Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

История одной художницы, придумавшей целый жанр живописи

Есть одна очень классная художница эпохи Возрождения, хочу сегодня о ней поведать. Ее звали Софонисба Ангвиссола, родом из города Кремона, что находится Ломбардии. Ну просто потрясные у нее портреты, невероятно живые и даже хулиганские.

Она родилась в обедневшей аристократической семье и была у нее толпа младших сестер и один брат. Все сестры были немного художницами, первые уроки им давала старшая, Софонисба, но так вышло что все, кроме нее, с живописью расстались - кто замуж вышел, кто в монастырь подался, кто литературой занялся, а кто-то взял и умер в 25 лет, как недюжинного таланта сестра Лючия, о которой даже Вазари писал с восторгом. Мать всех этих многочисленных детей умерла, когда Софонисбе было пять лет. (Что вообще не удивительно - шесть детей за пять лет! Я подумала что тут какая-то ошибка, прошлась по разным источникам и нет, так оно и было).


Софонисба Ангвиссола, Игра в шахматы. 1555 год. Лючия — первая слева, а рядом две младшие сестрички - Миневра и Европа.

В общем, у отца не было денег на приданое дочерям и был интересный взгляд на воспитание. Он решил девушек обучить ремеслам. Мне кажется, что этот довольно неожиданный для того времени ход, был связан еще и с тем, что родители Софонисбы увлекались культурой древнего мира, что, в принципе, видно из имен детей. В частности, родители были очарованы историей древнего Карфагена. Софонисбу назвали в честь дочери легендарного полководца Гасдрубала, из-за которой теряли волю и разум другие великие полководцы, а она предпочла испить яду, но в рабство к римлянам не попасть. Согласитесь, неплохой пример для подражания. Ну а младшего брата как раз нарекли Гасдрубалом.

Отправил отец Софонисбу учиться рисовать. И так он гордился успехами дочери, что принес ее рисунки показать Микеланджело, мол, гляди как умеет! - и показал зарисовку со смеющимися ребенком. Микеланджело ответил что все хорошо, но сможет ли Софонисба справиться с более сложной задачей - написать плачущего ребенка? Она и смогла.


Смеющийся ребенок




Плачущий ребенок или Ребенок, укушенный крабом.

Детей она вообще писала очень здорово, не как тогда было принято - этакими взрослыми, но маленького размера, а настоящими шалопаями от которых так и ждешь какой-нибудь шалости. Вот, поглядите:


Трое детей с собачкой.

Так вот, вернусь к Микеланджело. Ему все очень понравилось и, если верить историкам, он еще пару лет с интересом наблюдал за творчеством Софонисбы, давая ей уроки и советы.

А ее прямым наставником был художник Джу́лио Ка́мпи. Ниже - портрет Кампи, пишушего портрет Софонисбы. Есть версия, что это картина-благодарность учителю, который “создал” талант художницы. Мне эта версия очень нравится.



И вот все бы хорошо, но женский пол на художницу накладывал определенные ограничения. Например, женщин нельзя было обучать анатомии. Особенно - мужской. Ну а как художнику в 16 веке обойтись без анатомии?

В эту ловушку когда-то попала чуть ли не единственная женщина-скульптор эпохи Возрождения - Проперция де Росси. Сначала она долго пыталась заслужить саму возможность работать с камнем. А когда ей удалось этого добиться и показать свое мастерство, выиграв конкурс на право украсить западный фасад Базилики Сан-Петронио в 1524 году, она должна была показать именно то, чего ждали от скульптора тех времен - прекрасные иллюстрации мифов с идеальными обнаженными телами. То есть не покажешь прекрасного знания анатомии - недоучка, а покажешь - ну ясно же, падшая женщина, ходит и пялится на голых мужиков. Она решилась и...ничем хорошим для нее это, увы, не закончилось.

Софонисба жила чуть позже Проперции де России и была, наверное, немного хитрее. По ее работам видно, что анатомия прихрамывает. И учить ее нет никакой возможности. Что же делать? А вот что - изобрести свой жанр!

В общем, вот кому мы обязаны фотографиями с бабулей и родителями в три ряда - Софонисба, по сути, изобретает жанр семейного портрета.


Амилькар, Габсдурбал и Европа Ангвиссола. И песель.

И этот новый жанр быстро привел публику в восторг и стал ну просто страшно модным. Настолько, что герцог Альба попросил представить ему художницу, а после того как получил от нее портрет, жарко хвалил ее при дворе Филиппа II. И в результате Софонисбу пригласили к испанскому двору.
В 1559 году она прибывает на свадьбу Филиппа Красивого и Елизаветы Валуа в качестве гостя. Перед этим, кстати, ее отец озаботился распространением популярности художницы и разослал ее работы всем, кому мог, даже Папе Римскому заслал. А на свадьбе случается интересная шутка. В одну из ночей в мадридском дворце Эль Инфантадо происходит традиционный факельный танец - это когда мужчины, приглашая даму, ей вручают факел, а дамы могут передать факел еще кому-то пригласив его. Белый танец, дамы приглашают кавалеров и Софонисба прямым ходом чешет к королю Филиппу и приглашает его. Видимо, о чем-то они там хорошо побеседовали, пока плясали, и ее приглашают ко двору уже жить. Что забавно - в качестве фрейлины молодой королевы, потому что женщине числиться придворным художником и получать зарплату в этом качестве было совершенно невозможно.


Портрет Елизаветы Валуа.


Ух, деталь! потрет мужа Елизаветы, Филиппа Красивого, внутри медальона что та держит в руке.

К слову, для того, чтобы стать придворным художником, одного таланта не хватало. Нужно было обладать и хитростью и незаурядным умом чтоб выжить в мире интриг и политики. Поэтому, кстати, когда начинаешь искать художниц эпохи возрождения, находишь их в монастырях чаще всего. Все время кажется, что монастыри были похожи на тюрьмы, а на самом деле, часто яростное желание женщины уйти в монастырь было связано с тем, что внутри существовала община, в которой женщина могла посвятить себя наукам, искусству, литературе - то есть тому, чему за пределами монастыря ей бы заняться без действительно сильного осуждения общества не удалось.
Так вот, Софонисба жила при дворе, а Филипп II принимал участие в ее судьбе, в какой-то момент назначив ей богатый пансион и вообще всячески ее поддерживал. Она дважды удачно вышла замуж (первый муж умер от чумы), много работала и путешествовала, оставаясь одной из популярнейших портретисток Генуи. Последний свой автопортрет Софонисба написала аж в 88 лет. И когда ее настигла, в уже почтенном возрасте, катаракта, стала заниматься поддержкой молодых талантов.

Когда Софонисбе было 96 лет, к ней на поклон приехал молодой, но уже очень популярный художник Антонис ван Дейк. Об этой встрече есть несколько страниц в его дневнике (с зарисовкой), где он пишет, что несмотря на почтенный возраст, Софонисба обладает живым умом и вообще поразила его. Он напишет ее самый последний портрет.


Антонис Ва Дейк, портрет Софонисбы.

и страничка из его дневника.


И к этой истории добавлю несколько ее автопортретов.

Мне нравится, что она себя такой глазастой такой пишет всегда, даже иногда из-за этого на рыбку похожей. Говорят, ей принадлежит фраза “Жизнь полна сюрпризов, а я стараюсь запечатлеть эти драгоценные моменты широко раскрыв глаза”.






Автопортрет, ок. 1532
Масло, холст. 66х57 см
Ланьцутский замок


Вот такая замечательная дама была. Не крестиком вышивала, а трудилась у станка.

Автор ник Tototsha
Источник - pikabu.ru и Википедия


Tags: XVI век, XVII век, Арт, Возрождение, Женщина, Италия
Subscribe

Posts from This Journal “Возрождение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments