Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Первую в истории масштабную ретроспективу Питера Брейгеля Старшего устраивают в Вене

Уникальную выставку готовит этой осенью Музей истории искусств в Вене. Впервые в мировой истории учреждение собирает три четверти всего творческого наследия мастера Северного Возрождения, нидерландского художника Питера Бейгеля Старшего. Экспозиция приурочена к 450-летию со дня его смерти. Ценность и хрупкость представленных на ней картин, гравюр и рисунков такова, что подобный показ вряд ли можно будет повторить в ближайшие десятилетия.



Питер Брейгель Старший (ок. 1525/30 — 1569) ещё при жизни был одним из самых востребованных художников, а его работы стоили дорого. До наших дней дошло порядка сорока картин и шестидесяти гравюр. Двенадцатью панелями владеет венский Музей истории — это самая крупная в мире коллекция произведений художника. Ею институт обязан экспертам, которые в XVI веке служили дому Габсбургов. Оценив исключительное качество этих шедевров, они приобрели наиболее важные из них.


Питер Брейгель Старший. Безумная Грета
1564, 117×162 см


Для зрителей это будет единственный в жизни шанс погрузиться в сложный образный мир художника, изучить его стиль и творческий процесс, познакомиться с методами его работы, живым юмором и уникальной манерой повествования.


Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (1566).
1566, 25.5×21.5 см. Галерея Альбертина, Вена


Музеи и частные коллекционеры относят работы Брейгеля к своим самым ценным и хрупким сокровищам. Большинство панелей никогда не предоставляются в аренду для выставок. Экспозиция в Вене станет настоящим блокбастером: публике впервые будет предоставлен всеобъемлющий обзор творчества живописца.

Более девяти десятков экспонатов включают около 30-ти картин на панелях и почти половину сохранившихся рисунков и гравюр.

В первый раз за столетия в рамках одной экспозиции можно будет увидеть сразу четыре панели из цикла «Времена года». Три из них, включая знаменитых «Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств, четвёртая — «Сенокос» — прибудет из Лобковицкого дворца в Праге (пятая из известных картин этой серии, «Жатва», осталась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке).


Питер Брейгель Старший. Сенокос. Цикл "Времена года", раннее лето
Сенокос. Цикл "Времена года", раннее лето


Питер Брейгель Старший. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу.
1565, 114×158 см


Питер Брейгель Старший. Возвращение стада. Цикл "Времена года", поздняя осень
1565, 117×159 см


Питер Брейгель Старший. Сумрачный день. Цикл "Времена года". Февраль и ранняя весна
1565, 118×163 см


Подборку «Времена года» Брейгеля часто используют как пример вложения капитала в искусство. Её заказал Питеру Брейгелю Старшему антверпенский финансист Николас Йонгелинк для украшения своего дома. Почти сразу после этого у клиента возникли денежные затруднения, и чтобы получить крупный займ из городской казны, он предоставил в качестве материального обеспечения документ, подтверждающий права на ещё не написанные картины. После завершения все панели перешли в хранилище казначейства, где находились несколько десятилетий. Сам художник их так больше и не увидел.


Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1563). Музей истории искусств, Вена


Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1565). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам


Воссоединятся в Вене и обе дошедшие до наших дней «Вавилонские башни»: свою панель, которую называют «малой», пришлёт в австрийскую столицу Музей Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам). В последний раз эти картины «встречались» около четырёх веков назад, когда были частью коллекции императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552 — 1612). Теперь наполненные мельчайшими деталями работы станут центром зала, посвящённого обучению Брейгелья в мастерской миниатюриста.


Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов (1564)
дерево, масло. 111 см × 83,5 см см
Лондонская национальная галерея, Лондон. Викисклад


Среди других значимых экспонатов будут картины «Морской бой в Неаполитанской гавани» из галереи Дориа Памфили в Риме, «Две обезьяны» из Государственных музеев Берлина, «Триумф смерти» из Прадо в Мадриде, «Безумная Грета» из Музея Майер ван ден Берг в Антверпене, «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» из Швейцарии и «Поклонение волхвов» из Национальной галереи в Лондоне, а также рисунки «Пчеловоды» из Государственных музеев Берлина и «Художник и знаток» из галереи Альбертина в Вене.



Выставка «Брейгель» будет организована как в хронологическом порядке, так и по темам. В небольших залах рядом с основной экспозицией будут представлены результаты недавних комплексных технологических исследований, поясняющие, как создавались работы. Один из разделов будет отведён религиозным произведениям.

Главными среди них станут «Триумф смерти» и «Безумная Грета», специально отреставрированные для этого показа.


Питер Брейгель Старший. Триумф смерти
1563, 117×162 см


Необычным образом будет представлено «Несение креста» — самая большая панель Брейгеля и единственная, сохранившая свой оригинальный формат. Она будет выставлена без рамы таким образом, чтобы зрители могли увидеть и лицевую, и обратную стороны, оценить конструкцию и хрупкость деревянного основания, а также изумительное качество обработки и красочного слоя, которые позволяют картинам живописца сохраняться четыре с половиной века.


Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (Несение креста)
1564, 124×170 см


«Битву Поста и Масленицы» будет сопровождать набор современных артефактов, изображенных на картине. Посетители смогут оценить обилие деталей, включенных в эту композицию, понять смысл отдельных сцен и оценить непревзойдённое мастерство Брейгеля в передаче физических качеств изображённых предметов. Кураторы также ставят под сомнение традиционную моралистическую интерпретацию работы и демонстрируют проницательность Брейгеля как социального критика.


Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы
1559, 118×164 см


Отправной точкой экспозиции станут «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» и «Избиение младенцев». А завершат показ поздние работы Брейгеля, поясняющие, почему он долго носил прозвище «Мужицкий» — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец», а также «Сорока на виселице», которую называют творческим завещанием художника. «Финальным аккордом» выставки станет сопоставление панели «Разоритель гнёзд» и большого рисунка «Пчеловоды».


Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
1567, 35×55 см


Питер Брейгель Старший. Морской бой в Неаполитанской гавани
1558, 41×70 см


Питер Брейгель Старший. Две обезьяны на цепи
1562, 20×23 см


Питер Брейгель Старший. Игры детей
1560, 118×161 см


Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с катающимися на коньках и ловушкой для птиц
1565, 37×55.5 см


Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев
1565, 109.2×158.1 см


Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба
1568, 114×163 см


Питер Брейгель Старший. Сорока на виселице
1568, 45.9×50.8 см


Питер Брейгель Старший. Крестьянин и разоритель гнёзд
1568, 59.3×68.3 см


Питер Брейгель Старший. Пчеловоды
1565, 20.3×30.9 см


Выставка-блокбастер «Брейгель» в Музее истории искусств Вены начнёт работу 2 октября 2018-го и завершится 13 января 2019 года.


Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец
1568, 114×164 см


По материалам официального сайта Музея истории искусств в Вене
Источник - Артхив


Tags: Австрия, Арт, Выставка, Гений, Музей, Нидерландская школа, Сейчас
Subscribe

Posts from This Journal “Выставка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment
Мы на нее собираемся ;)