Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Как советская пропаганда обрабатывала детей

Оригинал взят у maxim_nm в Как советская пропаганда обрабатывала детей


Иван Тихий. Прием в пионеры. 1953
Частное собрание


Так, сегодня будет очередной пост на вашу любимую тему — о том, как работала советская пропаганда. Пропаганда в СССР была тотальной, и если вы думаете, что детей начинали обрабатывать только в школе с помощью учебников и детских журналов, то я вас разочарую — пропаганда "брала детей в работу" едва они только осваивали чтение. Даже сам процесс обучения чтению был максимально набит пропагандой — и сегодня вы в этом сами убедитесь.

Почему же советская пропаганда бралась за детей с самого раннего возраста? Исследователи феноменов религиозного сознания вроде Ричарда Докинза или Сэма Харриса, а также видные исследователи психологии XX века, вроде Фрейда или Юнга говорили о таком понятии, как импринтинг — знания и понятия, усвоенные (часто неосознанно) в самом раннем, ещё дошкольном возрасте, могут оказывать сильное влияние на всю остальную жизнь человека, занимая в сознании место "непреложных аксиом". Большевики хорошо знали об этом, и поэтому стремились начать обрабатывать детей как можно раньше, уже с первых лет более-менее осознанной жизни.

Как именно в СССР начинали обрабатывать дошкольников? В "самом лучшем в мире" советском образовании существовало множество книг для дошкольного обучения — например, Спутник Букваря, Звёздочка и, собственно, сам советский Букварь. Все эти книги, помимо собственно образовательных задач, решали задачи пропагандистские — советская действительность с красным флагом, панельными домами и дедушкой Лениным навязывалась детям как единственная, незыблемая и вечная реальность.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как в СССР обрабатывали дошкольников. В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)

01. Начнём, пожалуй, с Букваря. Эта книга была основным учебником по обучению чтению дошкольников и младших школьников. О чём же сообщалось ребятам в Букваре? Уже с самой первой страницы, ещё в предисловии к книге детям рассказывали "о самых дорогих и близких словах" — мама, Родина и Ленин. Ещё ничего не понимающим детям уже заранее навязывали любовь к Ленину как к "доброму дедушке, который всех любит".



02. Так, ладно, может на этом-то вся пропаганда и закончилась? Следующий разворот Букваря встречает маленького читателя огромной башкой мёртвого дедушки Ленина (картинки крупнее нет во всей книжке), а также картой "Наша родина — СССР", которая разумеется закрашена красным. Это первое, что видел ребенок, развернув книгу. Входя, так сказать, в сознательную литературную жизнь.



03. Дальше, чтобы сильно не перегружать маленького читателя — идёт несколько нейтральных картинок с купающимися в озере детьми, всяческими животными и бабушкой, которая вяжет на спицах. А потом снова начинают — дети играют в войну под красной звездой, мальчики дарят девочкам красные флажки и ходят так, держасть за руки.



04. А несколько позже детям уже рассказывают о "столпах революции" вроде Ленина и Карла Маркса. Причём обратите внимание, как тонко это сделано — на иллюстрации маленьким детишкам (с которыми читающие книгу дошкольники неизбежно будут ассоциировать себя) о Карле Марле рассказывает не учитель, не строгий дядька, а вожатый — то есть, близкий детям по возрасту товарищ. "Смотрите, пацаны, что у нас есть, мы живём в лучшей в мире стране! Дедушка старый, прожил длинную жизнь, ошибаться не может! Он лучше знает, как надо!".



05. Дальше начинается обучение чтению. Дошкольников заставляют заучить мантру "СССР — Страна Советов,  у нас в стране все равны. Велика и красива Страна Советов. Стране советов — слава!". Многие, зазубрившие этоту большевистсвую суру ещё в 5-6 летнем возрасте, не могут избавиться от неё до сих пор. Примечательна и правая картинка, которая заставляет заучить "главные слова" — "мама, мир, Москва". Что у нас самое главное в жизни? Конечно, мама и мир во всём мире. И Москва тоже. Кого мы должны слушаться для мира во всём мире? Конечно, маму! И ещё Москву.

Важен и ассоциативный ряд картинки — написавший три слова мальчик (с которым маленький читатель неизбежно ассоциирует себя) смотрит на улыбающуюся учительницу, как бы получает одобрение "высшего авторитета".



06. На следующих страницах детишкам показывают зиккурат с Мумией, а также солдат, что целуют красное знамя. Так и представляю почти религиозные выступления особо ярых поклонниц СССР из числа учительниц, что объясняют одуревшим детям всё, что происходит на картинках — "Вот этот дедушка с первой картинки, он умер, но на самом деле он не умер. Он заснул вечным сном и иногда смотрит на то, есть ли мир во всём мире и съел ли кашу Петя. Он всё видит, всё знает! А вот эти солдаты — они готовятся охранять мир на Земле в Афганистане и целуют знамя, присягая на верность мёртвому дедушке, который на самом деле жив".



07. Потом детей пичкают информацией о Главном и Великом Советском Празднике — дне Октябрьского переворота, который почему-то отмечается в ноябре и рассказыват о Состоявшемся Счастье — теперь каждый советский школьник может стать октябрёнком и слагать цветы к ногам мёртвого дедушки (который на самом деле жив), а раньше, до революции это мог сделать далеко не каждый! Попробуй поймай Ленина в Швейцарии да заставь хотя бы пять минут полежат спокойно...

"Слава КПСС" — вещают шестилеткам баннеры с картинок. Вы можете себе представить, чтобы сейчас детей учили читать по книгам с картинками а-ля "слава Путину! Слава "Единой России!". Хотя кажется оно к тому и идёт...



08. Дальше наяривают про Советский Космос и о том, что какой-то таинственный "Мня" (видимо, чтобы маленький читатель проиграл этот текст в голове и ассоциировал букварный высер с собой) мечтает стать космонавтом. За всю историю СССР в отряде космонавтов побывало 120 человек, и зачем было рассказывать эти сказки стране с населением в 300 миллионов — неизвестно. Хотя сейчас понятно, что это был такой способ отвлечь людей от насущных проблем — в магазинах нет еды? Давайте поговорим о Космосе!

Страничка справа проповедует извечный советский культ хлеба — который все советские годы был единственной более-менее постоянно и бесперебойно доступной пищей.



09. Что в Букваре было ещё? Ещё были всякие истории в картинках о "делах пионеров", вроде бесплатного сколачивания скворечников для школы, рассказы о советский пограничниках, зайчиках-лисичках и бесконечно тоскливые повествования о нашем зелёном друге — огурце. Заканчивалась книжка ещё одним напоминанием, что мёртвый дедушка, который на самом деле жив, хочет чтобы ты вырос стойким коммунистом. Как бы говорит с картинки — смотри мне, а то приснюсь!



10. Едем дальше. Следующая книга называется "Звёздочка" (не путать с одноимённым бальзамом и гербом "ЛНР"), а предназначалась она для дополнительного чтения дошкольникам и младшим школьникам. Может быть, хоть там детям рассказывали что-то действительно интересное и не пичкали пропагандой? Увы и ах, великий могучий совецкий арбуз добрался и сюда:



11. По степени маразма "Звёздочка" даже перещеголяла Букварь — тут уже рассказывают о каких-то клятвах Деду и подробный рассказ о посещении зиккурата, в котором лежит "вечно живой". Ребятам рассказывают, что (цитата) "когда они станут взрослыми — они встанут на свой пост у Ленина. Это значит, когда ты будешь уже взрослым — стоять у станков, на заводах, на пограничных постах, на боевых кораблях". В общем, ты должен не жить, а стоять всю жизнь военным постом у мёртвого лысого калмыка небольшого размера.



12. Дальше наглядно показан процесс "посвящение в советские люди", тут всё примеров похоже на картинку из Букваря и чем-то напоминает посвящение в воины из родоплеменных обществ — галстук повязывает школьнику близкая к нему по возрасту вожатая, повязывается галстук на важное для жизни и уязвимое место — шею, а наблюдает за всем этим какой-то пожилой дядечка, играющий роль "убелённого сединами вождя".



13. Осень в "Звёздочке" наступает исключительно под сенью серпа и молота. Если бы в 1917 году не состоялась революция — то и осени у вас никакой бы не было!



14. Дальше идут сказки по Октябрьский переворот — на картинках интеллигентные и целеустремлённые матросы деловито бегут насиловать женский батальон охраны Зимнего свергать буржуев. О том, как всё происходило на самом деле — детям никто не рассказывал.



15. Потом идут какие-то унылые рассказы про осенние листья и хулиганов с рогаткой, а потом детишек приучают к мысли, что скоро им придётся брать в руки автомат и умирать в Афганистане отдавать долг родине.



16. Дальше снова идут сказки про советский Космос, перемежающиеся с Безумием — космонавт приходит в зиккурат к мёртвому деду, который на самом деле жив — но дед почему-то молчит. Слов космонавту не надо, и он улетает так.

А ещё в сносках есть забавная деталь — как детям Великой и Богатой страны с туалетами на улице рассказывают, что такое кафель и для чего он нужен.



Продолжать можно долго, в книге ещё много страниц — про жадных баев и биев, про мерзких кулаков, которые хотели съесть весь наш хлеб и выпить воду в кранах, про осеннюю листву и про то как растёт травка, про товарища Чапаева и его верную шашку, про улетающих на юг птичек и пионерах-барабанщиках в лесу.

В общем, как видите — совковая пропаганда была тотальной, и бралась за детей, начиная с самого раннего возраста.

Tags: 1960-1980-е, Дети, Книги, Ленин, Маразм, Пропаганда, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Пропаганда” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments