Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Проникновенные и полные символизма портреты от Джуди Дейтер



Становление Джуди Дейтер, как фотографа, пришлось на конец 1960-х годов – самый расцвет феминистического движения в США. Её по праву нужно считать, если не продолжательницей, то наследницей таких знаменитых женщин-фотографов, как Диана Арбус, Имоджен Каннингем, Джулия Маргарет Кэмерон и других классиков. Совершенно неслучайно, что множество её фотографий можно назвать феминистическими, хотя Дейтер скорее добивалась другого эффекта – она исследовала природу женственности, позволяя женскому телу и визуальным образам говорить самим за себя, переводя вопрос из политической и нравственной сфер в эстетические и философские категории.

Дейтер родилась в Калифорнии в 1941 году. Отучившись в университете Сан-Франциско, она получила степень магистра и с головой бросилась в мир искусства. Дело в том, что интересы Джуди не ограничивались одной фотографией (хотя та, безусловно, является её главным увлечением по сей день) – ей были интересны кухня СМИ, фотопечатное дело, инсталляции, видеовизуализация, коллажи, путешествия, ведение дневников, где заметки перемежаются вырезками из собственных фото etc. Все эти довольно разнонаправленные виды деятельности органично сочетаются в биографии Дейтер, подчёркивая её личные достоинства и обрамляя главное направление, дело всей жизни – фотографию.


Джуди Дейтер

Несмотря на созвучность творчества фотографа и времени, Дейтер долгое время оставалась практически незамеченной «серьёзной» критикой, а значит и арт-диллерами, и галеристами. Это не мешало ей фанатично делать свои проекты. Начав работать в жанре уличной фотографии (учебная поездка в Японию не прошла для фотографа даром), она впоследствии уделяла большое внимание искусству портрета и автопортрета. Первое – было взглядом вовне, взглядом полным любви, ненавязчивого внимательного и спокойного интереса к своим моделям, второе – взглядом на себя, преломляющую весь окружающий мир. И портреты, и автопортреты зачастую были объединены некими циклами, изучающими ту или иную социальную группу или прослойку, то или иное явление.

Так «в копилке» Дейтер есть проекты посвящённые калифорнийским, египетским, итальянским типажам (при этом фотограф вовсе себя не ограничивает, снимая по случаю особо колоритные местные пейзажи, архитектуру и бытийные сюжеты). Искусство портрета здесь достигает абсолютно немыслимых высот. Смотря на самого обычного человека не обязательно яркой внешности, о чьей профессии, пристрастиях и прочих признаках остаётся только гадать, Дейтер снимает некую прозрачную плёнку, окутывающую его, делая своих персонажей подобными героям великих художников-портретистов прошлого, но лишённых всяких искуственных прикрас.



Есть у фотографа и более запоминающиеся типажи – откровенно нетрадиционно-гиперсексуализированные портреты людей в соответствующих одеждах и столь же неординарных интерьерах. Несмотря на довольно откровенное ню, герои Дейтер не стремятся пробудить в зрителе похоть, не выглядят, несмотря на чрезмерность своих образов, пошло, как будто та тонкая плёнка, снятая фотографом, была концентратом стереотипизации, и клишированных предрассудков. Серия портретов коллег-фотографов также представляет их удивительно разными – от того же ню, на фоне собственных снимков, до работы «в поле», в лабораториях, в неформальной обстановке и на светских приёмах. Несмотря на разность вышеперечисленных проектов, где практически постановочные фото могут тягаться с уличной съёмкой, важно отметить общее – Дейтер искренне интересуют люди, с которыми она живёт бок о бок – от их внешней, непричёсанной красоты, до глубоко индивидуальных, почти табуированных желаний. Это удивительнейшая попытка воссоздать одновременно внешнюю простоту и внутреннюю сложность человека.

Автопортреты Дейтер хочется разделить на два значимых и очень непохожих друг на друга направления. Первое – фотограф на лоне природы. Автопортрет здесь подразумевает в большей степени съёмку самой себя, нежели непосредственно портрет, но это не столь важно, ведь именно автопортрет, стирающий невозможность полного единения между фотографом и моделью, развязывает Дейтер руки, порождает эффект отчаянной открытости. Немалую роль здесь играет и то, что фотограф сама снимается обнажённой – случай настолько редкий, что почти уникальный (на память приходит разве что Терри Ричардсон, но он персонаж из совсем другого времени и другой истории).



При этом серия обнажённых автопортретов на лоне природы выглядит далёкой от большинства других работ автора, подавая фотографию не в реалистском, а символистском практически ключе. Жерло вулкана рифмуется с женским естеством, свернувшийся на каменистой почве в позе эмбриона человеческий силуэт сам стремится притвориться камнем. При этом с перспективой происходят совершенно невероятные метаморфозы – скалы могут оказаться перпендикулярно земле, камни притворятся вспененным морем, а море – песком. Некоторые снимки создают впечатление внеземных пейзажей, точно они сделаны на Марсе или другой безлюдной планете, это вносит в сюжет дополнительную метафоричность.

Второй яркой (в прямом и в переносном смысле) группой автопортретов является противоположная по духу, подаче и цвету серия, где фотограф предстаёт в образе абсолютно приземлённых типажей. Отдающая предпочтение чёрно-белой гамме, передающей серьёзность и чувственность, Дейтер здесь нарочно прибегает к цвету, который достигает максимально контрастного эффекта, усиливая стилизацию в духе гламурных глянцевых изданий почти на грани, где начинается китч. Об одном лишь снимке, где фотограф запечатлела себя в образе «сексуальной» домработницы, американские искусствоведы могут дискутировать бесконечно. Самые прозорливые отмечают, что фотограф иронизирует над стереотипами о женщинах, как уборщицах, которые, даже выполняя грязную работу, должны излучать сексуальность и, в итоге, не добиваются успеха ни в одном, ни в другом.

Баланс – вот слово, которым хочется подытожить размышления о творчестве Джуди Дейтер, ведь фотограф сумела создать глубокие, полные символизма снимки, красноречивые бытовые портреты, запоминающиеся уличные фотографии и даже квазижурнальные полотна-манифесты, не впав при этом в недостоверность, пошлость и неискренность.





































































































































































































































Источник - cameralabs.org

Tags: Мастер, США, Символизм, Современники, Фото, Черно-белое
Subscribe

Posts from This Journal “Черно-белое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments