Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 1

Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве, освященный летом 1896 года, сразу же стал популярен среди прихожан и привлек внимание ценителей искусства. Ведь в проектировании, сооружении и оформлении храма, выполненного в неовизантийском стиле, принимали участие самые известные архитекторы и художники. Имена некоторых у нас «на слуху», работам же других мастеров обычно уделяют меньше внимания.



Идея построить в честь князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, храм в Киеве, дабы увековечить память о нем и его деяниях, обсуждалась не один год. Об этом и написал в своем обращении к царю Николаю I митрополит киевский Филарет (Амфитеатров). Его поддержали не только церковнослужители, но и петербургские общественные деятели. Тогда же было принято решение, что храм будет сооружен только за счет средств от пожертвований.


Фото интерьеров Владимирского сбора. Источник фото

В июле 1853-го царь утвердил возведение в Киеве собора. Его проект в древневизантийском стиле выполнил архитектор Иван Штром, известный постройкой здания киевских кадетского корпуса и оперного театра. Впоследствии Штром получил за проект звание академика архитектуры. По его замыслу, в основе грандиозного сооружения лежал традиционный для церковного строительства крест, а сам собор планировалось увенчать 13 куполами.

Хотя император проявил внимание к строительству, а пожертвования сначала делались весьма активно (в первый год собрали больше 100 000 рублей серебром, при этом Киево-Печерская Лавра передала со своих заводов миллион кирпичей), к работам приступили только через 9 лет — летом 1862-го. С того момента до освещения храма произошло немало событий: не раз менялся архитектурный план и место строительства, сменилось четыре архитектора и четыре императора…


Фото из «Всеобщего иллюстрированного путеводителя по монастырям и святым местам Российской империи и Афона», 1907 г.

К 1866-му храм был выстроен вплоть до куполов, но тут случилось непредвиденное — на стенах, арках и перекрытиях в итоге неверных расчетов образовались трещины. Поиски «новых архитектурных решений» заняли еще 9 лет. Ускорение долгострою придал визит царя Александра II в 1875 году: император приказал продолжить строительство. Возглавить его поручили киевскому зодчему Владимиру Николаеву. Наконец, в 1882-м работы были завершены.



Оформлением храма занялся археолог, историк искусства Адриан Прахов, известный киевлянам тем, что в 70−80-х годах участвовал в реставрации Софийского собора, а затем восстановлением фресок Х-XII в.в. в Кирилловской церкви. Для участия в росписи стен собора он пригласил лучших художников — Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского.

Работы начались в 1885 году по тщательно разработанному Праховым плану.

Завершить их предполагалось к июлю 1888-го — 900-летию Крещения Руси. Однако произошло это только в 1896-м. Сам Прахов видел храм как «синтез всех археологических поисков в области религиозного искусства». Этого он и добился от мастеров: несмотря на различие стилей и эстетических принципов художников, работавших над оформлением, создается впечатление гармонии и единства.


Иван Николаевич Крамской. Портрет Адриана Викторовича Прахова
1879, 88.5×69 см


Первым по приглашению Адриана Викторовича приехал Виктор Васнецов, который занимался также созданием подготовительных оригиналов стенной живописи для собора. Предложение Прахова он принял не без некоторых колебаний, поскольку считал, что после Рафаэля создать в церковной живописи что-либо новое практически невозможно. Чтобы познакомиться с этой техникой, еще до начала работ во Владимирском соборе он отправился в Италию — изучать образы мастеров эпохи Возрождения — Микеланджело, Рафаэля, Веронезе, Тициана. А также византийские мозаики Равенны: их стиль нашел отражение в алтарной части киевского храма.


Виктор Михайлович Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. 1896

Вернувшись в Киев, художник полностью погрузился в работу. Вот что писал в своих воспоминаниях об этом периоде его сын А. В. Васнецов: «Собор» — это у нас значило не (совсем) просто храм, а нечто совсем особенное, нарицательное, собирательное место, нечто величественное и несколько таинственное, куда уходил отец на целый день, где он работал… Наша квартира и «Собор» — это были два места, где жил отец, между которыми делилась жизнь отца… Впоследствии, когда мы подросли и нас иногда водили в «Собор», он принял более реальные формы. Громадный, весь застроенный лесами, и там, в вышине, маленькая фигура — отец в своей синей блузе, замазанной масляными красками. Он сбегал с лесов нам навстречу, веселый, бодрый, с палитрой в левой руке, на первую площадку лесов (приблизительно у пояса «Богоматери») и прикладывал свою руку к руке «Младенца», чтобы показать, насколько рука «Младенца» больше его руки (эта блуза и палитра до сих пор хранятся у нас). Все это было занимательно и таинственно. Кроме того, там работали художники Сведомский и Котарбинский, тоже необходимые принадлежности «Собора», как и леса, и «Божия Матерь с младенцем…».

Сам Васнецов считал работу в храме жизненным послушанием, и позже говорил, что истинное счастье он испытал именно во время росписей киевского храма, где ему, как художнику, удалось полностью себя реализовать. Его кисти принадлежит роспись наибольшего среднего нефа и главной площади хоров, где он создал 15 больших картин и 30 портретных изображений, размещенных на массивных колоннах, отделяющих центральный неф от боковых. Благодаря ему на стенах храма появились русские подвижники — святые Ольга и Владимир, Нестор-летописец и иконописец Алипий, апостолы Андрей Первозванный и Павел, святые Борис и Глеб, другие портреты и сюжеты библейской истории.


Виктор Михайлович Васнецов. Нестор-летописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве


Виктор Михайлович Васнецов. Собор святителей Русской церкви. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1896

Примечательны росписи «Таинство Евхаристии», «Собор святителей вселенской церкви», композиции «Страшный суд», «Прародители наши в раю. Адам и Ева» и «Искушения Евы». По мнению искусствоведов, в этих работах художник тонко передал стилистические особенности древневизантийской иконописи, сумев соединить сакральную ирреальность с романтизированной правдой.


Виктор Михайлович Васнецов. Христос Вседержитель. Эскиз росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве. 1885, 175×174 см

Однако центральной работой мастера, вокруг которой выстроилась композиционная система оформления храма, стало изображение на запрестольной стене абсиды Богоматери с Младенцем, а также изображение Иисуса Христа на плафоне главного купола.


«Богородица», Виктор Васнецов. Источник фото

Согласно семейной легенде, Богоматерь с Младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены и сына. «Меня сохранил Господь», — говорил глубоко верующий Виктор Михайлович, который не сомневался, что только вмешательство высших сил уберегло его от верной гибели, когда он сорвался с лесов во время работы под куполом храма.


Виктор Васнецов расписывает Владимирский собор. Фото — pravoslavnik. cz

Над оформлением Владимирского собора трудились и украинские художники из иконописной мастерской Александра Ивановича Мурашко, в том числе его сын Александр Мурашко, а также выпускники «Рисовальной школы Н. Мурашко» Сергей Костенко, Николай Пимоненко и другие. Николай Иванович Мурашко, брат Александра Мурашко-старшего, так отзывался о работе Виктора Васнецова в своих воспоминаниях: «Задача написать маленького Христа, это просто нечеловеческая задача, и мне кажется, за весь XIX век никто серьезно за это не брался. Есть в английской школе двенадцатилетний Христос, и потом потуги изобразить Христа у Виктора Михайловича Васнецова. Честь и слава ему. Я отбрасываю всех европейских художников, после старых мастеров с ним одним только можно считаться. Есть древнее изображение Богоматери на нерушимой стене нашего Софийского храма. Я вижу в ней матерь. И Виктор Михайлович пошел отсюда… Византийское искусство у нас в крови, мы бессознательно вырастаем на нем. Мадонны Виктора Михайловича идут отсюда, и это лучшие изображения за весь XIX век… Труднейшая задача написать Христа младенца им не решена, хотя в его головках есть все-таки нечто значительное, чего у других уже абсолютно нет. Тем не менее, скажу, что у Виктора Михайловича детское личико младенца Христа болезненно, нервно… В этом лице я вижу отражение всех бед и злосчастий нашего последнего времени. Тут чудятся мне все войны, казни, убийства…»


Виктор Михайлович Васнецов. Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть). 1896

Все 400 эскизов росписей Владимирского собора у Васнецова купил Павел Третьяков (работами теперь владеет Третьяковская галерея).


Виктор Михайлович Васнецов. Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1896, 135×250 см


Вторым человеком, приехавшим в Киев по приглашению Прахова, был Михаил Нестеров, в то время еще молодой и малоизвестный в художественных кругах. Адриан Викторович был впечатлен картиной Нестерова «Видение св. Варфоломея», он считал, что картина созвучна стилистике Васнецова. Эти мастера и определили художественную образность собора.


Михаил Васильевич Нестеров. Богородица с Младенцем. Роспись иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве


Михаил Васильевич Нестеров. Богородица с Младенцем. Роспись иконостаса северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве


Михаил Нестеров выполнил две картины на хорах — «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», «Богоявление» — в крестильне, изобразил 16 фигур на четырех иконостасах нижних и верхних алтарей. «Надолго остался у меня памятным первый день посещения мной Собора, сыгравшего в моей жизни крупную роль, повернувшего жизнь по-своему, на новый лад, надолго изменивший мое художественное лицо, как автора „Пустынника“ и „Отрока Варфоломея“, о чем я мог догадаться лишь гораздо позднее…» — писал в своих «Воспоминаниях» Нестеров.


Михаил Васильевич Нестеров. Иисус Христос. Роспись иконостаса северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве

На более прозаической ноте добавим, что художник пленился Еленой, старшей дочерью Прахова. С нее и писал образ Святой Варвары, который с неохотой и под давлением изменил. Передают такую фразу графини Софьи Игнатьевой, супруги киевского генерал-губернатора: «На Лельку Прахову молиться не буду!». Поступиться романтическим порывом Нестерова уговаривал сам Васнецов. Облик был слегка переписан, но сходство продолжало угадываться. Впоследствии на одной из своих работ Нестеров все же изобразил «оригинальную версию» лика Св. Варвары. Спустя много лет художник вроде бы предлагал Леле руку и сердце. Но помолвка по разным причинам расстроилась: у матушки было свое мнение о том, стоит ли дочери связывать свою судьбу с творческим человеком, имевшим отнюдь не платонические отношения с другой женщиной, ожидавшей от него ребенка.


Михаил Васильевич Нестеров. Голова великомученицы Варвары. Фрагмент картины "Чудо", уничтоженной автором в 1931 году. 1924, 43×48 см


Михаил Васильевич Нестеров. Леля Прахова. Этюд к образу святой Варвары Великомученицы для иконостаса диаконника Владимирского собора. 1894, 14×10 см


Михаил Васильевич Нестеров. Великомученица Варвара. Эскиз образа иконостаса диаконника Владимирского собора в Киеве. 1890-е , 62×28 см


Михаил Васильевич Нестеров. Голова великомученицы Варвары. Фрагмент картины "Чудо", уничтоженной автором в 1931 году/. 1924, 43×48 см


Нестеров так писал в своих мемуарах: «Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора».


Михаил Васильевич Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. 1892, 104×39 см


Михаил Васильевич Нестеров. Воскресение. Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве. 1890-е , 110×88 см


Михаил Васильевич Нестеров. Крещение (Богоявление). Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. 1891, 46×34 см


Михаил Васильевич Нестеров. Рождество Христово. Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора. 1891, 41×31 см


Автор Ольга Янковая
Источник - Артхив


Tags: XIX век, Арт, Библия, Видео, Знаменитости, Киев, Религия, Украина, Фрески, Храм
Subscribe

Posts from This Journal “Храм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments