Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина

Собрание музея пополнилось десятками ценных работ художника, творчество которого было с успехом представлено на ретроспективной выставке «Лабиринты Аксинина» в ноябре-декабре 2017 года.


Александр Аксинин «Экслибрис профессора онкологии А. И. Гнатишака»
1978 год, офорт.


Фонд «Stedley Art Foundation» передал 10 офортов мастера, коллекционер Игорь Введенский подарил 23 работы из своего собрания, и галерея «Дукат» преподнесла музею 21 работу Аксинина и художников его круга.


Александр Дмитриевич Аксинин. Падение Икара
1984, 9.7×8 см


Александр Аксинин, трагически погибший в 1985 году, был культовым художником для своего круга, но оставался непонятым многими своими современниками.

«Вершина речи — прибытие не вглубь себя
но к краю того
что его ограничивает».
А. Аксинин.


Александр Дмитриевич Аксинин. Монограмма А. Аксинина
1981, 49×39.8 см


Об этом художнике говорят, что в своих работал он ставил больше вопросов, чем давал ответов.


Фото выше: Александр Аксинин. Источник: photo-lviv.in.ua

Художник родился в 1949 году во Львове. Окончил Полиграфический институт (сейчас Украинская Академия книгопечатания) по специальности «Графика, художественное оформление и иллюстрация книги». Работал в технике офорта, рисовал акварелью и тушью.

Аксинин поддерживал тесные творческие связи с советскими, польскими и эстонскими представителями андеграунда, дружил с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром и Тинисом Винтом.

В 1981 году экслибрис Аксинина, выполненный для бенедиктинского монастыря в Польше, победил в конкурсе, посвященному 1 500-летнему юбилею Святого Бенедикта и передан в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II. При жизни прошли несколько персональных выставок Аксинина в Эстонии и Польше. В 1985 году, возвращаясь из Таллина домой, он погиб в авиакатастрофе.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис к 1500-летнего юбилея Святого Бенедикта
1981


Художник умер в 35 лет, но его недолгая жизнь была необычайно насыщена, круг интересов Аксинина был необъятен — мастера интересовали символические системы алхимии и астрологии, китайская «Книга Перемен» и буддийские трактаты. Много времени Аксинин проводил за чтением, он находился в постоянном внутреннем диалоге с восточными и западными философами, писателями, художниками. Его «собеседниками» были Франц Кафка, Хорхе Борхес, Уильям Фолкнер, Джонатан Свифт, Федор Достоевский, Велимир Хлебников, любимыми художниками — Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Мауриц Эшер, Пауль Клее, Джорджо де Кирико, Малевич.


Александр Дмитриевич Аксинин. Блудный сын. Экслибрис для бывших сотрудников по Конструкторскому Бюро Аксинина А. Д. Из серии "Босхиана"
1977, 12.6×12.6 см


Аксинин создал графические серии офортов по мотивам некоторых литературных произведений — цикл офортов к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола, в котором по словам Аксинина «Алиса с безупречной разумностью странствует в джунглях бессмысленности», серии «Босхиана» и «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». В этих работах он развивал тему абсурдности, бессмысленности и безумия человеческого бытия. Как считает Введенский, «…причиной тому могла быть художественная и философская позиция художника. Когда он, вслед за Полем Валери, говорит о том, что „реальность может быть выражена только в абсурдном“».


Александр Дмитриевич Аксинин. По мотивам сказки Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес"
1978


Аксинин был хорошо знаком с философскими учениями западных и восточных мыслителей от Платона до Гегеля, увлекался исследованиями Романа Ингардена, Эдмунда Гуссерля, Мишеля Фуко. В своих дневниках Аксинин делал выписки из философской литературы, записывал собственные размышления.
Глубокое переосмысление их философских идей, а также собственное мировоззрение и духовный опыт отразились в художественной практике мастера. В его работах появилась визуально-пластическое выражение понятий времени, пространства, бесконечности, вечности. Своими метафизическими размышлениями художник сопровождал многие свои гравюры. Например, офорт «Чаша» автор подписал как «Чаша вечной Сакральной полигамии — того, что может быть осуществлено как высшее посвящение, когда в последнем из наиболее мирских действий и падений является состояние, природа которого есть неподвластность земному и Высшее воление того, что есть единственное желаемое и Суть земного».


Александр Дмитриевич Аксинин. Чаша
1983, 10×10 см


«Аксинин ощущал свое творчество безнадежно многомерным и бесконечным: развитие первоначальных форм, динамика цвето-эмоциональных состояний, мизансцены сквозного действия, трансцендентный план образов и знаков — он творил мир основательно и без пробелов. Он знал, что рано умрет, однако „преждевременно умершим автором“ остался бы, проживи хоть две тысячи лет, — исчерпаться он не мог»
— Игорь Дюрич, культуролог, близкий друг художника.



Александр Дмитриевич Аксинин. Би (гексаграмма 22. Майе Пальчиковой. Из цикла "И Цзин"
1984, 11.3×8 см


Александр Аксинин строил собственные непостижимые миры, оставаясь вне официальной художественной системы. В его видении разрозненный мир, разделенный на тысячи микрочастиц, стремится соединиться в гармоничное целое. Художник часто использовал мотив лабиринта, через который практически невозможно пройти. Однако сам путь через лабиринт становится смыслом жизни. Человек в работах Аксинина выглядит растерянным и одиноким, заключенным в изолированную клетку-темницу, из которой он всеми силами стремится освободиться.


Александр Дмитриевич Аксинин. Мандала. Лист 1 из серии "Карты"
Мандала. Лист 1 из серии "Карты"


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Игоря Введенского
1980, 9.6×13.2 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Тани Савчук
1984, 9.8×8 см


Свои размышления в работах Аксинин выражал через символы, используя ссылки на универсальные образы, — Вавилонскую башню, всадников Апокалипсиса, распятие, судьбу с косой, падающего Икара. Эти образы эмоциональны и драматичны, их смысл заключается в поисках сущности жизни, любви и смерти. В последние годы мотив смерти постоянно присутствовал в его работах, возможно, это было связано с переживаниями медленного ухода из жизни любимой жены — Энгелины Буряковской.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис И. Остафийчука (Тайная вечеря)
1976, 12.2×11.7 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Апокалипсис
1984, 27.1×27.5 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис жены художника Энгелины Буряковской
1977


Александр Дмитриевич Аксинин. Exlibris for Jerzy Duda-Gracz
1976, 11.2×8 см


Художник обращается к древней символике, использует алхимические и астрологические знаки, создает на их основе собственные символограммы: его работам присуще медитативное звучание.
Часть работ Александра Аксинина выполнена в размере 10×10 см, и чтобы рассмотреть такие детали, как маленькие кружки-соты, в которых заключены цифры, буквы или символы, понадобится увеличительное стекло. Эта невидимая невооруженным глазом работа имела глубокий духовный смысл для самого художника. Сам творческий процесс в его глазах становился неким религиозным ритуалом и приводил художника к новым открытиям, откровениям.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Виктора Кривулина
1980, 9.2×13.4 см


Александр Аксинин увлекался экслибрисом — жанром книжной графики, почти исчезнувшем в начале ХХ века.

Экслибрис — это произведение печатной графики. Как книжный знак, он удостоверяет владельца книги и размещается на левом форзаце. Экслибрис образно рассказывает о профессии или интересах владельца книги. Аксинин создал множество экслибрисов, посвященных жене, друзьям и любимым авторам.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Гелькуса (Посвящение Энгелине Буряковской)
1978, 8.3×6.2 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Я. Гольберга
1978


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис A. Струмилло. Звездный язык Велимира Хлебникова
1977, 13×10 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Валерии Славниковой
1981, 9.7×13.5 см


Поэт Виктор Кривулин, видный деятель неофициальной культуры в Ленинграде, друг Аксинина считает, что многие работы художника для полного их прочтения нуждаются в рассказе. Например, Кривулин писал о том, что для офорта «Притча о жизни и смерти» имеется как минимум два авторских трактования.


Александр Дмитриевич Аксинин. Притча о жизни и смерти
1979, 9.2×13.2 см


Первая версия основана на связи между историческими и космическими процессами и восходит к открытию ученого А. Л. Чижевского. В середине 1920-х годов он обнаружил, что циклы солнечной активности, кратные 11 с половиной годам, соотносятся с ритмом исторических катаклизмов и перемен. Он предсказал, что осень 1929, лето 1941, весна 1953, осень 1964 будут отмечены важными для русской истории событиями. Так и произошло: в начале осени 1919 началась коллективизация, летом 1941 года Германия напала на СССР, в марте 1953 года умер Сталин, в октябре 1964 — произошло падение Хрущева. За свои «антинаучные открытия» Чижевский провел несколько лет в тюрьме. Однако его идеи вызывали большой интерес в кругах советской интеллигенции. В офорте Аксинин соблюдает числовую последовательность: в работе присутствуют 11 фигур (9 выглядывают из травы и 2 срезаны косарем), 11 кувшинов для молока и 11 небесных жезлов.

Второе толкование сюжета восходит к народным поверьям. Ключ к разгадке заключается в фигуре косаря — аллегории Смерти. В православных святцах есть святой Касьян, день которого отмечается один раз в четыре года и выпадает он на 29 февраля. Народная этимология возводит имя святого к глаголу «косить», а «коса» — непременный атрибут смерти не только в славянской, но и в европейской мифологии. Високосный год считается тяжелым, говорят, что в такой год умирает больше людей, чем в другие годы. Эти представления отражены в поговорке, которой встречают високосные годы: «Опять пришел Касьян людей косить».

«Разумеется, для восприятия работ Аксинина не обязательно знание определенных сюжетов, ни владение языком определенных символов. Но в таком случае, их эстетический эффект будет слабее. Стоит уловить медитативно-повествовательную природу этого искусства — как мы попадаем в особый мир, со своими законами и замкнутыми процессами, с новыми отношениями между предметами, каждый из которых по отдельности кажется нам знакомым, но будучи соединены, эти узнаваемые вещи теряют бытовую привязанность и повествуют о вселенной, существующей как бы параллельно объективному порядку вещей»
— В. Кривулин.


Александр Дмитриевич Аксинин. Танец клоуна. Из серии "Меню"
1978, 25.8×20.3 см


За год до смерти Аксинин создал экслибрис для Виктора Вольдемарова — панораму средневекового города, напоминающего Львов. В этой работе художник использует прием «внутренних зрителей»: два монаха становятся свидетелями необычайного зрелища. Город распадается на кусочки, которые превращаются в слова и записываются в книгу-историю. Или же, наоборот, персонажи читают рукопись и у них перед глазами возникают очертания древнего города.

Работы Аксинина - лабиринты интеллектуальных ребусов, путешествие по которым гарантирует необычайные эмоциональные приключения.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Виктора Вольдемарова
1984, 9.7×14.7 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Мост I
1975, 53×67 см


Александр Дмитриевич Аксинин. С [ЦИЛЛА] И Х [АРИБДА]
1981, 9.6×13.2 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Гуань. (Гексаграмма 20. Наташе Мартынюк. Из цикла "И Цзин"
1984, 11×7.8 см


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис Михаила Шейнкера и Наталии Каминир
1977


Александр Дмитриевич Аксинин. Mail-Art. Aks-Art. Знаки зодиака
1979, 15×10 см



Александр Дмитриевич Аксинин. Июнь-Июль. Из цикла "Два месяца"
1983, 14.8×6.5 см


Важным событием для украинского искусства стала публикация двухтомного издания «Время и Вечность Александра Аксинина» — сборника литературных и графических работ мастера. Книги опубликованы киевским аукционным домом «Дукат». В них собраны почти все известные работы художника, а также приводятся тексты из дневников и писем.

«Здесь нет комментариев — отмечает автор проекта и составитель Любовь Илюхина — звучит только чистый и одинокий голос уникального художника, который, используя язык графической формы, построил собственную философскую систему, создавал собственный метаязык, чтобы выразить свою космологию, свои гипотезы про мир в координатах Время — Вечность».


Александр Дмитриевич Аксинин. Стопы Будды. Экслибрис Бориса Левых
1984, 11×10.8 см


Официальный сайт www.aksinin.com
Автор Ирина Олих
Источник - Артхив

И также мой пост "Александр Аксинин"


Tags: Арт, Выставка, Графика, Львов, Мастер, Музей, Современники, Украина, Экслибрис
Subscribe

Posts from This Journal “Экслибрис” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments