Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Две звезды: Мария Заньковецкая и Соломия Крушельницкая


Мария Заньковецкая и Соломия Крушельницкая, архивные фото

Начало двадцатых годов – эпоха расцвета творчества двух выдающихся украинских артисток, бесспорных звезд своего времени, которых критики называли блистательными и непревзойденными. Это Мария Заньковецкая и Соломия Крушельницкая.

Их судьбы сложились по-разному, но как бы ни были трудны времена, ни одна из них никогда не опускала «планку творчества» ниже раз и навсегда установленного для себя уровня – высочайшего из всех возможных. Вот почему имена этих великих женщин остались не только в истории украинского театра, но и в духовной истории украинского народа.

Мария Константиновна Заньковецкая (1854–1934)


Фото: Wikimedia Commons

Мария Адасовская родилась в живописном селе Заньки, расположенном близ Нежина, в семье обедневших помещиков. Скромным Занькам предстояло прославиться – впервые поступив в 1882 году в профессиональную театральную труппу, будущая великая актриса взяла сценическим псевдонимом имя любимого села и с тех пор стала Заньковецкой.

С десяти лет девочка начала учиться в частном пансионе в Чернигове. Науки давались ей легко, но больше всего Мария любила импровизировать на уроках танцев и занятиях пантомимой. В пансионе ставились небольшие пьески, и она всегда оказывалась в числе исполнителей. С возрастом выяснилось, что у Марии прекрасный голос – сильное и звучное меццо-сопрано.

Когда девушке исполнилось шестнадцать, она стала мечтать о консерватории, но родители и слышать не хотели о сценической карьере для дочери. Поэтому ей пришлось ограничиться участием в любительских спектаклях в Нежине. В 17 лет юная красавица стала женой молодого артиллерийского офицера Хлыстова и оказалась в Бессарабии в крепости Бендеры вместо классов Петербургской консерватории. Именно в это время произошла ее встреча с Николаем Тобилевичем, круто изменившая всю ее дальнейшую жизнь.

Вскоре мужа перевели в Финляндию, и Мария получила возможность ездить в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) брать уроки пения. Голос ее вызывал восхищение у профессоров, но, к несчастью, она заболела дифтеритом, после которого об оперных ариях пришлось забыть. Оставалась драматическая сцена – и страсть к театру заставила ее оставить семью. 27 октября 1882 года состоялся дебют Марии Заньковецкой в Елисаветграде в роли Наталки Полтавки. Отныне ее домом стал первый профессиональный украинский театр под руководством Марка Кропивницкого.

Успех был громадный. В последующие годы Заньковецкая работала в лучших украинских труппах Михаила Старицкого, Николая Садовского, Панаса Саксаганского, Ивана Карпенко-Карого. Ее искусство имело огромную жизненную силу, так как его источником было глубокое понимание самых сокровенных стремлений простых людей. Актриса широчайшего творческого диапазона, Заньковецкая сыграла более тридцати ролей в пьесах классического украинского репертуара. Искренность переживаний, глубина проникновения в образ, блистательное мастерство перевоплощения – все это принесло великой актрисе всенародную славу.


Актриса Заньковецкая на сцене театра. Открытка 1905 года. Викисклад

После революции, продолжая играть на сцене, Мария Заньковецкая приняла самое горячее участие в создании нового украинского театра. Она возглавляла Народный театр в Нежине, вместе с Панасом Саксаганским организовала Народный театр в Киеве, на основе которого был в 1922 году создан театр им. Марии Заньковецкой, ныне работающий во Львове. До 1932 года великая актриса жила в Нежине, выезжая из любимого города только на гастроли.

Истинный творец, проживший творческую и жертвенную жизнь на сцене, Мария Заньковецкая впервые во всем блеске и широте представила украинское театральное искусство по всей Российской империи и завоевала горячую любовь и почитание зрителей.

Соломия Амвросиевна Крушельницкая (1872–1952)


Фото: Wikimedia Commons

Четверо мужчин – Баттистини, Карузо, Тито Руффо, Шаляпин, и всего одна женщина – Соломия Крушельницкая – царили на оперной сцене в на рубеже XIX и XX веков. Даже прославленный дирижер Артуро Тосканини, известный своей суровой требовательностью, считал, что украинской певице нет равных в операх Вагнера, Пуччини, Штрауса, Доницетти.

Соломия Крушельницкая родилась в селе Белявинцы на Тернопольщине в семье священника. Еще в раннем детстве она научилась играть на фортепиано, а в десять лет уже пела в хоре «Русской беседы» в Тернополе. В 1891 году Крушельницкая поступила в Львовскую консерваторию и закончила ее с дипломом с отличием, а в апреле 1893 года состоялся ее дебют в Львовской опере.

Познакомившись с итальянской певицей Джеммой Белличони, прибывшей во Львов на гастроли, Крушельницкая отправляется вместе с ней в Милан, чтобы совершенствоваться в певческом искусстве. Спустя год ей предлагают подписать контракт с Львовской оперой, и она с успехом выступает в операх «Фауст», «Трубадур», «Бал-Маскарад» и «Галька». Среди ее друзей в это время писатели Иван Франко и Михаил Павлик.

Европейская известность не заставила себя долго ждать. В 1896 году Крушельницкая гастролирует в Польше, Италии, на юге Украины, в следующем – в Южной Америке и снова в Италии, Варшаве, Петербурге. Выступает с концертами на родине – в Коломые и Бережанах. 1902 год ознаменован блистательными гастролями певицы в Париже, а 1906-й – дебютом на сцене всемирно известного театра «Ла Скала» в опере Рихарда Вагнера «Саломея». Так продолжается до 1920 года, когда великая певица в последний раз появляется на сцене «Ла Скала» в опере Вагнера «Лоэнгрин». С этого времени она занимается исключительно концертной деятельностью, разъезжая по всему свету – от Египта до США, и везде ей сопутствуют грандиозный успех и восторги публики.

И неудивительно – удивительный голос Крушельницкой, ее бархатное сопрано, передавал тончайшие оттенки человеческих чувств. Всесторонне одаренная и образованная, певица пела и говорила семи европейских языках, и всегда – и в начале карьеры, и в зените славы – включала в программы своих концертов украинские народные песни и произведения Николая Лысенко, Станислава Людкевича и других украинских композиторов.

В 1939 году Соломия Крушельницкая вернулась на родину – проведать близких. Здесь ее застала война, и певице пришлось остаться во Львове. После вступления советских войск на Западную Украину ей пришлось изведать жестокую нужду и полное равнодушие властей. Она тяжело болеет, но на просьбу разрешить ей выехать для лечения в Италию местное партийное руководство ответила отказом. Только в 1946 году великой певице, вызывавшей восхищение мировых столиц, удается получить должность преподавателя Львовской консерватории, где она и проработала до конца жизни.

Гордость Украины, блистательная Соломия, умерла в 1952 году от рака горла. В последний раз ее чарующий голос прозвучал во время концерта в Львовской опере в 1947 году – певице в это время уже исполнилось 75 лет.


Могила Саломеи Крушельницкой во Львове. Работа скульптора Т. М. Брыж. Викисклад



Источник - marunnet.com

Tags: XIX век, XX век, Львов, Музыка, Опера, Театр, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments