Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

История одного шедевра: фреска "Смерть, играющая в шахматы"

«Смерть, играющая в шахматы» (швед. Döden spelar schack) — самая известная фреска церкви Тёбю (швед. Täby kyrka), выполнена мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года на неканонический сюжет.


Альбертус Пиктор. Смерть, играющая в шахматы. 1480
швед. Döden spelar schack
темпера, влажная штукатурка
Церковь Тёбю, Тёбю, диоцез Стокгольма, Швеция. Викисклад


Церковь была завершена в конце 1200-х годов. Церковная ризница была достроена ​​в 1300-х годах, своды были обновлены в 1450-е годы. Церковь в Тёбю имеет четыре сводчатые арки, которые были в 1480-е годы расписаны мастерской Альбертуса Пиктора. Фрески были реставрированы в 1787 году и в 1992—1993 годах. Во время второй реставрации были детально изучены составляющие элементы красочного слоя.


Церковь Тёбю. Внешний вид

Фреска «Смерть, играющая в шахматы» находится в западной части свода в верхней части лестницы на чердак, где расположен орган. Она выполнена шведским художником немецкого происхождения Альбертусом (швед. Albertus Pictor, букв. «Альбертус Художник»; родился между 1440 и 1450 годами — умер между 1507 и 1509 годами, настоящее имя «Альберт Имменхаузен», швед. Albertus Immenhusen, происходил из города Имменхаузена вблизи Касселя в земле Гессен) и его мастерской, численностью около пяти человек, которые расписали в своё время около 40 шведских церквей, 37 из них сохранились до нашего времени. Копия росписи хранится в коллекции шведского Исторического музея в Стокгольме.


Церковь Тёбю. Роспись сводов

В течение 1600-х годов, с переходом Швеции в лютеранство, стены в большинстве средневековых шведских храмов были побелены. Своды церкви в Тёбю по неизвестной причине были оставлены под фресками, поэтому они сохранились во всём своем великолепии.

Фреска «Смерть, играющая в шахматы» не похожа на большинство других изображений в церкви, которые выполнены строго на основе библейских мотивов. На фреске изображён скромно, но изящно одетый мужчина, который играет в шахматы со Смертью. Шахматная доска на фреске нестандартных размеров (7 на 5 клеток). Ход делает Смерть, а мужчина растерянно прижимает левую руку к груди, а другой пытается ухватиться за доску. Фреска «Смерть, играющая в шахматы» изображает мужчину и Смерть по одну сторону доски; современному зрителю, без поправки на средневековую традицию изображения, это изображение может ошибочно представляться как «Смерть подсказывает Рыцарю ход против зрителя». Фреска дополняется лентой над фигурами персонажей с выцветшим и уже нечитаемым текстом на шведском языке.


Церковь Тёбю. Интерьер

Изображения человека, играющего в шахматы с представителем тёмных сил, существовали в Средние века как зрительное воплощение сложных моральных положений. Исследователи разделяют их на два основные типа:

Изображение игры человека против Смерти за свою жизнь. Оно заставляет задуматься о скоротечности жизни и о том, что человек вскоре может быть наказан или вознаграждён после внезапной смерти за свои дела. Содержание картины в этом случае следует средневековым философским моралите о шахматах, представлявшим жизнь, как шахматную игру. Таков смысл аллегории Johannes Raulin в «Doctrinale Mortis» (1518). Johannes Guallensis (умер в 1285 году) пишет:

«Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры».

Шахматы также иллюстрировали различные роли в обществе, показывали в аллегорической форме, как важно было «играть свою роль», а не пытаться что-либо изменить в своём социальном положении. К этому типу относится изображение в церкви Тёбю. Среди других изображений на сходную тему — «Смерть ставит мат королю» (аллегорическая гравюра неизвестного эльзасского художника XV века).

Другой распространенный вариант сюжета — человек, играющий в шахматы с Дьяволом на свою душу. Этот сюжет был достаточно широко распространён в Северной Европе. Легенда в «Хронике Фландрии» за 1131 год рассказывает, что жена кастеляна по наущению дьявола убила своего отца. Муж, узнав о её преступлении, отдает преступницу дьяволу. Спустя время в замок прибывает монах и ночует в том зале, где когда-то было совершено преступление. В полночь появляется дьявол с женой кастеляна и вызывает монаха на поединок на его душу за шахматной доской. Монах выиграл партию. Побеждённый дьявол исчез. Утром монах нашёл на полу скелет женщины со стилетом в руке. Шахматный поединок с дьяволом в образе прекрасной девушки приписывался шахматисту XVI века Паоло Бои (однако возникновение легенды относится к значительно более позднему времени, чем эпоха самого шахматиста).

В Историческом музее в Стокгольме была организована выставка о смерти и о том, как она воспринималась в разное время. Изображение «Смерти, играющей в шахматы» было центральным в осмыслении проблемы.

Фреска в кинематографе



Фреска вдохновила Ингмара Бергмана на сцену в фильме «Седьмая печать» 1957 года. Действие фильма происходит в середине 1300-х годов во время Чёрной смерти. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс вернулись в Швецию после участия в крестовом походе в Святую Землю. Когда Смерть появляется, чтобы забрать его, он просит сыграть партию в шахматы, чтобы отложить неизбежное. Сам художник тоже является одним из героев фильма: он разговаривает с оруженосцем Блока во время работы над стенной росписью церкви.


На съемках фильма «Седьмая печать»

Отголоски фрески и фильма Бергмана присутствуют в ленте Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (1961 году, автор сценария — Ален Роб-Грийе).

Источники -
tvkinoradio.ru,
Википедия_1 и
Википелия_2


Tags: XV век, Арт, Дьявол, История картины, Кино, Смерть, Фильм, Фрески, Швеция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment