Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Российская империя в английской карикатуре

Об английской политической карикатуре XVIII - первой трети XIX в.


Георг Эммануэль Опиц. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Около 1814

«Отечество карикатуры и пародии» - так аттестовал А. С. Пушкин Англию Георгианской эпохи, то есть время правления британских монархов Георга III и Георга IV (1760-1830). Этот период с полным правом называют «золотым веком» английской карикатуры. Свобода прессы и активность среднего класса привели к тому, что ко второй половине XVIII века английский рынок был перенасыщен сатирическими листами, содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, а в Англии, вслед за Уильямом Хогартом, положившим начало карикатурному буму, к 1770-м годам появилось более полутора сотен художников и более сотни издателей.

Английские политические карикатуры - яркое явление европейского искусства, замечательная черта национального характера британцев и уникальный исторический материал, позволяющий взглянуть на историю Европы XVIII-XIX веков глазами современников, не стесненных ни цензурой, ни этикой, но при этом зачастую попадавших в плен стереотипов и политической пропаганды.


Исаак и Джордж Крукшенк. Французские генералы получают английские пасквили. 28 апреля 1809


Фредерик Джордж Байрон (?). Соревнование Испании и Англии за господство над морями в 1790 году. 8 мая 1790


Джеймс Гилрей. Карикатурист (Автопортрет). 1800


Джон Кейс Шервин по Томасу Роуландсону. Смитфилдские шулера. Фрагмент. 1787 Автопортрет Роуландсона


Ричард Ньютон. Грезы королевы Екатерины. 4 ноября 1794


Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию!! 16 мая 1799


Исаак Крукшенк (?). Три приказа из Петербурга. 18 марта 1800. Первая карикатура, намекающая на безумие Павла I


Герб лондонской Московской компании (Muscovy Company). 1596

Россия в английской карикатуре

Шокирующие подробности о нравах московитов, об их укладе, о жуткой русской стуже, о городах и весях, по которым разгуливают медведи, представляется, что в значительной степени именно эти бестселлеры, переведенные на все европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся до наших дней.

С XVIII века и вплоть до наших дней медведь остается главным символом России в европейской, а с XX века - и в мировой карикатуре. Достаточно сказать, что начиная с Екатерины II и до наших дней все без исключения правители России - императоры, генсеки и президенты - неизменно изображались в медвежьем обличье.


Гравюра из знаменитой книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». 1647 Перегравировка из французского издания 1719 г. Гравюра изображает медвежьи бесчинства: один медведь пожирает лошадь, другой несет в лапах вопящего мужика, третий разрывает могилу, а поодаль бродят еще двое.


Исаак Крукшенк. Новый способ медвежьей травли.
21 декабря 1807 Наполеон и Талейран сдерживают Медведя-Александра, атакуемого британскими торговцами, причем Наполеон говорит: «Они разъярят его до смерти, а затем я поставлю другого Императора...»



Чарльз Уильямс (?). Медведь, бульдог и обезьяна.
Август 1812. Первый отклик британских карикатуристов на вторжение Наполеона в Россию.



Томас Роуландсон. Друзья и противники [подбрасывают] корсиканского Мюнхгаузена в Сен-Клу.
12 декабря 1813. В рядах европейской коалиции присутствует и колоритный казак.



Уильям Хит. Храбрый русский казак Землянухин, каким он предстал в Королевской Бирже в среду 14 апреля 1813 годаю. 15 апреля 1813


Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры, или Москва, хорошо подготовленная для Напа и его Великой армии. Май 1813
Лишь после полного разгрома Великой армии Наполеона лондонские карикатуристы решились изобразить оккупированную Москву, показав французов в поисках пропитания в пылающем городе.



Оноре Домье. Укрепляя самодисциплину. 1854
Одна из многочисленных антиниколаевских литографий, изданных в Париже в период Крымской войны.



Линли Сэмбурн. Под прессом цензуры. Гравюра из журнала «Панч». 1878.
Русский медведь - чиновник петербургской тайной полиции - цензурирует журнал «Панч», выдирая из него оскорбительные для российской власти карикатуры.


Об эрмитажной коллекции английских карикатур



В основу книги легли гравюры из собрания Государственного Эрмитажа. Коллекция английских карикатур музея насчитывает около 8000 листов и является крупнейшей в России и одной из самых больших в мире.

Практически все эрмитажные эстампы, включенные в книгу, публикуются впервые, при этом - некоторые из них чрезвычайно редки и отсутствуют даже в крупнейших английских собраниях.









Данная статья является главой из книги В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. (СПб.: Арка, 2014. С. 9-29)
Источник propagandahistory.ru


Tags: XIX век, XVIII век, Англия, Карикатуры, Пропаганда, Российская империя, Сатира, Цензура
Subscribe

Posts from This Journal “Карикатуры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments