Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (25 мая 1927 — 29 июля 2015)

Один из крупнейших представителей живописи 1960-х годов, творчество которого обозначило новые пути развития отечественного искусства второй половины XX века.


Вечер (1985-1990)
ДВП, темпера
65,8х92


Дмитрий Жилинский родился 25 мая 1927 года в деревне Волковка под Сочи. Профессиональная судьба будущего художника решилась благодаря его бабушке - Надежде Васильевне Немчиновой, которая была сводной сестрой художника Валентина Александровича Серова. Она отправила рисунки внука родственникам в Москву. Вскоре был получен ответ от художников Ефимовых, в котором они писали, что «Дмитрий должен заниматься искусством, у него есть талант и он никогда себя не простит, если не станет художником». Жилинский последовал их совету и в 1944 году поступил в МИПИДИ, - Московский институт прикладного и декоративного искусства, - где занимался на факультете стекла и делал витражи.

После разгрома МИПИДИ Жилинской продолжил учебу на живописном факультете Московского художественного института имени Сурикова в мастерской Николая Чернышева. Другими учителями Жилинского были выдающиеся мастера, среди которых Павел Корин, Семен Чуйков, Алексей Грицай. «Все они учили мастерству, а также умению понимать и ценить великое в искусстве»,- вспоминает Жилинский.

«Коммерсант» о выставке в ГРМ (2012):

…Дмитрий Дмитриевич Жилинский ни разу не политический художник. Он, может быть, самый последовательный в советском искусстве певец человека творческого труда. Пианисты, дирижеры, скрипачи, художники, скульпторы, писатели — не портретная галерея, а какой-то гимн советской интеллигенции. И даже гимнасты на его самой знаменитой картине середины 1960-х годов выглядят так, будто только на миг, ради заботы о красоте тела, отложили книги и перья, которыми они лакировали свои души. У Жилинского над людьми искусства всегда парит ангел с трубой славы, сами герои глядят не на вас, а прямо в вечность, спины их прямы, а глаза бездонны. Это не реалистические портреты, это явно «портреты души». Так прекрасный именно в своей некрасивости Святослав Рихтер у Жилинского предстает чуть ли не Цезарем, голубые (а они у него как будто действительно были голубыми) глаза Пушкина распахнуты миру, как у Аленки с одноименной шоколадки, а сам художник на своих автопортретах то как Геракл с убиенным зверем на руках, то как луврский Малатеста с портрета Пьеро делла Франчески. Все классические ассоциации к искусству Жилинского не случайны. Оно чрезвычайно цитатно — тут и Курбе, и Энгр, и русская иконопись, и ранний Ренессанс. Недаром и большинство работ Жилинского написано не маслом, а темперой — техника сложная, трудоемкая, зато каждым мазком своим напрямую отсылающая к великим предшественникам.


Вечная память (1997)
ДСП, темпера
199,5х140


Город Компродон. Испания (1991)
холст, темпера
60,5х80,5


Старый дом (2005)
темпера, ДВП
84,5х99,5


Чудо (художники М.Романовская и П.Шимес) (1993-1996)
холст, масло
200х105,2


Весна Художественного театра (1988)
ДСП, темпера
166,5х351


Воскресный день. 1974
Дсп, темпера, левкас., 150 x 120
Государственная Третьяковская галерея


Студенты. В скульптурной мастерской. 1964
Холст, масло., 275 x 180
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Белая лошадь. 1976
Дсп, темпера., 108 x 59


Агавы. 1982
Оргалит, темпера., 55 x 70
Государственная Третьяковская галерея


Гимнасты СССР. 1964—1965
Оргалит, синтетические смолы, темпера, 268 х 216
Государственный Русский музей


У Черного моря. 1974
Холст, темпера., 56 x 114
Частное собрание


Лето. Семья художников Ивановых. 1976
Древесная плита, темпера, 43 х 60
Тульский областной художественный музей


Тайная вечеря. 2000
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств


Божья коровка. 1990
Холст, темпера, 90 х 65
Частное собрание


Мальчик и горы. 1972
Дсп, темпера, 58,5 x 137
Государственная Третьяковская галерея


Автопортрет с мамой. (Зима на юге). 1974
ДВП, темпера, 57 х 57
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»


Зима. 1980
Оргалит, темпера., 57 x 37
Государственная Третьяковская галерея


Нина в Сан-Пау. Испания. 1990
Оргалит, темпера., 65 x 40
Частное собрание


Ирисы. 2002
Холст, темпера, 80 х 60
Частное собрание


Адам и Ева.
1980-1986, 58х102,5. ДСП, темпера.


Портрет художника В. А. Фаворского. 1962


Времена года. 1974


Праздник


Семья художника Н. М. Чернышева. 1969


Альтист. 1972


А. А. и П. Л. Капицы. 1979


Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. 1978


Играет С Рихтер. 1984-1985


Под старой яблоней. 1969


1937 год. 1987


Автопортрет (1993)
ДВП, масло
52,3х72,3


Автопортрет с Ниной (1995)
ДВП, темпера
78х44


Источники - www.rusrealart.ru, artpoisk.info и art.mirtesen.ru

Tags: Жант, Портрет, Россия, СССР, Соцреализм, Сюжет
Subscribe

Posts from This Journal “Соцреализм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments