Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Подполье, аресты, Брюс Ли. Как видеосалоны захлестнули СССР



Нас воспитали видеосалоны. Первый фильм с Брюсом Ли, Арнольдом Шварценеггером и Сильвией Кристель. В тесной каморке Терминатор спасал будущее под гнусавый голос Володарского — казалось, ничего лучше уже не будет. Вспоминаем эпохальное время, которое не вернуть.

Нехватка витаминов и кунг-фу

Запретный плод сладок, даже если червив. Едва в СССР разрешили бизнес, а вокруг видеосалонов закрутились серьёзные деньги, зрители будто с цепи сорвались. Обожали всё подряд, не делая разницы между высоким и низким, — лишь бы кино «оттуда». Дух нелегальности украшал что угодно — куда там «Алёшкиной любви» до «Греческой смоковницы», а «Калине красной» до «Красной жары»!

Называйте судьбой или закономерностью, но в СССР просто не могли не появиться видеосалоны. Да ещё и с тем самым репертуаром, благодаря которому их запомнили. Это стало ясно в 1980 году, когда второсортный боевик с хорошими актёрами «Пираты XX века» побил рекорды кассовых сборов. Фактически его посмотрел каждый взрослый гражданин РСФСР. Ещё бы! Тут вам и драки, и перестрелки, и пара-тройка почти не стыдных трюков. Вот чего не хватало советской публике!


«Пираты XX века» — это первая в СССР демонстрация приёмов карате на большом экране

И что же, спросите вы, минкульт сделал выводы? Как бы не так. Это во всяких загнивающих Голливудах фильмы — бизнес. А у нас — инструмент воспитания в человеке лучших качеств.

Карате учит родину любить? Нет. Поэтому побаловались — и хватит.

Но сердцу не прикажешь, а оно в те времена страстно жаждало экшена. И права выбора: по данным журнала «Сеанс», опрос 1983-го показал, что люди хотели держать дома фильмотеки из кассет. Ни кинотеатры, ни телевидение с утолением этого голода не справлялись. Зрителю везло, если на одном из государственных каналов он находил хоть какой-то художественный фильм, не говоря уже о мордобое и стрельбе.

Увы, дефицит был неотъемлемой частью жизни в позднем СССР. Редких товаров не хватало на всех, а те, что были, приходилось «доставать» — не покупать. Да и реальность тогда редко совпадала с ожиданиями. Точно так же дела обстояли и в сфере культуры.

VHS привёл в страну западный кинематограф. Только он вошёл не в распахнутые двери, а влез через форточку вперёд задницей.

Фильмы крутятся — деньги мутятся

Где спрос, там и бизнес. Особенно такой незамысловатый, как покупка видеомагнитофона и демонстрация тех лент, которые хотела видеть публика. Но только во второй половине восьмидесятых горбачёвская перестройка позволила заниматься этим легально.



В 1986-м приняли закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а двумя годами позже разрешили кооперацию, что привело к появлению первых фирм и миллионеров в СССР. Казалось бы, вот она свобода. Но параллельно власти начали борьбу с нетрудовыми доходами граждан. Предприятия приходилось регистрировать, платить налоги и «белую» зарплату, вести бухгалтерию и в целом соответствовать советским стандартам. О появлении VHS-техники в быту руководители государства, конечно, знали. И даже придумали, как легализовать коллективные просмотры фильмов за деньги.

7 апреля 1986 года Совет Министров РСФСР разрешил видеозалы и пункты проката кассет.

Тогда же на базе «Госкино» открылось производственно-техническое объединение «Видеофильм». Именно оно выдавало лицензии на работу салонов и цензурировало их каталоги. Магнитофоны в таких заведениях стояли обычно отечественные — «Электроника ВМ-12», собранные по лицензии Panasonic. Просили за аппарат от 1200 рублей — при средней зарплате в 150. Стоимость импортных аналогов и вовсе тянула на новый автомобиль, а то и квартиру. «Видик» дома считался роскошью, не говоря уже про оборудование VHS-театра.



Но это всё — официальная сторона дела. Фасад, в тени которого развивался более грандиозный, интригующий и рисковый рынок. В покупке видеомагнитофона, учитывая его баснословную стоимость, дельцы видели не только развлечение, но и начало своего бизнеса.

Люди влезали в долги, продавали машины, спускали сбережения лишь затем, чтобы отбить затраты и шустро сколотить капиталец.

За билет-то они брали вдвое и даже втрое больше, чем касса кинотеатра. Вот что рассказал в интервью владелец компании «Микробор» Александр Тимофеев, бывший в конце 80-х студентом:

Я до сих пор помню день, когда решил пойти в бизнес: 15 декабря 1988 года, эпохальная дата. Мы с друзьями-одноклассниками играли в преферанс. И как-то зашёл у нас разговор о кооперативах, где реки денег текут. Сначала решили заняться рекламой, но ничего не вышло, и мы открыли передвижной видеосалон. Их тогда было много, они приносили бешеные деньги, а основная проблема была в помещении. Но я был студентом и понимал, что в любом университете есть общежитие, а там красный уголок. В аренду не сдадут, но для каких-то приличных мероприятий вполне можно использовать. В качестве стратегического инвестора привлек собственную бабушку и её «гробовые» деньги. Купил справочник вузов Латвии, два телевизора, арендовал видик с кассетами и возил всё это добро на папином старом «Запорожце» по институтским общагам. Зарабатывали хорошо: 250 рублей в день.
Александр Тимофеев
владелец компании «Микробор»


Та самая «Электроника ВМ-12»

Журналист Дмитрий Соколов-Митрич начинал свой путь в бизнесе с тех же шагов. Об этом он поведал в книге «Мы здесь, чтобы победить: семь историй о лидерстве в бизнесе и спорте»:

В среду вечером я садился на электричку, ехал в Коркино, брал у отца машину, мы грузили в неё видеомагнитофон и за четверг-пятницу объезжали с новой кассетой все общаги студенческого городка. Джеки Чан, Брюс Ли, Рэмбо, Терминатор — тогда всё это воспринималось как прорыв в новый мир. Даже коменданты общежитий поначалу не брали с нас денег за аренду красного уголка, а пускали просто за бесплатный допуск к просмотру. В итоге наш бизнес окупился многократно...
Дмитрий Соколов-Митрич
журналист

Стихийные видеозалы охватили огромную аудиторию, сравнимую с кинотеатральной. Взрослые в кои-то веки дорвались до боевиков, фантастики и эротики, а малыши — до мультфильмов. В конце 80-х родители запросто скидывались и заказывали сеанс «Тома и Джерри» прямо в детском саду. Приезжали расторопные ребята с видиком, телевизором «Рубин», подключали — и начиналась магия.

Это было настолько круче кукольной анимации и надоевшего «Контакта» по ТВ, насколько «Сникерс» вкуснее ириски «Золотой ключик».

Теневой бизнес процветал. Причём, как это часто случалось в СССР, не без помощи власть имущих. Ведь импортировать западное кино могли только «выездные» партийцы при должности и влиянии, а крупнейшие салоны работали под «крышей» комсомольцев. Но главной особенностью советского VHS-подполья была всё же не форма, а содержание — его беспощадный и порой бессмысленный репертуар.

Направо искусство, налево тюрьма

Представьте себе дикую, неуправляемую стихию — именно в неё угодили советские киноманы 80-х годов, получив всё и сразу. Был бы только рубль на билет. Не удивительно, что в одних салонах крутили классику вроде «;Суспирии» Ардженто, «Зеркала» Тарковского или «Контракта рисовальщика» Гринуэя, а в других — трэш уровня «Американского ниндзя», боевики с Чаком Норрисом и Стивеном Сигалом. Эти сеансы метко описал знаменитый критик Денис Горелов: «Знакомство с видеосалонами, думаю, у всех протекало примерно одинаково — с просмотра в адской тесноте подросткового американского фильма, перезаписанного с пятой копии плёнки в десятый раз».



О типичном репертуаре эпохи VHS вспоминает журналист и продюсер Дмитрий Безкоровайный:

В третьем классе мы посмотрели здесь «Полицейскую академию 2». Всем очень понравилось: как классно, какие шутки смешные, а как актёры дерутся! Так сказать, первое причастие к западному кинематографу — через жёсткую пиратку, с «прищепочным» переводом. Потом еще были «Месть ниндзя», «Пятница, 13-е» и мультфильм «Корабль-призрак».
Дмитрий Безкоровайный
журналист и продюсер

В число культовой классики неизменно попадали фантастические блокбастеры: «Терминатор», «Робокоп», «Хищник», «Нечто», «Чужие» и «Вспомнить всё». Жанр сиял столь ярко, что отблески озаряли и откровенный Б-класс вроде «Крови героев» Дэвида Пиплза. Отдельного обожания молодёжи, особенно на фоне запрета карате в СССР, удостоились фильмы с Брюсом Ли и Джеки Чаном. А пока пацаны открывали за гаражами филиал Шаолиня, их родители глазели на пикантные сцены из «Греческой смоковницы» и «Эммануэль».

Интимному зрелищу добавляла остроты буква закона — за демонстрацию подобных лент можно было ответить по всей строгости.

Смотреть-то власть разрешила, но не всё и не всем. Срок грозил владельцам подпольных салонов, где крутили жестокие, антисоветские и порнографические фильмы. Звучит сурово, правда? Хотя речь о тех же «Эммануэлях» и боевиках типа «Красного рассвета» или «Рэмбо 3» — сейчас на подобную «крамолу» без смеха не взглянешь. Рассказывает в интервью «Афише» кинокритик Станислав Ростоцкий:

Статья 228 УК имела совершенно другую коннотацию — первая её часть подразумевала наказание за распространение порнографических материалов, а вторая — материалов, прославляющих насилие и жестокость. Так что теоретически любой поклонник «Рэмбо» и «Последнего танго в Париже» мог по этой статье сесть, но в конце восьмидесятых это уже было редкостью. Случались казусы: за просмотр «Крёстного отца» могли досиживать свой срок люди в те времена, когда все части эпопеи уже показывались в кинотеатре «Москва».
Станислав Ростоцкий
кинокритик


О ловле злостных нарушителей ходили легенды. Говорили, что в полночь, когда официальное телевещание завершалось, сотрудники милиции смотрели на окна домов. Откуда струился характерный мерцающий свет — там и видео. Перед тем как постучать в квартиру, блюстители вырубали свет, чтобы кассета намертво застревала в лентопротяжном механизме. Однако и на этот манёвр умельцы нашли асимметричный ответ. Типичная история о той эпохе:

Первый такой фильм я увидел в 1985 году на квартире у владельца так называемого подпольного видеосалона. Размещался он прямо в небольшой комнате в хрущёвке. Собралось там около 15 человек, и хозяин предложил нам на выбор две кассеты: ужасы и порнофильм. Большинством голосов выбрали второе. В компании были одни мужчины, с девушками первое время подобные фильмы смотреть стеснялись. Декодера на телевизоре не было, поэтому смотрели чёрно-белым, но смотрели всё равно, не отрывая глаз… Кстати, смотрели на разобранной «Электронике» — предварительно снимали верхнюю и нижнюю крышку, чтобы можно было быстро вытащить кассету в случае обыска.
Роман Ершов
блогер

Некоторые очевидцы 80-х, включая знаменитого Дмитрия Пучкова, относят подобные рассказы к мифам. Дескать, люди больше боялись, чем реально страдали от властей. Как же отличить правду от вымысла после стольких лет? Статья «Цена “клубнички”», опубликованная в журнале «Смена» в 1989 году, отчасти проясняет ситуацию — «посадки» действительно были.

Ветеран Великой Отечественной за просмотр фильмов провёл в заключении 2,5 года, а врач из Уфы схлопотал срок за «Греческую смоковницу».

И это частные лица, а не подпольщики-спекулянты — просто они не в то время смотрели не ту кассету. Нельзя забывать и о рэкете, от которого с конца 80-х страдал любой бизнес с быстрыми доходами. Если салон набирал обороты, рано или поздно к хозяину приходили крепыши, предлагая защиту. Деятельность криминальных бригад охватывала целые районы, так что шансы предпринимателя избежать нежелательных связей были ничтожны.



В середине 90-х с «Известиями» откровенничал один из таких крышевателей:

Ребята из видеосалона давали 40-50 рублей в месяц, по тем временам на эти деньги можно было жить. Наверное, мне платили за то, чтобы иметь возможность обратиться за советом. Я не считаю это вымогательством. Я оказывал людям определённые , это была творческая работа, за которую я хотел получать столько-то денег.
Марзеева С., «Рэкет жил, рэкет жив, рэкет будет жить»
газета «Известия» 1996 год

Чем всё закончилось?

Бум видеосалонов пришёлся на 1988-1992 годы — вроде не такой уж и большой срок. Зато сколько в нём было переживаний и открытий! Но всё когда-нибудь кончается: после развала СССР техника подешевела, благодаря чему тысячи семей обзавелись домашними плеерами. А легендарные хиты с кассет появились в официальном прокате. Только представьте, какие возможности открывал перед зрителями младшего возраста пофигизм сотрудников кинотеатра. Малышня по 8-9 лет смотрела на большом экране «Кошмар на улице Вязов», «Газонокосильщика» и жуткий трэш в духе «Полицейского-каратиста»!

Видеосалоны ворвались в действительность позднего СССР словно торнадо. Поток чужеродной культуры кому-то сорвал крышу, а кому-то навсегда испортил художественный вкус — если было что портить.

Рождённые в 90-е феномен не поймут, а те, кто тогда взрослел, — не забудут. Но уже никогда фильмы со Шварценеггером и Сталлоне не вызовут тех же эмоций. Наверное, это и к лучшему.


Источник - 4pda.ru

Tags: 1980-е, Видео, История, Кино, Кино и немцы, СССР, Фильм
Subscribe

Posts from This Journal “Кино и немцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments