Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2

Серия 1

Но самые яркие и динамичные орнаменты в соборе принадлежат кисти Михаила Врубеля.

В этот период он жил в Киеве и очень хотел создать для нового храма серию работ — даже подготовил эскизы картин «Богоматерь» и «Распятие». Но его далекие от византийских канонов трактовка и манера живописи не соответствовали требованиям, и строительный комитет эскизы не принял.

Хотя не исключено, что на ограничении работы Врубеля сказались личные отношения с Адрианом Праховым, ведь своих чувств к его жене Эмилии он не скрывал.


Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. Набросок



Михаил Александрович Врубель. Голова женщины (Портрет Э. Праховой). Этюд к картине "Богоматерь с младенцем"

«Я должен был руководить созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова… С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам», — писал много лет спустя Прахов.

В итоге в храме Врубелю довелось поработать только над орнаментацией стен северного и южного нефов.


Михаил Александрович Врубель. Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это шедевр композиции, пятна, рисунка и тона…» (из воспоминаний Л. Ковальского)


Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887, 31×43 см


Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве). 1887, 43×59 см


Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве). 1887, 45×62 см



Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (четвертый вариант). Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887, 18×29.8 см


Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеМихаил Александрович Врубель 1887, 31×43 см


Недалеко от алтаря он изобразил в голубо-золотых тонах орнамент в виде переплетенных крыльев херувимов, расписал арку гирляндами из свежих ландышей, золотых сосновых шишек, вплетенных в венок из полупрозрачных фантастических цветов. А возле картины «Воскресение Лазаря» Павла Сведомского декорировал пространство изображением воды и срезанных лилий.


Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 887, 68×26 см

Многочисленные эскизы Врубеля к неосуществленным росписям собора хранятся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».

Немало работ в храме выполнено польскими художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским, имена которых в 80-х годах XIX века были хорошо известны европейским ценителям живописи. Высоко оценил их творчество и коллекционер Павел Третьяков, приобретавший работы живописцев.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Серафимы. Росписи малого купола Владимирского собора в Киеве. 1890-е


Вильгельм Александрович Котарбинский. Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е


Вильгельм Александрович Котарбинский. Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е


Хотя признание этим мастерам принесли в первую очередь работы на темы античной и римской истории, Адриан Прахов привлек их к оформлению собора как блестящих колористов и знатоков древнеримского быта. Эти знания очень пригодились в работе над евангельскими сюжетами. Вместе они создали росписи «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Суд Пилата», «Распятие».


Вильгельм Александрович Котарбинский. Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Единственный случай, когда для создания росписи в соборе привлекали натурщика: для образа Понтия Пилата (работа «Суд Пилата») Котарбинский и Сведомский пригласили позировать литератора, искусствоведа Владимира Дедлова (Кигна). Возможно, именно поэтому его образ здесь чуть ли не самый выразительный.

В воспоминаниях Васнецова и Нестерова, работавших над росписями во Владимирском соборе вместе с Котарбинским, польский художник предстает остроумным и обаятельным человеком. Васнецов называл Котарбинского «польский круль» или «Катарр», и много лет спустя он сделал одного из персонажей своей картины «Царевна Несмеяна» удивительно похожим на Котарбинского. Показывая на фигуру в красном камзоле на полотне, Васнецов говорил: «Это я нашего Катарра припомнил, как он важно, точно „круль польский“, усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну ещё не пришла, а он уже воображает себя победителем, как пан Заглоба у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катарр, когда разойдётся и о разделе Польши заговорит».


Виктор Михайлович Васнецов. Царевна-Несмеяна. 1926, 262×190 см

Интересные факты:

— Братья Сведомские, Павел и Алесандр, познакомились с Котарбинским в Риме. Тогда молодой художник голодал, заболел тифом — Сведомские буквально спасли его, а позже, в 1887 году, пригласили в Киев. Из 30 лет в этом городе мастер 8 лет провел, выполняя работы для оформления Владимирского собора.

— Работы Котарбинского там не подписаны: он был католиком, а в соборе официально могли работать только православные. И в контракте (общем с Павлом Сведомским) был пункт, оговаривающий этот момент.

— Второй контракт Котарбинского на работы в соборе имеет печальную подоплеку. Андрей, сын мецената и коллекционера Саввы Мамонтова, пошел по художественной части и, с детства обожая творчество Васнецова, хотел поработать вместе с ним. Отец дружил с Праховым — дело было устроено. Андрей должен был создать восемь композиций на хорах, изобразить фигуры и лики святых… Увы — он успел сделать лишь эскизы орнаментов. Андрея не стало из-за болезни почек, и работу по просьбе отца поручили Котарбинскому.

— Художник Виктор Замирайло, упомянутый выше ученик рисовальной школы Николая Мурашко, в своих воспоминаниях раскрыл любопытные сведения. Вроде бы Сведомский негласно поручил часть предписанных ему работ Котарбинскому. А тот, в свою очередь, участок, начатый коллегой, перепоручил Врубелю. Но увы: все равно работу пришлось сделать самому. Очень уж отличалась «врубелевская» роспись!

— Из общей суммы в 400 тыс. рублей, потраченной на внутреннюю отделку Владимирского собора, 30 тыс. было выплачено Котарбинскому. В среднем это составляет по 300 рублей за 94 месяца (хлеб тогда стоил 3−7 копеек).


Павел Александрович Сведомский. Сотворение мира. Первый день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Кисти Павла Сведомского принадлежат росписи в южном нефе «Воскресение Лазаря» и «Моление о чаше» в северном нефе. Кроме этих работ, Сведомский выполнил такие монументальные росписи, как «Святой дух над водами», три медальона «Творения мира» (понедельник, вторник, среда), «Вознесение» и «Хор ангелов». А Котарбинский — полотна «Преображение Господне», «Воскресение Господне», 3 медальона-плафона «Сотворение мира» (четверг, пятница, суббота) и многочисленные портреты святых.

Общее число работ, созданных Котарбинским и Сведомским, — 18 картин и 84 изображения святых.


Вильгельм Александрович Котарбинский. Серафим. Росписи Владимирского собора 1890-е (источник изображения - мой пост )

20 августа (по ст.ст.) 1896 года в присутствии Николая II и его семьи клирамитрополит киевский Иоанникий освятил храм.
Михаил Нестеров писал в воспоминаниях: «Меня с Васнецовым и Котарбинским замяли куда то к стене, и мы простояли бы (герои то дня!) в блаженной тишине всю службу, если бы кто-то (помнится, какая то дама) случайно не увидела, что некий исполнительный и рачительный не в меру пристав теснил нас ещё дальше. Мы почему-то мозолили ему глаза. И вот в этот самый момент сердобольная душа увидела это, возмутилась, пошла вперёд, сказала генерал-губернатору, графу Игнатьеву и Константину Петровичу Победоносцеву, сказала им, что тех, „кто создал собор, кто должен быть впереди всех“ Васнецова, Нестерова и Котарбинского какой то пристав… и т. д. Немедленно после этого последовало приглашение нам пройти вперёд, и мы — все художники — получили место сейчас же за царём и великими князьями».


Вильгельм Александрович Котарбинский. Бог-Творец. Дни творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

«…Портится „Богоматерь“ Васнецова. Половина Котарбинского и столько же Сведомского облупилась, краски висят клочьями. Нестеров сохранился, но очень (как и всё) загрязнён. Народу нет, денег „нема“, ремонта делать не на что». Звучит… свежо. Между тем это цитата из письма Нестерова 1928 года. «Виноваты» в этом отчасти краски: материалы художники покупали за свой счет. Возможно, из экономии брали не самые дорогие и качественные.


Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве (источник фото)

В 1929 году собор был закрыт и превращен в Музей антирелигиозной пропаганды. В 1944-м он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1995-м в Свято-Владимирском храме прошел Собор Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

В 2019 году собору исполнится 123 года. Менялись власть и политические режимы, а храм второе столетие восхищает красотой убранства и изяществом оформления, напоминая о вечном и о тех, кто трудился над его созданием.

Автор Ольга Янковая
Источник - Артхив


Tags: XIX век, Арт, Библия, Видео, Знаменитости, Киев, Религия, Украина, Фрески, Храм
Subscribe

Posts from This Journal “Религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments