Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Картина Босха "Смерть скупца"


Иероним Босх. Смерть скупца. 1500
Доска, масло. 92,6 × 30,8 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон


Кликабельно - 5901px × 17 766px

Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.


Смерть скупца. 1500.
25,6 х 14,9 см.
Кабинет рисунков. Лувр. Париж


Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает чётки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

Картина «Смерть скупца» Иеронимуса Босха, не очень типичная для его творчества.

Дело в том, что Босх любил природу, свежий воздух, высокие небеса, и действие большинства его картин происходит под открытым небом. А вот на этой картине — комната.



Впрочем, все остальные странные вещи, типичные для Босха — в наличии. Главные действующие лица картины — умирающий скупец в своей кровати, и пришедший за ним Смерть-скелет.

Приветики! — говорит Смерть. — Не ждали?

Умирающего скупца поддерживает Ангел-Хранитель, положенный ему, как всякому крещеному человеку. Обратите внимание, что Ангел указывает вверх, будто говоря скупцу: Подними голову!

Это потому что вверху висит Распятие с образом Господа Иисуса Христа, от которого исходит символический луч света: прямо на умирающего. Именно о Христе, собственно и надо задумываться в свой смертный час.



Но умирающий не в силах этого сделать. Его взор, как загипнотизированный, прикован к Смерти (что вполне объяснимо, состояние шока). А вот рука все также продолжает тянуться к мешку с деньгами, который ему ловко подсовывает антагонист Ангела, мерзкий бес с фирменной босховской уродливостью.



Другое чудище сидит на пологе кровати. Обратите внимание, луч божественного света исходит слева вниз, прямо на скупца. А этот бес держит палку, которая справа вниз указывает на него же. Две эти диагонали будто скрещиваются.



Это, конечно, не просто палка. "Просто" ничего в подобной живописи не бывает. Бес держит фонарь Ада, с адским огнем.



Кстати, продолжая разговор о символической композиции: огромная стрела в руках Смерти тоже указывает прямо на умирающего, правда, под другим углом.



Нюанс: Смерть на этой картине, как и на многих других позднесредневековых религиозных работах — это не голые, тщательно очищенные кости, а полуразложившийся труп с останками плоти.

Дело в том, что в промышленных масштабах делать скелеты, с которых художники могли бы срисовывать, медики навострились только в Новое время, когда научились легко и быстро очищать кости. А в позднее Средневековье гниющие трупаки были подоступней в качестве натурщиков.

В среднем ярусе картины происходит что-то другое. (Кстати, у нее такой необычный, очень длинный формат, так как это, видимо, створка разрозненного алтаря).



Ученые предполагают, что дядя в зеленом у сундука — это тот же самый скупец, только на предыдущей стадии своего бытия, когда был еще здоровый и бодро бегал.

А еще он тогда бодро и алчно собирал свои денежки в сундук, что демоны всецело одобряли.



Другой рукой этот лицемер перебирает четки, типа пытаясь изобразить перед Богом, что на самом деле он настоящий христианин, несмотря на свой грех алчности и стяжательства.



Но одновременно служить Богу и Маммоне нельзя, что подтверждают многочисленные демоны, которых Босх поселяет в картине.

Впрочем, почему одного из них придавило сундуком — совершенно не ясно.



Наконец, остался нижний ярус картины. Он чисто символический. Доспехи, копье и меч в левом нижнем углу, возможно, принадлежат скупцу, но скорей всего нет. Возможно, они обозначают мирское могущество и власть, которую скупец потеряет, перейдя в иной мир.



Наконец, остается бес в монашеском облачении и с фантазийными, эксклюзивно босховскими крыльями.

Такое впечатление, у него просто выходной, и он отдыхает, наблюдая за всем этим балаганом...

Источники - Википедия и pikabu.ru

Tags: XV век, XVI век, Арт, Гений, История картины, Нидерландская школа, Нидерланды, Средневековье
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments