Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Записки Маяковскому на концерте, 1928 год, Днепропетровск



«Володя! Не п…и на ухо», — так люди писали знаменитостям задолго до изобретения Facebook.

27 февраля 1928 года в Днепропетровске выступил самый известный на то время советский поэт — Владимир Маяковский. Как было заведено, из зала передавали записки с вопросами и пожеланиями. Около двух сотен из них сохранились.

Большинство вопросов касались творчества Маяковского и его отношения к другим поэтам (прежде всего к Есенину, который повесился двумя годами ранее). Но поднимались и далекие от литературы темы. Исследователь архивов Эдуард Андрющенко выбрал для WAS несколько обращений. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

* «Ваше мнение о половом вопросе». Скорее всего, автор записки намекает на отношения поэта с замужней Лилей Брик. В раннем СССР было немало сторонников свободных отношений.
* «Объясните, почему футуристы в СССР сторонники коммунистов, а в Италии — фашистов». Фашисты, пришедшие к власти в Италии, уже который год были на слуху у советских граждан. В интернете встречаются стихи во славу Муссолини, якобы написанные Маяковским, но это фейк.
* «Каково ваше мнение об оппозиции», «Почему вы о Троцком — ничего!». Еще совсем недавно в СССР существовала оппозиция во главе с упомянутым Троцким. На момент выступления она была разгромлена Сталиным, Троцкий — выслан.

Во многих записках были жалобы и претензии. Пришедших возмущали высокие цены на билеты, непонятность стихов Маяковского, ненадлежащую лексику.

«Почему Вы употребляете такой „реализм“ как „сволочь“ „мать твою за ногу“…»

«Ты не такой большой дурак как большой поц». Кто-то использовал слово, пришедшее в русский из идиша.

С особой фантазией поэта троллили за ставшие знаменитыми рекламные стихи. Его строки «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет» и «Нигде кроме, как в Моссельпроме» (это о колбасе) уже тогда стали синонимом навязчивой рекламы.





Стихотворение «Плюй в урну» рекламы не содержало, но публика относила его к низкопробной, утилитарной поэзии:

* «Воспевайте не только урну, но и… презервативы. Это также важно, как и соски».

* «Почему в Европе на пол не плюют, хотя там нет Маяковского?»

* «Ну, хорошо. Пусть реклама о сосках важней Онегина (для деревни). Но наша пока еще малограмотная деревня читает Пушкина с большей легкостью, чем ваши сосочные рекламы. Потом «Нигде кроме, как в Моссельпроме — также важней Шекспира?» Здесь Маяковскому припоминают то, как он противопоставлял себя «устаревшим» классикам.

* «В Резинотресте начали производить резиновые, переносные памятники, не опоздайте заказать». Это снова о сосках.

Другая популярная претензия к поэту касалась громкого голоса, которым он вещал со сцены.

* «Отчего не смотря на то что Вы говорите точно из Иерихонской трубы я чуть не уснул».

* «Володя! Не п…и на ухо».

Из зала приходили и рифмованные наезды на Маяковского:

* «Скажи, какой шутник назвал тебя поэтом,
Признал талант, послал в Европу,
То, верно, не был друг — злодей
Наверно друг с досадою махнув рукой
Послал тебя бы просто в Ж (дальше зачеркнуто)».


Что Маяковский отвечал, неизвестно. Возможно, сцене пришлось устраивать баттлы с залом.


«Ваше мнение о половом вопросе»


«Объясните, почему футуристы в СССР сторонники коммунистов, а в Италии — фашистов»


«Каково ваше мнение об оппозиции»


«Почему вы о Троцком — ничего!»


«Почему Вы употребляете такой „реализм“ как „сволочь“ „мать твою за ногу“…»

«Ты не такой большой дурак как большой поц».


«Воспевайте не только урну, но и… презервативы. Это также важно, как и соски».


«Почему в Европе на пол не плюют, хотя там нет Маяковского?»


«Ну, хорошо. Пусть реклама о сосках важней Онегина (для деревни). Но наша пока еще малограмотная деревня читает Пушкина с большей легкостью, чем ваши сосочные рекламы. Потом «Нигде кроме, как в Моссельпроме — также важней Шекспира?»

«В Резинотресте начали производить резиновые, переносные памятники, не опоздайте заказать»

«Отчего не смотря на то что Вы говорите точно из Иерихонской трубы я чуть не уснул».


«Скажи, какой шутник назвал тебя поэтом, Признал талант, послал в Европу, То, верно, не был друг — злодей Наверно друг с досадою махнув рукой Послал тебя бы просто в Ж (дальше зачеркнуто)».



Фото: Государственный каталог Музейного фонда РФ/ Государственный музей В.В. Маяковского
Источник - was.media


Tags: 1920-30-е, История, Поэт, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “Поэт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments