведения дворцовых турниров местного курфюста; кое-что попадало в собрание в виде военных трофеев, например, после столкновений с турками в палате прибавилось восточного оружия. Даже много лет спустя, когда коллекция стала пополняться сознательно, она не становилась достоянием общественности вплоть до середины 19 века. Масштаб коллекции настолько велик, что на данный момент музей экспонирует дишь 5%(!) от общего количества раритетов в галерее Земпера в Цвингере.

Всего в музейных фондах находится более 10 000 видов оружия, доспехов, одежды и даже портретов. Приблизительно пятую часть коллекции (около 2200 экспонатов) занимает холодное оружие – сабли, кинжалы, шпаги, арбалеты. «Старшие братья» последних – пистолеты, ружья, мушкеты – насчитывают и того более – 3000 предметов. «Градус» красоты скачет от самых обычных, «повседневных» мечей и доспехов, до ювелирно исполненных щитов, гравированных и травлёных доспехов в изящнейших узорах, выполненных по индивидуальному заказу пистолетов.


Щит, Милан, до 1567




Пистолет, Аугсбург,1560-1570


Охотничий нож с ножнами и 3-мя столовыми приборами, Дрезден, 1607


Пара кремневых пистолетов, Маастрихт, около 1660-1680


Ручной топор, Нюрнберг, около 1570


Церемониальный доспех для человека и лошади с седлом и экипировкой для верховой езды, Антверпен, 1562-1564.


Церемониальный доспех, Морион и Кюриссаттель, Антверпен, 1563-1564


Источник - cameralabs.org

Tags: Арт, Германия, Интернет, Музей, Оружие, Скульптура, Ювелир
Subscribe

Posts from This Journal “Интернет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments