Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Яблоко как символ здорового искушения

Сочный и такой обыденный фрукт, яблоко в изобразительном искусстве — объект парадоксальный. Это таинственный и неоднозначный символ, раскрывающий массу значений и объединяющий множество противоположных смыслов.



Яблоко можно смело назвать «двуликим» и вечным символом. Уже много веков оно олицетворяет как добро, так и зло, проходя и через все нюансы других значений, в зависимости от эпохи и принятого мировоззрения.

Из глубин мифологии

Для раскрытия «секрета» яблока совершим небольшое мифологическое путешествие. В славянских сказках герои часто отправляются на поиски молодильных яблок, чтобы спасти раненого или больного от смерти. Хотя не только у славян яблоки наделены такими свойствами. Яблоко — плод дерева жизни. Под таким деревом решались судьбы людей, под ним собирались боги, здесь искали бессмертия, здоровья и молодости. Конечно же, с яблоком в качестве сочного талисмана. Также яблоко является символом богатства и благополучия.


Дж Пенроуз. Богиня Идун

В мифологии скандинавов яблоки были пищей богов, они давали вечную молодость и пристально охранялись богиней-хранительницей Идун. У кельтов яблоко символизировало знание и мудрость, а в Авалоне — стране блаженных — росли яблони, плоды которых даровали счастье и бессмертие.
Античная Вазопись. Геракл дарит яблоки Гесперид АфинеСогласно мифологии древних греков, золотые яблоки вечной молодости росли в прекрасном саду у берегов реки Океан. Охраняли их дракон Ладон и сестры Геспериды. Как известно, яблоки удалось похитить Гераклу, что вошло в мифологию как двенадцатый его подвиг, а в искусство — как один из наиболее популярных сюжетов в античной вазописи.


Геракл дарит яблоки Гесперид Афине
Античная Вазопись, XX век


Сад Гесперид как сюжет интересовал некоторых художников «Нового времени». Наиболее известные работы: «Сад Гесперид» Фредерика Лейтона, «Сад Гесперид» Эдварда Берн-Джонса, триптих «Геспериды» Ханса фон Маре.


Сэр Фредерик Лейтон. Сад Гесперид


Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Сад Гесперид


Ханс фон Маре. Триптих: Геспериды
Триптих: Геспериды


Часто с яблоком изображены грации — богини красоты и изящества в древнеримской мифологии. Яблоко, соответственно, символизирует здесь молодость, здоровье и красоту. Иногда грации держат шары — символы совершенства, интерпретируемые как золотые яблоки. Примечательно, что яблоко появилось в руках граций в эпоху Возрождения. С таким же смыслом и значением яблоко становится атрибутом Венеры.

Как знак богатства и силы яблоко использовала геральдика.


Рафаэль Санти. Три грации
1505, 17×17 см


«Яблоко принесло миру все зло»

В мифологии наряду с символами плодородия, молодости и здоровья яблоко вписывается в образную систему зла. Причиной Троянской войны также было яблоко — яблоко раздора. Золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила обиженная богиня Эрида за то, что Пелей и Фетида не пригласили ее на свою свадьбу. Конечно, и Гера, и Афина, и Афродита претендовали на символический приз — каждая считала себя красивейшей. Зевс приказал Парису наградить яблоком прекраснейшую. Афродита подкупила юношу обещанием отдать ему в жены прекрасную Елену. С истории похищения Парисом Елены и началась Троянская война, а яблоко стало символом раздора. Вот так невинный фрукт превратился в источник бед и… прекрасных полотен.

Из цикла греческой мифологии именно суд Париса является наиболее популярным сюжетом. Авторство известнейших работ с одноименным названием принадлежит Питеру Рубенсу, Лукасу Кранаху Старшему, Огюсту Ренуару, Михаилу Врубелю.


Александр Мельников. Яблоко раздора


Рамаз Размадзе. Яблоко раздора


Тема яблока раздора остается интересной и современным живописцам — многие прибегают к мотивам, напоминающим о пасторальном конкурсе красоты Париса. Например, картина Александра Мельникова «Яблоко Раздора». Другие же работы обращают на себя внимание индивидуальным авторским видением яблока, которое «принесло миру все зло», что мы можем увидеть, к примеру, в работах Размадзе Рамаза. Недоброе яблочко!

Яблоко в религиозной живописи

С появлением христианства рождается образ «яблока грехопадения». Позже он трансформируется в библейский мотив собственно грехопадения и искушения. Кстати, в книге Бытия яблока нет — упоминаются только «плоды». Поэтому в ранней средневековой живописи, где каждый предмет и каждое явление — символ с огромным значением, — яблока на полотнах не найдешь.

А вот на многих иконах и картинах последующих веков Младенец Христос уже держит яблоко, символизирующее его будущую миссию искупителя грехов всего человечества. Яблоко здесь — спасение. Иногда вместо яблочка Младенец держит державу («яблоко Царского чина») — символ власти.


Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней
1530-е , 87×59 см


Интересно осмыслен христианский сюжет китайским художником Хэ Ци в работе «Бегство в Египет». Как и в традиционной христианской живописи, Младенец Христос держит яблоко — символ спасения, искупления первородного греха. Вот только техника мастера нетрадиционна.



Мотив грехопадения тонкой нитью вписал Ян ван Эйк в работе «Портрет четы Арнольфини».

Яблоко искушения

Яблоко как символ искушения нельзя строго отнести к религиозной живописи, но корни мотива все же библейские. Начиная с периода Возрождения, образы Адама и Евы интересуют живописцев сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Известнейшие произведения принадлежат Лукасу Кранаху Старшему, Питеру Рубенсу, Хендрику Гольциусу, Уильяму Блейку.

Некоторые живописцы заменили в своих работах сад или дерево веткой с яблоком, или на одно яблоко в руке Евы либо Адама.


Питер Пауль Рубенс. Адам и Ева
1628, 237×184 см


Приблизительно в XIX веке искусство начинает переосмысливать мотив искушения и отходить от негативного окраса, приправленного грехопадением. Яблоко отдаляется от греха и символизирует высокое чувство — Любовь.

Яблоко здоровья и благополучия

С течением времени, сменой эпох, направлений и стилей художники возвращают яблоку оптимистическое, светлое значение символа любви, жизни, весны и благополучия.

Еще в эпоху Возрождения живописцы начали превращать свои райские сады в яблочные. В работах Сандро Боттичелли «Весна», «Золотой век» Лукаса Кранаха Старшего яблоня — и центр мира, и дерево жизни, и олицетворение молодости.


Лукас Кранах Старший. Золотой век

Очень часто яблоко представлено именно символом молодости, красоты и здоровья. Не зря многие мастера изображают свои модели с яблоками в руках. Например, Рафаэль Санти «Портрет юноши с яблоком», полотна Владимира Боровиковского «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», «Портрет Скобеевой», «Девочка с яблоком» Василия Тропинина и множество других работ.

Обратите внимание на цвет такого яблочка — он обязательно нежный, золотистый, так сказать, «с румянцем», который издавна ассоциируется со здоровьем.


Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой
1790, 56×71 см


Плоды нашего времени

Культура Х. Х. века вносит свои коррективы в символизм фрукта-героя. Яблоко начинает меняться как по смыслу, так и по содержанию. Знатный садовод по жизни, Клод Моне рисовал цветущий яблоневый сад — олицетворение полноты и жажды жизни. Около двухсот натюрмортов и масса яблок на столе — таков вклад Сезанна в «яблочную тему». Сказавший как-то «Я удивлю Париж яблоком!», художник обещание сдержал: простой фрукт у него — символ нового видения в искусстве.

Задачу превращения обычного в необычное решал и Сальвадор Дали. «Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее», — заявлял он и рисовал загадочно парящий натюрморт. С помощью красного яблока он «решился и начал постигать пространство-время путём созерцания левитации, которая разрушает энтропию».


Сальвадор Дали. Живой натюрморт

Кстати, в наше время художники не прочь изобразить яблоко ядовито-зеленым, подчеркивая двойственный смысл кисло-сладкого образа. Огромный интерес к яблоку-символу проявлял бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт, наделяя фрукт на первый взгляд традиционными смыслами. Например, яблоко — олицетворение первородного греха и предстоящего в жизни искушения в работе «Сын человеческий».


Рене Магритт. Сын человеческий
1964, 116×89 см


Нынешний сюрреалист Владимир Куш также идет по «магритовскому» следу, представляя то зеленое яблочко с гусеницей, то — в разрезе — яблоко-бабочку, которая, увы, так и не вылупилась из нее.
Не брезгует символикой яблока и массовая культура нашего времени, используя «миксы» многих известных нам мотивов. Нередко его можно встретить в рекламе, а также в виде эмблем фирм и торговых марок. Не нужно далеко ходить: самый узнаваемый в мире логотип компании Apple — яблоко, — удачный синтез символа знания и благополучия. К слову, линии известного логотипа задуманы «под Пикассо». Что ж, все повторяется в мире искусства, даже яблоко.


Владимир Куш. Бабочка-яблоко


Владимир Куш. Зеленое яблоко


Автор Оксана Карсеко
Источник - Артхив


Tags: Арт, Дерево, Женщина, Миф, Религия, Сад, Символ, Тайна
Subscribe

Posts from This Journal “Символ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments