Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Резной камень. Древний Китай. Серия 1



Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.

Нефрит (кит. 玉, yu, юй; часто неточно переводится как яшма) высоко ценится китайцами, которые называют его «камнем жизни», он является их национальным камнем. Нефрит в Китае ценился порой выше золота и серебра, так как считалось, что этот камень приносит благополучие.

Китайские философы приписывали нефриту пять основных достоинств, отвечающих шести душевным качествам; его мягкий блеск олицетворяет милосердие, его твёрдость — умеренность и справедливость, полупрозрачность — символ честности, чистота — воплощение мудрости, и его изменяемость олицетворяет мужество. Старинная китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Конфуций говорил о хорошем человеке: «Его мораль чиста, как нефрит». Множество пословиц китайского языка, описывающие моральные качества человека, связаны с нефритом. Одна из самых распространенных: «Неотполированный нефрит не сверкает».

Археологические данные свидетельствуют, что уже 7000—8000 лет назад китайцам был знаком этот камень. Его употребляли для создания оружия, изготовления орнамента, ритуальных принадлежностей (напр., диски би); нефритовые яйца — предмет даосских сексуальных практик. В конце периода неолита, около 6500 лет назад нефрит стал обожествляться как камень, которому приписывали священные свойства, его подвергали только минимальной обработке. Часто в ритуалах использовали круглые диски из нефрита «пи», для олицетворения Неба и пластинки в форме квадрата «у», для олицетворения Земли. Пластинки, украшенные символическими изображениями животных, использовали для охранения от злых сил, надевая их на грудь или пояс.

Выражение 王齊,則共食玉 в «Чжоу ли» сопровождается комментариями Чжэн Чжуна 鄭眾 (ум.83) и Чжэн Сюаня 鄭玄 (127—200) о том, что нефритовая крупа 玉屑 использовалась в пищу как медицинское средство. Однако Сунь Ижан 孫詒讓 (1848—1908) утверждает, что для подобных утверждений нет основания, и речь идёт только о посуде из нефрита.

















































































Источники - www.liveinternet.ru и Википедия

Tags: Декоративно-прикладное искусство, Камень, Китай, Символ, Старье, Ювелир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments