Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

История одного шедевра: «Рудольф II в образе Вертумна» Арчимбольдо


Джузеппе Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. ок. 1590
Доска, масло. 68 × 56 см
Замок Скоклостер, Стокгольм. Викисклад


В XVI веке имя Джузеппе Арчимбольдо переходило из уст в уста. Его циклы «Времена года» и «Четыре элемента» несколько раз, так сказать, переиздавались, а специфические портреты приводили знать в экстаз. Но, увы, слава его была мимолетна - отцвела, прошла, как с белых яблонь дым, сразу после смерти живописца.

Маньеристы записывают Арчимбольдо в свой стан, каждый исследователь его творчества обязательно напомнит о влиянии Леонардо да Винчи. А сюрреалисты называют его своим учителем. Кстати, именно они в XX веке напомнили миру об итальянском эксцентрике. Что они в нем нашли?

Сюжет

Это портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна — бога времён года и земных плодов, превращений и всяческого изобилия. Вот почему бюст императора сложен из скрупулезно выписанных фруктов и овощей, которые олицетворяют дары природы всех времён года.

Портрет Рудольфа II прославлял Габсбургов и намекал о их вечном правлении

Рудольф II был в восторге от портрета. По мнению императора, образ, в котором представил его художник, говорил, что Габсбурги несут миру благодать, а род их будет править вечно. Арчимбольдо получил за работу не только деньги, но и дворянский титул.

Контекст

Кем на самом деле был Рудольф? По натуре он был специфическим товарищем. Политикой занимался мало — был слабоволен и мягкотел. Зато оккультные науки, искусство, всевозможные натуралистические изыскания отвлекали его от депрессий и скуки. Благодаря ему, кстати, в Праге появилась кунсткамера, часть экспонатов для которой закупил Арчимбольдо. На досуге император искал философский камень, боролся с протестантами и рассказывал, как он одержим дьяволом.


Рудольф II в более традиционном виде. Автор — Мартино Рота

Судьба автора

Арчимбольдо родился в Милане. Отец его был художником, и Джузеппе с детства помогал ему расписывать витражи в церквях, делать гобелены и выполнять прочие заказы. Многое в жизни Арчимбольдо остается для нас загадкой. Сам он никаких записей не вел, старательных и ответственных биографов тоже не было. Поэтому о большинстве событий мы знаем либо ничего, либо совсем немного.

Картина проясняется после того, как Арчимбольдо начинает служить при дворе Габсбургов — на середине четвертого десятка его пригласили ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а затем итальянец был отправлен в Прагу к преемнику Рудольфу II.

Рудольф II вместо политики искал философский камень

Уже в первые годы при дворе Арчимбольдо зарекомендовал себя как эксцентричный портретист. При этом картины были полны символов, которые указывали на то, кто являлся донатором. Где инициал промелькнет, где образ покровителя рода, где герб. И Максимилиан II, и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его картин, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам.

Как сформировался такой стиль, до сих пор не удалось разгадать. По всей видимости, у Арчимбольдо была страсть к карнавалам, мистификациям, играм и коварным загадкам. И страсть эта воплотилась в такой специфической манере.


«Официант» Арчимбольдо

Габсбурги ценили авангард и всячески поощряли. Тот же Арчимбольдо не только писал картины при дворе, но и организовывал торжественные процессии и праздники, где, конечно, был особенный дресс-код, который примерно походил на пестрые образы на полотнах художника. Специально к ним знать заказывала Арчимбольдо эскизы костюмов.

Максимилиан и Рудольф дарили свои «ботанические» портреты оппонентам

Турниры и триумфальные шествия оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Для реализации своих фантазий живописец придумал театральные машины и всевозможные «спецэффекты».


Автопортрет 1575 года. Себя Арчимбольдо изобразил в довольно сдержанном виде

Арчимбольдо отдал Габсбургам 25 лет жизни. Затем вернулся в Милан, где и почил. А вместе с ним — и все те живописные приемы, которые он так старательно разрабатывал.

После смерти Арчимбольдо все его труды были забыты

О наследии Арчимбольдо довольно сложно что-либо сказать. Авторство многих работ, приписываемых ему, не подтверждено. Сохранилось порядка 20 картин, однако современники художника вспоминают, что полотен было значительно больше.

Источник - Дилетант и Википедия

Tags: XVI век, Арт, История картины, Италия, Сюрреализм
Subscribe

Posts from This Journal “История картины” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments