Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Голландский живописец David Vinckeboons (1576–1632)


Пейзаж с замерзшим каналом, конькобежцами и буерами

David Vinckboons, Дэвид Винкбоонс (крещен 13 августа 1576 - c.1632) - голландский художник Золотого века фламандского происхождения Vinckboons был одним из самых плодовитых и популярных художников и граверов в Нидерландах. Испытав влияние Pieter Bruegel the Elder , он сыграл важную роль - вместе с Hans Bol и Roelant Savery - в развитии жанровой живописи на севере Нидерландов. Vinckboons родился в Мехелен. Семья переехала в Антверпен, около 1580 г., а затем в Middelburg после испанской оккупации в Антверпене в 1585 году. Вряд ли они двигались по религиозным причинам в Амстердам. Его отец стал гражданином в 1591 году, но ни один из его внуков не был крещен в кальвинистской церкви.

В 1602 году Vinckboons женился в Leeuwarden на Агнете ван Лун, дочери нотариуса. Тогда он жил в Sint Antoniesbreestraat как и многие другие артисты и художники. По Карел ван Мандер у него не было другого учителя, кроме его отца Филиппа, художника на холсте акварелью. После увлечения традиционной голландской жанровой живописью Дэвид специализировался на элегантных фигурах в парке, пейзажах. Его пейзажи отражают его контакт с Gillis van Coninxloo. Из его учеников можно назвать Gillis d'Hondecoeter, Claes Janszoon Visscher и возможно Esaias van de Velde. Vingboons имел по крайней мере десять детей. Его сыновьями были картограф и акварелист Johannes и знаменитые архитекторы Justus и Philip. Питер, ставший военным инженером, погиб на Цейлоне. Vinckboons сам умер в Амстердаме.


Благотворительный базар. Картина известна ещё как "Праздник Святого Георгия").
Кликабельно

Религиозные и политические потрясения, пережитые Южными Нидерландами в XVI веке, отразились и в искусстве. Иконоборческое (то есть отрицающее всякое религиозное изображение) движение протестантов привело к разрушению и уничтожению многих произведений искусства и в то же время к развитию светских тенденций. Многие художники оказались в изгнании (Барент ван Орлей, Карель ван Мандер, Мартин Валькенборх и другие). Среди них был и Дэвид Винкбоонс, в молодости переехавший в столицу Северных Нидерландов (теперешняя Голландия) — Амстердам.Еще во второй половине XVI века тяга к классическим идеалам итальянского гуманизма была значительно сильнее на севере, чем на юге Нидерландов. Помимо стойких ренессансных традиций в культуре, Северные Нидерланды отличались и большим демократизмом своего государственного устройства. Уже в начале XVII века на территории Голландии образовалась самостоятельная школа живописи, всем своим складом отвечавшая вкусам молодой буржуазной республики.Голландская живопись конца XVI — первой трети XVII века переживает период расцвета и пробуждения после засилия романизма — течения в живописи, основанного на подражании итальянским художникам.


Лесной пейзаж

Под влиянием Питера Брейгеля Старшего и его последователей в пейзаж проникают элементы бытового жанра. Именно в творчестве Винкбонс  прослеживается своеобразное соединение пейзажа и сцены деревенского или бюргерского празднества среди природы.


Элегантная компания на открытом воздухе


Играющие музыканты на открытом воздухе


Играющие музыканты на открытом воздухе



Интерьер с музицирующими и людьми, играющими в трик-трак. Совместная работа с Paul Vredeman de Vries (1567-after 1630).

Винкбонс обладал незаурядным талантом живописца. Большую часть своей жизни мастер прожил в Амстердаме, но всегда сохранял духовную связь с Фландрией. Проявилось это, например, в том, что в его искусстве, несмотря на преобладание черт голландской школы, всегда видна фламандская основа.Традиционные для фламандцев массовые народные гуляния, многолюдные танцы и пирушки изображены в картинах Винкбонса среди северной голландской природы. Ее суровый, замкнутый характер всегда находится в определенном контрасте с общедоступностью самой сцены, как бы призывающей зрителя принять участие в изображенном. Такое соединение голландских и фламандских черт, характерное для начала XVII века, можно найти у многих художников, но только Винкбонс сумел соединить веселые народные сцены с романтическим философским восприятием природы.


Ярмарка (Деревенская кермесса


Крестьянская ярмарка. Перо и чернила коричневого серого цвета.


«Деревенская кермесса»  — одно из известнейших произведений художника. Тут можно найти гротеск и фантазию, сатиру и насмешку. Увиденное в реальной жизни соседствует с созданным воображением художника. И все это соединено в пейзажной сцене, которую можно рассматривать часами и находить все новые и новые детали.


Деревенский праздник


Рынок в фламандской деревне


Хоровод в деревне


Немногие факты, известные нам о Винкбонсе, не раскрывают полностью его жизни. Однако все говорит о том, что он был очень одаренным художником. По свидетельству современника, он «с большим успехом подвизается в живописи по стеклу, ...одинаково хорошо владеет резцом и гравирует». Если бы мастер родился на пятьдесят лет позже, он мог бы стать выдающимся жанристом или пейзажистом. Но волей исторического развития его творчество по своему духу целиком осталось в XVI веке с его двойственностью, противоречивостью и внутренней разобщенностью.


Раздача хлеба для бедных у монастырских ворот

Целые поколения искусствоведов искали потаенный смысл в картинах голландских жанристов. Считается, что приписываемая некоторым картинам голландцев двусмысленность, двойственность самими художниками не подразумевалась. Проблема интерпретации - помимо ее неизбежной субъективности - заключается еще и в том, что интерпретирующий опирается на знания и моральные представления, присущие его собственной исторической эпохе. Голландская жанровая живопись представляет огромное разнообразие сюжетов. Тут и пьяные простолюдины в таверне, и музицирующие благородные дамы, и кормящие матери, и сражающиеся вооруженные всадники, и уличные праздники…

На первый взгляд простое и доступное, искусство Винкбонса при детальном рассмотрении оказывается сложным, полным скрытых символов и аллегорий, намеков и нравоучений.Во-первых, его живописи всегда присущ определенный сатирический уклон. Как и у Брейгеля, его сатира направлена против правящих слоев общества, против патрициев, аристократии, военных. «Характер подчеркнутого гротеска и резкого социального обличения приобретает его сатира в парном цикле Амстердамского музея («Крестьянские горести» и «Крестьянские радости»), где изображается разгул пьяных офицеров в крестьянской избе и их позорное изгнание взбунтовавшимися крестьянами», — пишет о двух ранних произведениях Винкбонса исследователь голландского искусства Б. Р. Виппер.


Драка в деревенской таверне( Крестьянские радости)

Во-вторых, творчеству Винкбонса присущ элемент фантастики, условности. В толпе, нарисованной художником, видны фантастические чудовища, рожденные фантазией мастера. Большинство людей изображены им сатирически насмешливо и даже устрашающе. Все это реминисценции трагического мировоззрения великого предшественника Винкбонса, Иеронимуса Босха, чьим духовным наследником, может быть, чувствовал себя художник.


Разбойники (Крестьянские радости)


Крестьянские горести



Рыбацкая пара под деревом

Что же тогда можно назвать "общим знаменателем" голландской жанровой живописи? Очевидно, это интерес к повседневности, точнее, стремление запечатлеть ее отдельные, особенно выразительные, кульминационные моменты. Главное - "поймать" этот момент и изобразить его максимально реалистично. Однако сказать, что голландская жанровая живопись представляет собой беспристрастное отражение реальности, было бы не правильно.


Слепой шарманщик


Слепой шарманщик.


Слепой шарманщик


Искусствоведы утверждают, что "жанристы" заостряли, преувеличивали изображаемые сцены. Жизнь бюргеров облагораживалась, а жизнь простонародья подавалась более грубой, чем была на самом деле. Реальность служила художнику материалом, в который он вкладывал новый смысл. У старых голландцев сапожник за работой - не просто ремесленник, а воплощение трудолюбия, тогда как пьяный простолюдин в таверне - не просто забулдыга, а само воплощение грехопадения...


Деревенская сцена перед домом


Птичье гнездо


Одним из таких жанристов с преобладанием элементов пейзажной "коникслоовской" живописи был Дэвид Винкбонс. Нужно отметить, что жанр пейзажа в северных Нидерландах с начала XVII в. развивался под перекрёстным влиянием, во-первых, привнесённой с Юга традиции панорамного ландшафта; во-вторых, оригинального пейзажного стиля, который сформировался в Харлеме в 1610-х гг.


Лесной пейзаж.


Лесная сцена с разбоем.


Офицер дает распоряжение своим подчиненным для засады.


В конце XVI столетия на Север перебралось немало даровитых живописцев из Фландрии; как пейзажисты среди них выделялись Гиллис ван Конинкслоо (Конинкслоо был, как известно, зачинателем голландской ветви панорамного пейзажа: представляющего местность с далевой точки зрения, с высоты, причём множество увлекательных деталей при этом сообщают ландшафту значение символического зрелища Вселенной) и попавший под его влияние Давид Винкбонс.


Лесной пейзаж с двумя чудесами Христа. Metropolitan Museum of Art, New York

Чудес, совершенных Христом, насчитывается и описано в Евангелии тридцать два (или тридцать три, если считать, как это делают некоторые богословы, чудесный улов рыбы не одним чудом, о котором имеются два рассказа, а двумя разными событиями). Все они чаще или реже становились сюжетами для изображений в живописи.


Лесной пейзаж с двумя чудесами Христа (деталь)

Сын Филиппа Винкебонса, художника, работавшего исключительно в технике гуаши и темперы, который переехал в Амстердам в 1587 году. Испытал влияние Hans Bol и Roelant Savery. Во втором периоде своего творчества обратился к изображению массовых сцен, связанных с пейзажами, и библейских сцен с хорошо выписанными фигурами. Подписывал и датировал свои работы крайне редко. Большинство его произведений находится в Амстердаме и Петербурге. Высоко ценился современниками, о чем свидетельствуют многочисленные гравюры его произведений, выполненные при жизни мастера. Тем не менее умер в крайней нищете.


Геркулес, Деянира и кентавр Несс

Геркулес остановился, задумчиво глядя на реку Эвен, и стал оглядываться вокруг, ища средство для переправы. Пока он думал, как пересечь реку, к нему подошел кентавр по имени Несс, который предложил перенести юную красавицу Деяниру (жену Геркулеса) на другой берег, если она не побоится сесть на его широкую спину.Обрадованный Геркулес помог Деянире взобраться на спину кентавру. Несс ступил в воду, а Геркулес последовал за ним, держа в одной руке лук и стрелы, а другой разгоняя воду.Кентавру не так часто выпадала удача переносить через реку такую прекрасную пассажирку, и он решил, добравшись до берега, унестись вместе с ней. Он собрал все свои силы и, добравшись до берега, не стал ждать, когда Деянира спрыгнет на землю, а галопом поскакал прочь.Громкий крик Деяниры привлек внимание Геркулеса, и секундой позже отравленная стрела повалила похитителя на землю, попав ему в сердце. Умирая, кентавр сделал вид, что раскаивается в своем поступке, и сказал Деянире, чтобы она взяла себе его плащ — слегка запачканный кровью, которая текла из раны, нанесенной отравленной стрелой, — и хранить его как зеницу ока, ибо он волшебный. Если ей когда-нибудь покажется, что любовь мужа к ней ослабела, пусть она накинет на него этот плащ, и его вспыхнет с новой силой и станет такой же чистой страстной, какой была в самом начале.Деянира с благодарностью приняла дар умиравшего кентавра и пообещала хранить, как самое дорогое сокровище, хотя искренне надеялась, что ей никогда не придется прибегнуть к его помощи. Шли годы. Геркулес часто покидал Деяниру, освобождая от оков узников и помогая страждущим, ибо люди приходили издалека, чтобы попросить его о помощи.Он часто отсутствовал очень долго, но всегда возвращался к ней. Любовь его не угасала, и ей не на что было жаловаться. Однажды он оказался при дворе царя Эврита, где встретил Иолу, которую когда-то любил и вынужден был покинуть, отправляясь совершать свои подвиги. Она была еще молода и прекрасна, и от одного взгляда на ее милое лицо страсть Геркулеса вспыхнула с новой силой. Дни проходили за днями, а он забыл обо всем — о долге и Деянире. Ничто не существовало для него теперь, кроме любви и счастья. Раньше, когда Геркулес отсутствовал, до уха Деяниры доходили рассказы о его подвигах, теперь же мир наполнился слухами о том, что он вернулся к своей первой любви. Эти слухи пробудили в Деянире дремавшую до этого ревность.Наконец она узнала, что Геркулес отправился домой, и ее сердце забилось от радости. Но когда ей сообщили, что вместе с ним едет Иола с огромной свитой, сердце Деяниры упало. И тут она вспомнила о даре кентавра. Трясущимися руками она вытащила плащ, отдала гонцу и велела поспешить навстречу Геркулесу и передать ему, чтобы он, вступая в город, надел его. Посланец отправился в путь, и Деянира с бешено бьющимся сердцем стала ждать вестей.Гонец с блеском выполнил данное ему поручение, и Геркулес, увидев дорогой, богато вышитый плащ и желая предстать перед Иолой в наилучшем виде, тут же облачился в него.Но не успел он надеть его; как отравленная кровь кентавра стала делать свое дело. Герою показалось, что все его тело горит огнем. Напрасно пытался он сорвать с себя проклятый плащ. Тот прирос к его коже, а яд проникал в плоть Геркулеса, пока боль не стала совершенно невыносимой.В ярости Геркулес схватил несчастного посланца, принесшего ему отравленный плащ, за ногу и сбросил его с горы Оэта в море, где тот и нашел свою смерть.


Проповедь Иоанна Крестителя


Проповедь Христа на Генисаретском озере.


Мнение Кареля ван Мандера: «И так как я допускаю, что моего ума или понимания могло быть недостаточно для справедливой оценки достоинств представителей нашего искусства и их произведений, то я старался избегать сравнения художников между собою, или безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение, или же, наконец, возвышать одного в ущерб другого. Поэтому мне казалось необходимым, чтобы не впасть в достойную порицания ошибку, принять за правило, при посещении домов любителей искусств, обращать внимание и точно отмечать себе, какие и каких авторов находящиеся там произведения особенно считаются выдающимися и ценными, ибо хотя я и думаю, что могу полагаться на свое знание искусства, тем не менее я охотно принимаю во внимание суждения больших знатоков искусства. Я не могу поэтому обойти молчанием Давида Винкебонса, родившегося в Мехельне… Он еще совсем маленьким был увезен в Антверпен, а шесть лет спустя, вместе с родителями, переселился в Голландию, в Амстердам. Его отец, Филипп Винкебонс, умерший в 1601 году в Амстердаме, был довольно хорошим живописцем водяными красками. Давид впервые начал учиться писать водяными красками у отца, а потом безо всякого учителя в совершенстве ознакомился с употреблением масляных красок. В большей части он писал небольшие картинки с превосходно исполненными, красивыми маленькими фигурами. …Жаль только, что за его прекрасные и полные мысли произведения он по отношению к употребленному на них искусству, старанию, времени и труду получает слишком ничтожную плату».

Источники -
www.liveinternet.ru
www.pubhist.com
www.artvek.ru
www.wga.hu
www.artcyclopedia.com
www.bibliofond.ru
www.liveinternet.ru
wikipedia.org
www.mifyrima.ru
www.millionairfair.ru
d3.ru
Всеобщая история искусства - И. А. Пантелеева


Tags: XVI век, XVII век, Арт, Жанр, Нидерландская школа, Нидерланды
Subscribe

Posts from This Journal “Нидерландская школа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment