Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Штрихи к портрету: "жареные" истории об Иерониме Босхе

Достоверных сведений о жизни Иеронима Босха сохранилось исчезающе мало. Всё то немногое, что мы знаем об авторе «Сада земных наслаждений», — результат тщательных исследовательских реконструкций. Однако дьявольская ирония в том, что даже сугубо научные факты о Босхе выглядят точь-в-точь как заголовки в жёлтой прессе: «Босх кормил Брейгеля даже после своей смерти!» «Бородатая женщина не выпустила Босха из Хертогенбоса!» «Босх подарил друзьям жареного лебедя!..» «Скандалы, интриги, расследования», да и только… Артхив собрал эти и другие «жареные» (но при этом строго научные!) факты из биографии Иеронима Босха.



Бородатая женщина «заперла» Босха в Хертогенбосе. Как известно, урожденный Иероним ван Акен не только взял себе псевдоним по названию города, в котором родился, но и никогда не покидал его пределов. Ученые осторожно допускают, что Босх мог бывать в Утрехте и Южных Нидерландах, но документов, которые бы подтверждали, что Босх когда-либо выезжал за пределы Хертогенбоса, не сохранилось. И вдруг в босховедении возникло почти сенсационное предположение: Босх бывал в Северной Италии! Ведь он написал картину с необычнейшим сюжетом «Распятая мученица», а именно в северноитальянских провинциях распространён культ святой Юлианы — христианки, которая отказалась поклониться языческим идолам и за это была распята на кресте. Увы, сенсация просуществовала недолго. Она оказалась развенчана, как только удалось обнаружить на лице босховской «Распятой мученицы» остаточные следы… бороды! Тут-то и выяснилось, что изображённая Босхом мученица — вовсе не Юлиана, популярная у итальянцев, а Либерата, которую ценили в Нидерландах — она тоже была распята на кресте. Собственный отец таким образом наказал Либерату за непослушание: не желая выходить за короля-язычника, девушка молилась Христу о том, чтобы на её лице выросла борода. Недавние исследования с использованием новейших цифровых методов наличие следов бороды на лице босховской мученицы подтвердили. И, к сожалению, лишили нас аргументов о том, что Босх мог посещать Италию.


Результаты изучения триптиха «Распятая мученица» командой Bosch Research and Conservation Project (BRCP). Фото: boschproject.org


Иероним Босх. Брак в Кане
XVI век, 93×72 см


Однажды Босх преподнёс своим братьям по вере жареного лебедя. И это не курьёз, а документально подтверждённый факт. Потрясающе: даже о дне рождении Босха документов не сохранилось, зато архивная запись о дареном лебеде, с датой и подписью — благополучно дожила до наших дней! Судя по документам, Иероним Босх был одним из высокопоставленных членов Братства Богоматери. Подобных религиозных общин в городе Хертогенбосе насчитывалось немало. Они объединяли и клириков, и простых мирян. Люди собирались не в церкви, а у кого-то дома, вместе ели, читали Библию, обсуждали не только религиозные вопросы, но и текущие дела. Это помогало усилить религиозное чувство и христианскую братскую любовь, сделать веру не пустой формальностью или окостеневшим обрядом, а частью живой жизни. Братство Богоматери было одним из старейших в городе: первые упоминания о нём встречаются в 1318-м году — это значит, оно существовало уже за полтора столетия до рождения художника. Члены Братства Богоматери еще называли себя «лебедиными братьями», и Босх, судя по хертогенбосским архивам, был среди них авторитетом. Интересной бытовой особенностью Братства было то, что за трапезой там непременно подавали жареного лебедя, и каждый из присутствующих должен был обязательно съесть кусочек ножки или крылышка — вот почему Босх преподносит лебедя общине. Не случайно также, что жареного лебедя на блюде подают гостям и на картине Босха «Брак в Кане».


Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих
XVI век, 131.5×225 см



Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е , 38.1×25.4 см



Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1490-е , 73×52.2 см



Иероним Босх. Искушение Святого Антония
XV век, 25.7×17.6 см



Святой Антоний, Святой Эгидий
1499, 63×43.3 см


Распятая мученица. Фрагмент левой створки триптиха (Святой Антоний за молитвой)
1500-е


Самым популярным героем в наследии Босха оказался не грешник, а праведник! Святого Антония художник изобразил, как минимум, на трёх картинах и одном рисунке, также молящегося Антония мы видим на левой створке триптиха «Распятая мученица». Более того: именно этому герою Босх посвятил целый живописный триптих «Искушение святого Антония», который иногда так и тянет переименовать в «Приключения святого Антония» — настолько захватывающий вырисовывается сюжет из эпизодов жития, воссозданных Босхом. Тут тебе и летучие бесы, терзающие Антония в небесах. И демоны, словно заговорщики-бомбисты, засевшие под мостом, на который вот-вот ступит ослабевший Антоний. И рыбы на колесах с птицами в кардинальских сутанах. И неведомая царица, соблазняющая святого своим обнажённым телом. И одурманенный Антоний, летящий под облаками вместе с соблазнительницей на летучей рыбе… Шутки шутками, но для такого пристального внимания художника именно к этому святому должны были быть веские причины. Почему из всего великого множества католических мучеников и праведников Босх выбрал именно Антония? Ответ на этот вопрос проще, чем кажется: Антоний был небесным покровителем художника из Хертогенбоса Антониса ван Акена — отца Иеронима Босха. Даже домовая церковь семьи Босха носила имя святого Антония. Так что интерес Босха к Антонию — не только чисто художественный, но и биографический.


Питер Брейгель Старший. Большие рыбы поедают малых
1556, 29×23 см


На первых порах творческого становления Брейгеля его кормил Босх! И это несмотря на то, что сам Питер Брейгель (старший) появился на свет лет через 10−20 после смерти Босха (точная дата рождения Брейгеля, как, впрочем, и Босха, не установлена). Юный Брейгель боготворил Босха и поначалу отчаянно ему подражал. Предприимчивый антверпенский гравёр и коммерсант Иероним Кок, в чью мастерскую нанялся на работу никому пока не известный Брейгель, быстро сообразил, что картины нераскученного художника ему не продать. И намекнул Брейгелю: делай-ка лучше рисунки, этот недорогой и популярный товар в нашей лавочке с романтическим названием «На семи ветрах» никогда не залёживается! Дело пришлось Брейгелю по душе, он прилежно снабжал Кока рисунками с фантасмагорическими сюжетами. Особенно хорошо продавался рисунок «Большие рыбы пожирают малых». Каково же было возмущение Брейгеля, когда он узнал «маркетинговый секрет»: хитрый Иероним Кок на голубом глазу рассказывает покупателям, что это рисунок самого великого Босха.

Автор Анна Вчерашняя
Источник - Артхив

Рекомендую также моими постами об Иерониме Босхе:
"Животные страсти: что общего у Босха с «весёлыми картинками» из средневековых манускриптов - Редкие заметы немолодого идеалиста"
"Босх в цифрах"
картина "Извлечение камня глупости (Операция глупости)" и
картина "Искушение святого Антония"


Tags: XV век, Арт, Гений, Миф, Нидерландская школа, Средневековье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments