Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Символы в искусстве: что отражает зеркало?

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники?


Гюстав Курбе. Прекрасная ирландка (портрет Джо)
1865 г. музей Метрополитен, Нью-Йорк


Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.



Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.

Мрачный взгляд Средневековья

В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.

Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.

Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.

Беллини изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.


Джованни Беллини. Благоразумие (Аллегории Добродетели).
1490, 22×34 см


В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.


Ганс Бальдунг Грин. Аллегория и Смерти и Красоты (часть).
1509, 32.5×48 см


Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.


Бернардо Строцци. Старая кокетка
1637, 109×135 см


Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков.


Питер Клас. Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
1627, 59×36 см. Масло, Дерево


Жан Леон Базиль Перро. Тщеславие


Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама, состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).



И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.


Жорж де Латур. Женщина в полумраке. 1638−1643

Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек,..

Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!

Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.

В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».


Ян Госсарт. Венера и зеркало

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом

Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.


Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
651, 122×177 см


Питер Пауль Рубенс. Туалет Венеры
1615, 137×111 см


Тициан Вечеллио. Венера перед зеркалом
1555, 124.5×105.5 см


Зеркало (особенно кривое) не лжет

В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.

Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва
209×206 см


В картине Ганса Гольбейна Младшего загадочное изображение на переднем плане при определенном ракурсе оказывается черепом (популярный в иконографии символ смерти).

Картина в картине

В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.

В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.


Диего Веласкес. Менины
1656, 318×276 см


В XIX веке художникам недостаточно было сделать своих героев максимально естественными, будто «настоящими» — у моделей появились чувства, надежды и сомнения, и зеркало здесь пригодилось как нельзя кстати


Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
1882, 97×130 см


Обратите внимание — поза барменши в отражении отличается. На мраморной стойке и в зеркале даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу. Вероятно, в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад, а картина в зеркале — события прошедших минут.
«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!»

Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!

Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.


Микеланджело Меризи де Караваджо. Нарцисс
1590-е , 110×92 см


Карл Павлович Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду
1819


Сальвадор Дали. Превращение Нарцисса


Поэзия повседневности

В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.

Пьер Боннар изображал чаще всего один и тот же интерьер. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство «зазеркалья», с другой — в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель.


Пьер Боннар. Красный и желтый букет на туалетном столике


Эдгар Дега. Мадам Жанто у зеркала
1875, 700×840 см


Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см


“А в зеркале я за спиной своей Так часто что-то лишнее видала…”

На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.

Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.


Карл Павлович Брюллов. Гадающая Светлана
1836, 81×94 см


Иные миры

В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.

Поскольку зеркало символ правдивости, то Дельво полагает, что, в какое бы платье не рядилась дама, ее сущность, все равно вылезает наружу.


Поль Дельво. Девушка перед зеркалом

Рене Магритт. Вечное доказательствоУ Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.


Рене Магритт. Вечное доказательство
1930


Своеобразно завершил свой диалог с отражением Микеланджело Пистолетто — он безжалостно разбил настенные зеркала в своей инсталляции «Двадцать два меньше двух» на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале. Так художник выразил свой бунт против тотального повторения изображения. Ну, а мы не прочь путешествовать по Зазеркалью на картинах художников.



Автор Елена Настюк
Источник - Артхив


Tags: Аллегория, Арт, Деталь, Женщина, Символ, Тело
Subscribe

Posts from This Journal “Символ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments