Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

«Отважная четвёрка»: Как выжили советские солдаты срочники, оказавшиеся на 49 дней в открытом океане

Ранней весной 1960 года боевой корабль Вооруженных сил США спас советских солдат, вынесенных во время шторма на пробитой барже в открытое море, а затем в Тихий океан. Оказавшись в жутких условиях со скудным запасом воды и еды, команда выдержала 49-дневный дрейф, проплыв большую часть пути от Курил до Гавайских островов.


Уцелевшие в катастрофе моряки. Фото: pics2.pokazuha.ru

По воле судьбы

В январе 1960 года баржа-самоходка Т-36 осуществляла роль «плавучего причала» близ острова Итуруп на Южно-Курильской гряде. Небольшое судно могло развивать скорость не более 9 узлов в час и отходить от берега на 300 метров, что позволяло использовать его в качестве своеобразного перевалочного пункта.


Так выглядело потерпевшее крушение судно. Фото: cdn.tvc.ru

17 января разыгралось настоящее стихийное бедствие. Около 9 часов утра порывом ветра баржу сорвало с тросов и начало уносить от берега. Матросы не решались приблизиться к острову – их просто порвало бы на куски.

Почти десять часов непрерывной борьбы с 15-метровыми волнами истощили запасы топлива. В отчаянной попытке выброситься на берег, совершив сложнейший маневр и фактически обрекая судно на гибель, матросы приобрели еще большее количество проблем – баржа получила пробоину. Заделывали ее наспех при температуре -18°С. Судно уходило в открытое море практически без запасов топлива, да еще и с течью. Когда шторм затих, начались поиски, но следов баржи не нашли. Военнослужащих признали пропавшими без вести, а судно – затонувшим.

Помощь с берега оказать было невозможно, сослуживцам оставалось лишь с надеждой наблюдать за отчаянной борьбой матросов с разгулявшейся стихией. В скором времени баржа полностью исчезла из виду... Как только шторм стих, были начаты поиски. Несколько вещей, прибивших к берегу, - это все, чем располагали спасатели. По решению командования моряки были признаны пропавшими без вести, а баржа - затонувшей.

В плену у стихии

В момент пропажи Т-36 на борту находилось четверо: младший сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых - Толя Крючковский, Филя Поплавский и Ваня Федотов. Опыта выживания в сложных условиях у ребят не было, и это неудивительно – им было всего 20-21 года. Да и практические знания в области мореходства отсутствовали – Зиганшин и его сослуживцы числились в «стройбате» и на баржу были отправлены для разгрузки грузового судна.

Первым делом было решено произвести инвентаризацию. Батон хлеба, две банки тушенки, килограмм свиного жира, коробок спичек, сигареты, пара ложек крупы... И еще картошка, которую разметало по машинному отделению во время ненастья, и вся она пропиталась мазутом. Бачок с пресной жидкостью перевернуло, и вода, пригодная для питья, смешалась с морской. В довершении плачевной картины – отсутствие топлива, связи с берегом и пробоина в трюме.

Судно относило на юго-восток, все дальше от Курил. Солдатам не повезло дважды: баржа попала в теплое течение, названное японскими рыбаками Куросио – «течение смерти». Из-за высокой скорости океанических потоков – до 125 км в сутки – здесь не приживаются морские обитатели. Асхат Зиганшин позднее вспоминал: «Рыбы не поймали ни одной, хотя все время пытались, готовили снасти из подручного материала, который нашли на борту».

Более того, по несчастливой случайности Т-36 отнесло в сторону от морских путей, где планировались испытания советских ракет. В квадрате отсутствовали как советские, так и иностранные корабли, и долгое время единственными спутниками моряков оставались голодные акулы. Шансы быть обнаруженными случайным судном сводились к нулю...

Решено было есть один раз в два дня. Из тушенки и картошки на печке-буржуйке варили жидкую похлебку. Когда провиант подошел к концу, перешли на кожаные вещи – кирзовые армейские сапоги и ремни. Распотрошили и съели содержимое губной гармошки, чудом оказавшейся на корабле.

Кожу крошили и варили до состояния клея или жгли, пока она не превращалась в уголь. Ели его, намазав сверху немного технического вазелина – тошнотворный «бутерброд» не чаще, чем раз в сутки. Позднее журналисты все спрашивали, каковы сапоги на вкус. Анатолий Крючковский вспоминал, что кожа сильно горчила и неприятно пахла. Но разве был у них выход? Ели, закрыв глаза, пытаясь обмануть желудок.

Сложнее дело складывалось с питьевой водой. Ее было совсем мало – каждому полагалось по небольшому глотку раз в два дня. Собирали жидкость из охлаждающего контура двигателя – мутная и ржавая, но пресная вода вполне была пригодна к употреблению.

Спали все вместе на одной кровати, согревая друг друга. Голодные, измученные товарищи ни разу не поссорились за все время дрейфа. Ни один не отобрал силой у другого часть пайка. Не опустились до каннибализма. Сообща делили невзгоды и боролись как за свою жизнь, так и за сохранность судна, откалывая с борта куски наледи, чтобы баржа не перевернулась.

23 февраля – свой главный праздник - военнослужащие пропустить не могли. Хотели отметить его обедом, но по графику выпал «необеденный» день. Тогда сержант предложил скурить по очереди скрученную цигарку - свой последний табак.

Чудесное спасение

7 марта матросов разбудил шум лопастей вертолета. Едва разлепив глаза, солдаты с удивлением обнаружили авиационную бригаду с американского авианосца. Они уже видели 2 марта проплывавший вдали корабль, но приняли его за мираж. Преодолевая страх перед общением с главным врагом СССР в Холодной войне, Зиганшин, доставленный вертолетом на авианосец, начал объяснять изумленным американцам, что команда нуждается в топливе, продуктах питания и картах, а домой они доберутся сами.

На следующее утро авиация вернулась, и изможденные матросы внезапно услышали на ломаном русском языке: «Помощь нужна?» Взойти на борт американского корабля означало навлечь на себя подозрение в дезертирстве или предательстве Родины. Возможно, принять помощь от «врага» матросов убедили слова американского медика о том, что жить им осталось считанные часы, настолько плачевным было состояние солдат.


Моряки попали на американский авианосец.

На борту авианосца съели совсем немного – знали, что могут погибнуть, если сразу набросятся на еду. Зиганшин попросил набор для бритья, но потерял сознание у умывальника – последние силы оставили солдата. Врачи разводили руками, столь невероятной казалась история русских солдат. Стойкости, мужеству и беспрекословной дисциплине удивлялись даже самые опытные американские офицеры.


Американский солдат помогает побриться спасённому. Фото: gorillas.com.ua.

«Ливерпульская четверка» по-русски

В Сан-Франциско, куда команду доставили с авианосца, русских встречали, как героев. Мэр города даже вручил им символический ключ от мегаполиса. Солдат одели в модные костюмы, их разрывали журналисты и бесконечно фотографировали. Молодые советские ребята понравились простым жителям США. Их обаяние и шарм развенчивали представление о русских, навеянное антисоветской пропагандой.


Советские солдаты позируют для журналистов. Фото:newrzhev.ru

Тем временем, обеспокоенные новостями из-за рубежа сотрудники КГБ наносили визиты в семьи солдат, выявляя факт возможного дезертирства или предательства интересов страны. Ребят ждала Москва и неизвестность - как встретят их в СССР.

Для страны возвращение бойцов, которых уже сочли погибшими, было сверхважным событием. Совершив путешествие из Курил в Сан-Франциско и далее в Нью-Йорк и Париж, матросы наконец прибыли в Москву. В аэропорту их встречали толпы народа с поздравлениями и букетами цветов.


Встреча на Родине. Фото: pbs.twimg.com

Солдат сравнивали с легендарными музыкантами из популярной на тот момент группы Beatles – «ливерпульская четверка» по-русски. Транслировались радио- и телепередачи с их участием. Высоцкий посвятил сержанту Зиганшину одну из своих песен. Асхат вспоминал, что получал в день по 200-300 писем от советских женщин, предлагавших ему руку и сердце, а некоторые еще и пытались завлечь приданным – квартирой и машиной.

Не обошлось и без официального приема. Героев лично приветствовали Никита Хрущев и тогдашний министр обороны Родион Малиновский. Было принято решение об их демобилизации из рядов Советской армии и вручении орденов Красной Звезды за заслуги перед Отечеством.

Источник - kulturologia.ru

Tags: 1960-е, Еда, История, Катастрофа, Марина, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Катастрофа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments