Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

История любви: Огюст Роден и Камилла Клодель

О романе с Камиллой Клодель не любят рассказывать биографы Родена. В этой истории для него трудно раскроить наряд прекрасного принца или несчастного, честного, на всю жизнь потерявшего голову влюбленного. Она была лишь частью его долгой жизни. О Камилле же не удастся рассказать почти ничего без упоминания о Родене: он учитель, единственный возлюбленный и человек, невольно разрушивший до основания ее жизнь. Даже отступив далеко за горизонт, он продолжал отбрасывать неотвязную, тяжелую тень на все, что она делала. И эта тень погребла под собой Камиллу Клодель.


Камилла Клодель, 1884.
Огюст Роден, 1889.
Фото: vanityfair.fr


Восстание природы

Когда Огюсту Родену представили Камиллу, ей было всего 17 лет. Ему не нужны были ученики, ему не нужны были помощники — он просто после долгих уговоров согласился посмотреть на девушку, которая, по рассказам, делает какие-то неожиданные скульптурные эксперименты в его, Родена, духе. И она оказалась пугающе талантливой и близкой: они как будто думали одинаково, подхватывали мысли друг друга, одинаково сбивали с несгибаемых ног казалось бы устойчивое академическое искусство. Только Родену уже почти 40 — и он успел поработать подмастерьем, он десятки лет реставрировал чужие работы, готовил мрамор для чужих скульптур и украшал едва заметными фризами чужие заказы, он набивал руку и наращивал опыт. Лишь несколько лет назад он получил первый государственный заказ и распоряжение нанять помощников.

А Камилла — вундеркинд. Двенадцатилетней девчонкой в небольшом городке на севере Франции она ходила по лесам, копала глину, чистила ее от мусора, превращала сарай в мастерскую, а младших брата и сестру — то в натурщиков, то в подмастерьев. Она лепила все: бюсты родных, сюжеты, вычитанные в книгах и высмотренные на книжных гравюрах, героев, святых. «Нечто уникальное, взбунтовавшаяся природа: гениальная женщина», — позже писал о ней Октав Мирбо, не вполне серьезно и не то чтобы в шутку.


Огюст Роден в 1880 году. Фото: vilingstore.net


Камилла Клодель в 1880 году. Фото: theredlist.com


Перебравшись с семьей в Париж, Камилла учится в частной Академии Коларосси, где женщинам даже разрешено изучать обнаженную натуру. Невиданная смелость. Ведь в Академию изящных искусств в то же самое время женщин не принимают ни под каким предлогом — будь она хоть трижды гениальной. Посещение мастерских вольное — и Камилла работает в студии по 11 часов в день. Эта нечеловеческая работоспособность начинает давать результаты. В 1882 году ее работу «Старуха Элен» впервые примут в знаменитом парижском Салоне.

В 19 лет она станет единственной девушкой, помощницей и ученицей, Родена — в сплошь мужской компании. Поначалу не делает ничего важного: подметает мастерскую, строит каркасы, подмостки, готовит глину и гипс, почти всегда молчит. Как будто доказывает физическую выносливость (а скульптура действительно требует атлетических физических данных) и готовность отдаваться делу. Все это время она продолжает работать над собственными скульптурами, ожидая нечастых замечаний от учителя. Постепенно Камилла становится его первой помощницей: увеличивает и уменьшает макеты для самых востребованных скульптур, делает эскизы, обтесывает мраморные глыбы, делится идеями и вдохновляет уверенностью, напором, юной силой, блестящим умом.


Камилла Клодель. Вальс

Вальсирующие

Следующие 10 лет станут самыми плодотворными для обоих: они лепят и высекают из мрамора в одной мастерской, обмениваются идеями и дают друг другу советы, часто их скульптуры так похожи, что трудно сказать, где чья, влияние взаимно. Камилла работает вместе с Роденом над «Вратами ада» и «Гражданами Кале» — лепит руки и ноги для одних фигур, а потом позирует для других.


Камилла Клодель. Девушка со снопом
1887, 40×18 см


Огюст Роден. Галатея
1889. 60.8×40.6 см


Камилла Клодель. Вертумн и Помона (Шакунтала).
1886.


Огюст Роден. Вечный идол
1893, 73.2×59.2 см



Начинается страстный, изматывающий, вдохновляющий роман, который приходится скрывать. Роден встречается с Камиллой в секретной мастерской, куда больше никто не приходит. И возвращается домой к другой женщине, с которой прожил уже больше 20 лет и с которой у него общий ребенок. Роза Бёре не разбирается в скульптуре, не вникает в работу мужа, не может поддержать беседу о судьбе искусства, не знакома с друзьями и коллегами Родена, но это она кормила семью в годы безденежья, хватаясь за самую простую и утомительную работу. Она терпеливо ждала, когда Роден работал в Бельгии — хранила его скульптуры, растила сына, подрабатывала швеей и никогда не жаловалась. Он не может теперь бросить Розу.

«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от которого отреклись», — писала Камилла. Теперь она финансово зависит от человека, с которым работает, в которого влюблена и которому позирует всякую минуту, когда не занята своей работой. Каждый год она посылает в Салон свою работу, всякий раз ее принимают, хвалят в газетах — но никто не спешит купить скульптуру или сделать ей заказ. По настоятельной рекомендации друга Родена лишь несколько ее скульптур оказываются в музеях. Но на признание это совсем не похоже. Она талантливая ученица Родена — и в глазах судей останется ею до конца жизни.


Огюст Роден. Камилла Клодель
884, 25.7×17.7 см. Глина


Огюст Роден
Монтаж: Маска Камиллы Клодель и левая рука Пьера де Виссана
1895, 32.1×27.7 см. Гипс


Огюст Роден. Мысль
1895, 74.2×46.1 см. Мрамор


«Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Как жаль, что лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей. Она была молода и прелестна, в ней чувствовалась порода…» — напишет позже Жюдит Кладель, биограф Родена.


Камилла Клодель. Зрелость
1902, 114×163 см. Бронза


Сначала Камилла ничего не знала о Розе Бёре, потом старалась не замечать признаков ее существования и не задумываться о далекой сопернице, но уже через несколько лет мысль о другой женщине в жизни Родена начинает ее мучить. Она пробует сбегать и жить без него, как будто доказывая самой себе, что справится. Уезжает на всю весну в Англию, живет и работает там сначала с подругой, потом с братом. Возвращается — и требует от Родена подписать сумасбродный контракт: он никогда не наймет ученицу-женщину в свою мастерскую и он на ней женится. Роден так соскучился, что с восторгом все подписывает.

Камилла ездит с учителем и любимым по родным местам Бальзака — и вместе с ним собирает информацию для будущей работы над памятником. Некоторые биографы говорят, что поиск двойников Бальзака был лишь поводом для совместных путешествий и железным алиби для Розы. Но Камилла требует больше, теряет единственного зачатого в этих отношениях ребенка (то ли выкидыш, то ли аборт), плачет и кричит, вымаливает для себя больше времени.

Роден между прочим говорит Розе, что уезжает на пару дней — и исчезает на месяц. Он уезжает с Камиллой в Турень гулять вдоль реки, рассматривать старые соборы, засыпать каждый вечер с ней в обнимку, как будто так может быть всегда. В путешествиях они могут быть целыми днями вместе, им по-настоящему хорошо, но каждый раз, возвращаясь в Париж, возвращаются к тайным свиданиям в мастерской на Итальянском бульваре. Правда, их роман уже ни для кого не секрет — Роден с удовольствием знакомит Камиллу с коллекционерами, скульпторами, художниками своего круга.


Камилла Клодель (в центре), ее сестра Луиза (рядом с ней) и английская скульптор Джесси Липскомб (слева), Париж, 1887. На фортепиано — бюст Луизы.
Фото: pinterest.com


«Вместе с Роденом Камилла вращается в высших кругах общества, знакомится с выдающимися людьми той эпохи. Несомненно, Роден предпочитает появляться в свете со своей красивой, жизнерадостной и остроумной подругой, а не с Розой, которую держит в тени. Камилла Клодель бывает у Гонкуров, у Доде, у Октава Мирбо. Ею начинают интересоваться серьезные критики, особенно Матиас Морхардт, в ту пору редактор газеты „Тан“, который много сделает для нее впоследствии», — рассказывает Пари Рейн-Мари, автор книги о Камилле Клодель.

Но с каждым возвращением Камилле становится только хуже. Ей почти 30 лет, но она до сих пор остается ученицей и любовницей.

Персей и Горгона


Камилла Клодель. Персей и Горгона
1897, 196×111 см. Мрамор


Расставание было неизбежным, но переживалось обоими очень сложно — и связь не прекращалась мучительно долго. Поначалу Огюст и Камилла иногда видятся, поздравляют друг друга с успехами. Роден пишет письма в министерство и друзьям-критикам, чтоб на его ученицу обратили внимание. Она все чаще язвительно и злобно отзывается о Родене — он теперь светский лев, а его мастерская превратилась в коммерческий конвейер. Он пытается помочь Камилле деньгами и рекомендациями, чувствуя вину перед ней. Им бы хотелось, чтоб все складывалось по-другому.


Камилла Клодель с «Персеем», 1898.
Фото: www.museecamilleclaudel.fr


Огюст Роден в саду виллы в Медоне, 1900.
Фото: theredlist.com


У Камиллы случится непродолжительный, скорее всего невинный, роман с Клодом Дебюсси. Она работает как одержимая, полна идей и энергии — уже в собственной мастерской, без Родена, она создает невероятные вещи: «Вальс», «Клото». Ее охотно принимают на выставках, пишут в журналах. Но всякий раз, когда перед ней открывается возможность государственного заказа, сделка срывается или отменяется без объяснений. Камилла становится нищей, едва поддерживает содержание скульптурной мастерской, делает модели каких-то бытовых вещиц за скромные деньги, на приглашения старых знакомых отвечает часто, что у нее нет ни шляпки, ни обуви для выхода в свет. Но иногда она садится на поезд и приезжает в Медон, прячется среди деревьев рядом с новой виллой Родена и ждет его возвращения. То ли набирающее силу психическое расстройство, то ли затяжная депрессия приводят к срыву и одержимости. Она начинает видеть во всех событиях заговор Родена: он хочет украсть ее идеи, как делал это во время совместной работы, он шпионит за ней и ее новыми скульптурами, нанимая для этого служанок, прохожих, знакомых.

«А затем — июль 1913 года, когда пришлось вмешаться обитателям старого дома на набережной Бурбон, обеспокоенным тем, что в квартире на первом этаже всегда закрыты ставни. Что это за личность, нелюдимая и осторожная, которую можно было увидеть только по утрам, когда она забирала на пороге доставленные ей скудные продукты? Однажды два дюжих санитара психиатрической клиники силой проникли в квартиру, где обнаружили ее испуганную обитательницу, уже давно ожидавшую их в окружении гипсовых и высохших глиняных скульптур. По их словам, беспорядок и грязь в жилище были неописуемы. На стенах были прикреплены булавками 14 этапов Скорбного пути Спасителя, вырезанных ножницами из обложки журнала. Перед домом их ожидала карета скорой помощи. Камиллу увезли в клинику. Пришлось пойти на такой шаг… и это на 30 лет», — вспоминал брат Камиллы Поль.


Камила Клодель в клинике в Монтедеверже, 1929.
Фото: kimberlyevemusings.blogspot.com


Огюст Роден, 1915.
Фото: www.musee-rodin.fr


Родену больше не нужно заботиться о деньгах — его помощники не успевают уменьшать и увеличивать макеты знаменитых скульптур, которые десятками отливаются в его мастерской. Но новые работы, созданные после разрыва с Камиллой, лишаются головокружительной чувственности. Алчные девицы, которые сменяют одна другую в его парижской мастерской и в постели, Роза, которая стареет, потухает и дожидается Огюста на вилле в Медоне, уже никогда не вернут ему этого опыта: обладать телом женщины, лепить его каждый день, слушать ее и говорить то, что она обязательно поймет, делить на двоих мастерскую, идеи, работы, видеть, как ученица превосходит все ожидания.

Камилла последние 30 лет проведет в больнице для умалишенных. Там ей предложат глину и возможность работать, но она откажется и больше никогда ничего не создаст. Несколько раз врачи пишут ее родным, матери и брату, убеждают, что нет необходимости держать ее в клинике и просят забрать. Но Камиллу никто не посещает и из больницы не забирает. Ходили слухи, что Роден до самой смерти отправлял ей в больницу деньги, опасаясь появиться лично и вызвать нежелательный приступ.

Автор Анна Сидельникова
Источник - Артхив


Tags: XIX век, XX век, Арт, Импрессионизм, Любовь, Париж, Символизм, Скульптура, Франция
Subscribe

Posts from This Journal “Любовь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments