Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Как устроено «Кафе в Арле» Поля Гогена


1888
Масло на джуте, 73 × 92 cm
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад
Кликабельно - 3176px × 2510px



Мадам Жину

Фигура на переднем плане — мадам Жину, жена владельца привокзального кафе, находившегося ровно напротив арльской квартиры Винсента Ван Гога, у которого на протяжении нескольких месяцев 1888 года гостил Поль Гоген. Именно после приезда Гогена мадам Жину согласилась позировать художникам, и в начале ноября Гоген сделал угольный набросок для ее портрета, а Ван Гог — первое полотно из серии «Арлезианки».

Позже образ с наброска Гогена был разработан в его собственном «Кафе в Арле» и в серии портретов Ван Гога, созданных им уже в приюте для душевнобольных Сен-Реми: портретируемая везде предстает в одной и той же позе, а на ее губах блуждает слабая джокондовская улыбка. Формальный повод для улыбки — профессиональное гостеприимство мадам Жину: она, очевидно, только что подала художнику абсент и приглашает его к себе за стол.

Однако мрачная атмосфера окутанной табачным дымом привокзальной забегаловки, в которой вечно собирались пьяницы и проститутки и о которой Ван Гог как-то сказал, что в ней можно совершить самоубийство, преступление или сойти с ума, намекает на иную трактовку выражения лица хозяйки: она улыбается невесело, слегка утомленно, как человек, который проводит за этим столом каждый вечер и заранее знает, кто что закажет, кто до какого времени досидит и кто как будет себя вести.











Дессепрессие фигуры



Мужчины, изображенные в левой части «Кафе в Арле», — своего рода эхо персонажей вангоговского полотна на тот же сюжет Ночное кафе в Арле»): неподвижные, депрессивные фигуры, решенные предельно обобщенно — строго говоря, мы не видим даже их глаз. В целом атмосфера кафе у Гогена несколько живее, чем на картине Ван Гога, но именно левая пара посетителей трактована с вангоговской мрачной безнадежностью. Один из мужчин, по всей видимости, лейтенант Милье, опять-таки знакомый по портрету Ван Гога.


Винсент Ван Гог. Ночное кафе в Арле. 1888 год


Винсент Ван Гог. Поль Эжен Милле, второй лейтенант Зуавского полка. 1888 год


Почтольон и его спутницы

Единственный намек на действие на картине «Кафе в Арле» происходит за спиной мадам Жину: группа из мужчины и трех женщин явно поглощена разговором. Мужчина вполне узнаваем — это арльский почтальон Рулен, в самом деле большой любитель поговорить: из свидетельств Ван Гога и Гогена мы знаем, что художники регулярно вступали с ним в споры на социально-политические темы.

Его собеседницы, судя по костюмам — местные проститутки, также знакомые художникам
не понаслышке: когда Гоген расписывал их Ван Гогом совместный бюджет, то включил в него статью расходов под названием «ночные гигиенические прогулки»; через несколько месяцев после написания картины Ван Гог принесет одной из них, девушке по имени Рашель, свое отрезанное ухо.


Винсент Ван Гог. Почтальон Жозеф Рулен. 1889 год


Винсент Ван Гог. Почтальон Жозеф Рулен. 1888 год


Кошка-

Примостившаяся под бильярдным столом кошка позволяет судить о манере работы Гогена, которая абсолютно чужда вангоговской. У последнего — в чистом виде фактурная живопись, торжество яркого цвета и густых, пастозных мазков; гогеновская же кошка практически бесплотна, в ней есть лишь обобщенный контур, а через ее тело просвечивает фон. Если присмотреться, сходным образом решены и многие другие фрагменты «Кафе в Арле»: цвет здесь хоть и местами ярок, но совсем не экспансивен и наносится тонким слоем, через который хорошо видно текстуру холста. Приглашая Гогена в Арль, Ван Гог надеялся обрести в нем своего союзника, человека, вместе с которым они затеют новую, южную школу живописи. В реальности же они не подходили друг другу ни по характеру, ни по эстетическим взглядам. «Мы с Винсентом редко соглашаемся в чем-нибудь, особенно когда дело касается живописи, — писал Гоген. —

Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо, то есть всеми, кого я не воспринимаю. И наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега — всех тех, кем восхищаюсь я… Он романтик, меня же скорее тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры»


Винсент Ван Гог. Фрагмент «Пейзажа с кроликами». 1889 год

Композиция и цвет

Композиционно «Кафе в Арле» делится на три очевидные цветовые зоны: преимущественно красный дальний план, преимущественно зеленый средний — и ближний, в котором доминирует белый цвет (стол и фартук мадам Жину). Это дань Гогена клуазонизму — художественному направлению, которое придумали его коллеги по бретонской живописной школе, в частности Эмиль Бернар (Гоген прибыл в Арль как раз из Бретани). Клуазонизм представляет собой перенесение на холст декоративных принципов прикладного искусства, главным образом перегородчатой эмали: пространство картины делится на несколько цветовых плоскостей, ограниченных четкими контурами; соображения реалистической перспективы, а также светотени и цветовых градаций при этом игнорируются. Вместе с тем Гоген был не вполне доволен использованием локальных цветов в своей картине. «Я написал интерьер кафе, — сообщал он в письме, — который очень понравился Винсенту: намного больше, чем мне самому. Честно говоря, он не совсем в моем духе, и вульгарный локальный цвет мне не подходит. Точнее, в работах других художников он мне нравится, но сам я его побаиваюсь».


Эмиль Бернар. Сбор урожая. 1888 год


Эмиль Бернар. Бретонки на лугу. 1888 год


Эмиль Бернар. Бретонки на лугу. 1892 год


Эмиль Бернар. Бретонки. Около 1892 года


Стол и нарюрморт


Поль Сезанн. Персики и груши. 1895 год

Полю Сезанну не нравились работы Гогена — он сравнивал их с раскрашенными китайскими открытками; Гоген, напротив, любил Сезанна, и оттого влияния сезанновской живописи подспудно проникали и в его картины, притом что форма как таковая — идея фикс Сезанна — его практически не интересовала. В «Кафе в Арле» это особенно заметно в натюрморте на переднем плане, который как будто бы живет своей, отдельной от прочей картины, жизнью, и в том, как решена поверхность стола, словно бы норовящего опрокинуться на зрителя. Очевидно также, что стол с напитками и, скажем, расположенный поодаль бильярдный стол, находятся в совершенно разных плоскостях — это тоже характерный сезанновский прием.

Источник - arzamas.academy

Tags: XIX век, Арт, Гений, История картины, Картина, Постимпрессионизм
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments