Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Наутилус в шедеврах ювелирного искусства


The Royal Collection was purchased by George IV from Rundell

Наути́лусы, или кораблики (лат. Nautilus) — род головоногих моллюсков. Это единственный современный род подкласса наутилоидей (в других системах выделяют также род Allonautilus) и единственные среди современных головоногих, имеющие наружную камерную раковину. Спиральная раковина диаметром 15—23 см разделена на 35—39 камер, последовательно соединённых длинным сифоном. Моллюск живёт в передней, самой большой камере. Раковина используется как поплавок и балласт. Нагнетая в камеры раковины биогаз, или откачивая его из них, наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу.

Наутилус в индуистских мифах называли символом внутренней красоты в природе, символом творения. Раковина наутилуса символизирует золотое сечение.

Пропорция золотого сечения известна как число фи – 1,61803... число до бесконечности после запятой - «ключ к физике космоса» (Платон)

Золотое сечение широко применяется в искусстве, архитектуре и религиозной символике.

Великие художники использовали золотое сечение в картинах. Музей Гугенхейма, спланированный Фрэнком Ллойдом Райтом, имеет форму раковины наутилуса. Ученые пришли к выводу, что люди сочтут красивым произведение искусства, здание и даже лицо, соответствующее пропорциям золотого сечения.

Ювелиры средневековья использовали раковину Nautilus Pompilius при изготовлении кубков.

Кубок не просто посуда для воды или вина - это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю, ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши - венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую роль на пиршественном столе. Этот важный предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с XVII века и из стекла.

Перламутр завораживает и притягивает... С давних времён перламутр наделяли целительной силой от всех болезней, способностью усиливать возможности человека в брачных отношениях, защитой от сглаза и порчи, благодатным воздействием на общее состояние человека. В Древнем Египте перламутр применялся для изготовления ожерелий, браслетов, всевозможных сосудов, благодаря своей красоте и лёгкости в обработке. В Древнем Риме перламутр являлся символом власти и мудрости, перламутр приносит счастье и раскрывает женскую красоту.

Наследник казны российских самодержцев - музей Оружейная палата - сохраняет замечательное собрание произведений XVI – XVII веков, искусно выполненных из натуралий и редких материалов: перламутра, хрусталя, кости, янтаря, скорлупы кокосового ореха и страусовых яиц. Эти диковинки привозились как дипломатические дары от иноземных государей, подносились ближайшими придворными и купцами, заинтересованными в торговле с Россией, а также специально закупались в царскую сокровищницу.

Голландские, а затем и немецкие художники, вслед за китайскими мастерами, по достоинству оценили декоративные возможности крупных, объёмных раковин моллюска–кораблика Nautilus Pompilius, плавающего в теплых океанских водах. Успехи европейцев в декорировке целых раковин объяснялись значительным опытом работы с перламутром, из которого резали и гравировали плакетки-вставки для оружия и мебели. Оправленные в золото и серебро, украшенные самоцветами экзотические моллюски с красивым спиралевидно закрученным завитком и затейливой конструкцией превращались в шедевры драгоценной репрезентативной посуды: роскошные кубки-наутилусы. Считалось, что раковины, как и другие продукты моря, наделены таинственными очищающими свойствами. В кубках-наутиласах яд теряет свою силу, при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют.

Но прежде чем создать волшебный по красоте кубок, моллюск надо было освободить от наслоений и грязи. Европейские мастера помещали раковину в кислоту на 10 дней и затем удаляли верхний ороговевший слой. Чтобы придать раковине мягкий блеск, её необходимо было отполировать и промыть щелочной водой. Подсвеченные, тонкие корпуса раковин завораживающе мерцали переливами перламутра розового, голубого, палевого оттенков в редкостно богатой колористической гамме. Отдавая дань природному совершенству небольшой раковины, мастер мог сохранить внешнюю выступающую часть завитка, оставить её максимально нетронутой и открытой. Нередко раковины украшали рельефной или ажурной резьбой, используя воск и кислоту. После обработки и без того хрупкие стенки становились не толще бумажного листа, поэтому образцы с ажурной резьбой в музейных собраниях немногочисленны. Верхняя часть устья раковин, внутренние перегородки камер декорировались резным и гравированным флоральным или кнорпель-орнаментом. Гравировка нередко выделялась чёрным пигментом. Мотивы для оформления оправ наутилусов ювелиры нередко черпали в сюжетах античной мифологии, связанных с морем.




The Royal Collection






the Royal Collection was purchased by George IV from Rundell


















































<

















































Источники - www.liveinternet.ru и seastar-ua.com

Tags: Антиквариат, Арт, Декоративно-прикладное искусство, Дизайн, Марина, Ювелир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments