Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Дворец итальянской цивилизации в Риме

Дворец итальянской цивилизации в Риме — одно из самых загадочных и знаменитых зданий в мире. В 2015 году он обрел новую жизнь.


Здание Дворца итальянской цивилизации, построенное в 1942 году Джованни Гвер­рини, Эрнесто Бруно Ла Падулой и Марио Романо в Риме, — абсолютная икона итальянской архитектуры ХХ века.

Общеизвестный парадокс истории: при тоталитарных режимах страдают почти все области культуры – но не архитектура. Архитектура при тиранах процветает: они охотно и обильно финансируют строительство городов-солнц имени себя и прочих прекрасных монументов. Плюс архитектура любит порядок, она – математическое искусство, а при тоталитаризме порядок уж точно есть.


Дворец итальянской цивилизации, 1953.

И еще одно: все архитекторы – жертвы мании величия, творцы миров. Торжественная и романтическая симметрия диктатуры архитекторам близка – она их вдохновляет. Поэтому, пока поэты гибнут в лагерях, а кинорежиссеры работают на полку, архитекторы создают шедевры.


Арочные галереи дворца напоминают и об архитектуре Древнего Рима, и о средневековых монастырях.

Так было в сталинской Москве и так было в муссолиниевском Риме, когда в итальянской столице планировалось проведение Всемирной выставки 1942 года и затеяли строительство нового квартала EUR, арены выставочных событий и визитной карточки режима дуче.


Кровля дворца сделана эксплуатируемой, но снабжена высоким парапетом — чтобы снизу ничто не нарушало чистоты кубической формы.

Визитка вышла отличная – квартал, хотя и недостроенный (война помешала), производит грандиозное впечатление и не раз снимался в фильмах Феллини и Антониони. И самое прекрасное в этом квартале, по единодушному признанию всех критиков и историков архитектуры, – Palazzo della Civiltà Italiana, Дворец итальянской цивилизации.


Генеральный план так и не состоявшейся Всемирной выставки 1942 года, в рамках которого был построен выставочный квартал EUR и собственно Дворец итальянской цивилизации.

Пронизанный арками белоснежный куб, который иногда за очевидное сходство с памятником древнеримского зодчества называют “Квадратным Колизеем”, спроектировала команда из трех архитекторов: Джованни Гверрини, Эрнесто Бруно Ла Падула и Марио Романо.


Изображений фасада дворца существует великое множество — строгая геометрия арок словно гипнотизирует фотографов.

В здании зашифрована масса аллюзий. Некоторые очевидны – образность, почерпнутая с картин итальянского футуриста Джорджо де Кирико, или статуи, расставленные по периметру травертинового куба, от юношей – укротителей коней, отсылающих к Диоскурам с Форума, до аллегорических “героизмов”, “политических гениев” и “стратегов”.


Картина Джорджо де Кирико “Пьяцца д’Италия” (1913) была представлена на выставке в честь открытия Palazzo Fendi для публики — среди многочисленных в творчестве художника примеров арочной композиции, взятой на вооружение авторами Дворца итальянской цивилизации.

На фасадах дворца выбито: “Нация поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев”. Только что не родина слонов, в общем. Иные аллюзии не так очевидны, но считается, что количество арок на фасадах соотносится с разными датами правления Муссолини.


Надпись про “нацию поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев” выбита на всех четырех фасадах дворца.

Конец этого правления наступил в 1943‑м. Дворец цивилизации так и не достроили – десять лет после окончания Второй мировой он стоял пустым и печальным символом тщеты тирании.






На архивной фотографии конца 1930‑х видно, как застраивался квартал EUR.

В 1950-х его слегка подлатали для нужд Министерства сельского хозяйства, но по-настоящему здание никогда толком не использовали. До 2015 года, когда модный Дом Fendi взял его в аренду у правительства, отреставрировал и превратил в свою штаб-квартиру.


Входная зона в отреставрированный дворец, ставший штаб-квартирой модного Дома Fendi.

Архитектурная команда во главе с Марко Констанци сотворила чудо – превратила здание, никогда не предназначавшееся для функциональных офисных нужд, в полноценное рабочее пространство и при этом не только не нарушила историческое величие памятника, но даже подчеркнула его.


Лаундж-зона в офисе Fendi на третьем этаже.

Офисные помещения Fendi тщательно выдержаны в эстетике самого здания. Кроме того, всегда бывший бессмысленно-красивым и загадочным, дворец теперь открыт городу, одним из символов которого стал: в нем есть выставочное пространство, открывшееся осенью экспозицией об истории “Квадратного Колизея”.


Гулкие и величественные галереи дворца были задуманы как выставочные пространства.

Символ тоталитаризма стал штаб-квартирой диктатуры иного рода – диктатуры моды. А этой диктатуре мы все всегда подчиняемся с удовольствием.


Одно из офисных помещений команды Fendi — модернистская колористика и мебель 1930-х появились тут отнюдь не случайно.


Офисы Fendi: галерея на третьем этаже.


Отреставрированная галерея дворца.


Из-за того что дворец долго стоял пустым, в глазах публики он приобрел слегка мистический облик, отразившийся в работах фотохудожницы Элен Бине. Вот так она поэтизировала технический выход на крышу.


Автор Евгения Микулина
Источник - www.admagazine.ru


Tags: 1933-1945, Архитектура, История, Италия, Тиран, Тоталитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments