Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Волшебный комсомолец. Серия 4

Серия 1
Серия 2
Серия 3



Выписка из протокола особого совещания при НКВД СССР от 4 марта 1935 года

1 февраля 2010 года
Постановление Об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения

Гор. Москва, 1934 год, декабря 15 дня.

Я, уполномоченный СПО ГУГБ НКВД Шулишов, рассмотрев следственный материал по делу №… и приняв во внимание, что гр. Консовский Дмитрий Анатольевич достаточно изобличается в том, что он, Консовский, являясь выходцем из социально враждебной советской власти среды (быв. дворяне), вел систематическую антисоветскую пропаганду в защиту фашизма, постановил гр. Консовского Д. А. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей.

Уполномоченный Ф. Шуликов

Согласен Нач. 4 отд. СПО

Настоящее постановление мне объявлено 17 декабря 1934

Подпись: Консовский 50

2 февраля 2010 года
Анкета арестованного

1. Фамилия: КОНСОВСКИЙ
2. Имя и отчество: ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
3. Дата рождения: 16 декабря 1907 года
4. Место рождения: г. Москва
5. Местожительство (адрес): Малая Дмитровка, д. 8, кв. 17
6. Профессия и специальность: АКТЕР
7. Место службы и должность или род занятий: «Межрабпомфильм». Фабрика «Рот-фронт» и «Украинфильм» — Киевская Кинофабрика.
8. Паспорт <выдан в> 1933 году, 13 отделение милиции.
9. Социальное происхождение: cлужащий — отец, мать — домохозяйка.
10. Социальное происхождение: cлужащий. А) до революции: учащийся. Б) после революции: cлужащий.
11. Трудовая школа девятилетка и студия при театре им. Вахтангова.
12. Партийность (в прошлом и настоящем): беспартийный.
13. Национальность и гражданство (подданство): русский, советский подданный.
14. Категория воинского учёта — запаса и где состоит на учёте: вневойсковик, в Октябрьском военкомате.
15. Служба в белых и других армиях, участие в бандах и восстаниях против Советской власти (когда и в качестве кого): Нет.
16. Каким репрессиям подвергался при Соввласти: судимости, арест и др. (когда, каким органом и за что): никогда.
17. Состав семьи: жена — Тамара Иннокентьевна Чистякова, актриса театра Революции. Малая Дмитровка д. 8, кв. 17; отец — юрисконсульт. Пресня, д. 7, кв. 21; мать — домохозяйка; брат — актёр. Брюсовский переулок, д. 2/1, кв. 7 51

3 февраля 2010 года
НКВД С.С.С.Р

Административно-хозяйственное управление комендатура 2 /XII. 1934

Квитанция № 1030

Принято согласно ордера оперода ГУГБ НКВД № 659 от арестованного (ой) Консовский Дмитрий Анатольевич, проживающего (ей): Малая Дмитровка 8, кв. 17, вещи: чемоданчик, мал. подушка, галстук, ремень, резинка, деревянный портсигар, 2 запонки.

Деж. приема арестованных 52

4 февраля 2010 года

Итак, как выглядел первый допрос. Вот сам документ. К сожалению, не подлинник, а дословно переписанный документ. Архив ФСБ до сих пор не копирует допросы ни обвиняемых, ни свидетелей!
Протокол допроса гр. Консовского Д. А. от 3/XII — 1934 г.

Консовский Дмитрий Анатольевич, 1907 г. р., ур. г. Москвы, проживает: М. Дмитровка, д. 8, кв. 17, гражданин СССР. Актер «Межрабпомфильма» и «Украинфильма». Образование: окончил 9-тилетку в Москве в 1924 году. Учился в студии театра Вахтангова с 1928–1931 г.г. б/п.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Ляховским и что способствовало Вашему сближению?

Ответ: Я познакомился с Борисом Ляховским в последних числах августа 1934 года в Доме кино в Москве, при посредничестве режиссера Роома Абрама Матвеевича. Поводом для моего знакомства с Ляховским послужило мое участие в съемках картины «Строгий юноша». Постепенно изучая его, я убеждался в его способностях, энергии и исключительности как работника, и особенным фактом нашей дружеской близости явилась его откровенность, когда Ляховский мне рассказал о своей судимости за к/р деятельность и пребывании за границей. Эта беседа о его к/р деяниях происходила в вагоне поезда 6—7/XII с. г. при переезде из Киева в Москву. Он мне говорил о том, что в своей жизни одну четверть времени (своей жизни) он провел в тюрьме и одну четверть за границей.

Вопрос: С какими лицами и при каких обстоятельствах Вы устанавливали знакомства с иностранцами, и как эти лица им (Ляховским) характеризовались?

Ответ: Во время пребывания в Одессе, 4/XI этого года при посредстве Ляховского я познакомился с женщиной, которую он называл Люсей и о которой он мне сказал, что это его близкая знакомая по Парижу. Фамилию я ее назвать не могу — она якобы проживает в Ленинграде. Вторая — Елена Викторовна Оттон, француженка (говорит по-французски чисто), по специальности портниха, привлекалась к обслуживанию группы по своей специальности. В первый день приезда в Одессу я был у нее в квартире (улицу не помню), вместе со мной был художник нашей съемочной группы Каплуновский Владимир Павлович. В дальнейшем я с ней встречался вне ее квартиры, на съемках.Иногда Ляховский с ней разговаривал на французском языке; о содержании разговора я ничего не могу сказать, так как быструю французскую речь не понимаю.

Вопрос: Назовите фамилии лиц, антисоветски настроенных, из Вашего окружения, с которыми Вы вели политические беседы, и содержание этих бесед.

Ответ: На этот вопрос я отвечать отказываюсь, отказываюсь также сообщить мотивы этого отказа.

Подпись: Консовский.

Допросил упол. 4 СПО ГУГБ Шулишов 53

Он не испуган. Ведет себя вполне независимо. Рассказывает то, что могут подтвердить участники съемочной группы «Строгого юноши». Откровенность Ляховского Консовский оценил. Не испугался тогда в поезде, не испугался и сейчас говорить об этом следователю. «Дружеская близость». Не приятельство, не знакомство. А именно дружеская. Смелое сердце.

Да, плевать он хотел на осмотрительность.

5 февраля 2010 года
Протокол допроса Гр. Консовского Дмитрия Анатольевича от 8/XII — 1934 г.

Вопрос: На допросе 4/XII Вы отказались назвать лиц, с которыми Вы вели политические беседы в антисоветском духе, скажите, велись ли Вами беседы к.-р. характера?

Ответ: Да, политические беседы в резко к.-р. духе с моим участием велись, у меня на квартире, лиц, с которыми велись эти беседы я, повторяю, назвать отказываюсь.

Вопрос: Где и с кем Вы вели беседы о фашизме и кому конкретно Вы высказывали одобрение фашистской политике и свое преклонение перед Гитлером?

Ответ: Никому не высказывал ни одобрения фашистской политике, ни преклонения перед Гитлером.

Вопрос: Какое участие Вы принимали в националистических беседах в группе лиц вокруг Олеши?

Ответ: Никакого участия не принимал в этих беседах и об этих беседах ничего не знаю.

Записано верно с моих слов. Консовский.

Допросил уполномоченный 4 отдела СПО ГУГБ Шулишов 54

6 февраля 2010 года
Протокол допроса гр. Консовского Дмитрия Анатольевича от 13/XII — 1934 г.

Вопрос: В протоколе от 8/XII с. г. Вы показали, что принимали участие в беседах контр­революционного характера. Изложите, на какие темы велись беседы?

Ответ: Эти контрреволюционного характера беседы с моим участием носили не систематический характер. Основное их содержание заключалось в следующих основных положениях:

1) В нашей стране методы осуществления идеи социализма в жизнь не верны.

2) Принцип демократизма в нашей стране нарушен, и страной правит партийное меньшинство, а большинство идет на поводу у этого меньшинства.

3) Методы осуществления коллективизации крестьянства неверны и не могут привести к благоприятным результатам, и как один из показателей неверности этого пути коллективизации — наличие в стране большого количества нищих, в частности в Москве.

4) Большевики не умеют овладеть техникой производства, и качество продукции не отвечает требованиям культурно-бытового порядка.

Записано с моих слов верно, мною прочитано лично. Консовский.
Допросил уполномоченный 4 отд. СПО ГУГБ Шулишов 55

10 февраля 2010 года
Показания обвиняемого Консовского Дмитрия Анатольевича 17/XII.1934 г.

Допрошенный по существу предъявленного обвинения по ст. 58.10 УК в ведении систематической антисоветской пропаганды в защиту фашизма.

Лично показал: виновным себя не признаю 56.


28 февраля 2010 года
Показания обвиняемого Консовского Дмитрия Анатольевича 22/XII.1934 г.

Вопрос: Кто участвовал на вечеринках, происходивших у Вас на квартире?

Ответ: На происходивших в моей квартире вечеринках в период конец 1932–1933 гг. и начало 1934 г. бывали следующие лица: актеры — Слётов Сергей Иванович, мой приятель с 1929 года, Латышевский Виктор Александрович — актер театра Революции, Ключарев Виктор Павлович — актер театра Революции, Астангов Михаил Федорович — актер театра Революции, Федорова Зоя Алексеевна — артистка театра Революции, Просина Дина — артистка театра Революции, Коваль-Самборский — киноактер, Турубинер Илья Михайлович — из литературного театра, Дубенская Любовь Александровна — ассистент режиссера, «Межрабпомфильм», Синельников Георгий Давыдович — актер театра Симонова, Добровольская Зинаида Ивановна — актриса детского театра, Рутштейн Эммануил Григорьевич — артист театра Революции, Благоволина Мария Сергеевна — студентка техникума театра Революции.

Беседы на этих вечеринках велись вокруг вопросов линии искусства — театр, кино и прочее.
Всех перечисленных я называю как советски настроенных лиц, но привести примеры, подтверждающие это мое утверждение, я не могу.

Вопрос: Характеризуйте подробно участника ваших вечеринок Слётова Сергея Ивановича.

Ответ: Слётова Сергея Ивановича я знаю с 1929 года. По его словам, он происходит из состоятельной семьи. Проживал долгое время в Ростове-на-Дону. Был в рядах партии одно время, когда и почему вышел или исключен, мне неизвестно. В одной из бесед с ним, происходившей года 2 тому назад, он мне лично говорил, что служил в Армии на юге в годы 1919–1920 в рядах Красной Армии, по его словам, этот разговор мне памятен, потому что Слётов говорил о специальном поручении, с которым он в то время с места своей службы ездил в Москву к Троцкому, в Реввоенсовет.

Записано с моих слов верно.

Мною прочитано лично. Консовский 57.

1 марта 2010 года

Потом его больше месяца не вызывали на допрос. Дважды допрашивали жену Тамару Чистякову и друга Сережу Слётова. Неопределенность угнетала.

2 марта 2010 года

Роом не искал замену Консовскому с декабря по февраль — от ареста и до приговора. 28 февраля он начал искать нового актера. Им стал Дмитрий Дорлиак. Роом приступил к пересъемке. Фильм был завершен во втором квартале 1936 года.

3 марта 2010 года

Арестованный буквально сразу дает компрометирующие его показания, свидетельствующие о критической оценке советской действительности. Отказывается сообщить следствию фамилии знакомых, коллег, имеющих сходную точку зрения. Материала было достаточно — можно было закрывать дело. Но следователь был взбешен дерзким поведением Консовского. 8 февраля 1935 года артист «Межрабпомфильма» Виктор Аркасов дает показания против Дмитрия. Кто был этот человек? Что двигало им? Консовский, Чистякова называют людей, бывавших у них дома, друзей, коллег, и там ни разу не фигурирует фамилия Аркасов. Так откуда он взялся? Все просто. Аркасов собирал материал для НКВД на киностудии. Его доносы послужили причиной ареста Консовского. А его допрос от 8 февраля 1935 года лег в основу обвинительного заключения и стал главным козырем следствия по делу № 1010.

Аркасов цитирует слова Консовского с профессиональной точностью, помнит, где и когда произошёл тот или иной разговор. И ни разу следователь не спрашивает его, что отвечал сам Аркасов на яростные выпады Консовского против власти.
Показания свидетеля Аркасова В.К. февраля 8 дня 1935 год

Вопрос: Известен ли Вам актер «Межрабпомфильма» Консовский Дмитрий?

Ответ: Да, известен, примерно около 2-х лет с лишним, по совместной работе в «Межрабпомфильме».

Вопрос: Имели ли Вы с Консовским беседы на политические темы?

Ответ: Да, в тех беседах, которые происходили между нами, затрагивались политические вопросы.

Вопрос: Изложите подробно содержание этих бесед с Консовским на политические темы.

Ответ: Я могу привести несколько примеров, первое — о роли личности и коллектива в условиях Советской действительности. Общим лейтмотивом высказывания Консовского по этому вопросу было, что вся Советская действительность (по его мнению) тормозит развитие и формирование личности: «Кругом тебя потрясающий шаблон и трафарет». «Всякое проявление личности квалифицируется как выпирание, как проявление индивидуализма», — говорит Консовский.

Окружающих его людей в огромном большинстве — Консовский квалифицирует как «безликих, без индивидуальностей». «Но еще ужаснее было бы соглашаться и плыть о течению — борьба облагораживает человека», — делал вывод Консовский.

Второе — о фашизме. Величайшей личностью Консовский считал Муссолини. «Это родоначальник фашизма, и будущее этого движения в нем». — «Гитлер меньше фигура, но также большой величины». — «Те сведения, которые доходят до нас о фашизме, тенденциозны, а потому искажены, т. к. выхолощена ценность, идейность этого движения. Фашизм несет огромные возможности для развития личности, так как там нет всепоглощающего коллектива», — говорил Консовский.

Третье — о войне и активизации враждебных элементов внутри страны. Консовский говорил, что то положение, что в последнее время не слышно ничего о раскрытии заговоров, вредителей и т. д., говорит отнюдь не о том, что таких людей нет, но что теперь они стали работать «без дураков» и что активизироваться будут они лишь в нужный момент, т. е. достаточно лишь разразиться политическим осложнениям.

Война принесет, по мнению Консовского, целый ряд неожиданностей в смысле «активизации враждебных сил».

Вопрос: Где и когда происходили эти беседы по указанным Вами трем моментам?

Ответ: Все эти беседы происходили в конце 1934 года, точнее, в период конца лета и осенью 34 года, с конца октября 34-го мне не приходилось говорить с Консовским, так как я уехал в Киев, да и он отсутствовал в Москве. Беседы эти происходили в Москве во время наших встреч в саду «Эрмитаж» и на фабрике «Межрабпомфильм», в фойе, где бывают актеры. Восстановить точно, какая из бесед где именно была, я не имею возможности.

Вопрос: Что Вы еще можете показать о Консовском?

Ответ: Больше ничего дополнить не могу.

Записано с моих слов правильно. В. Аркасов.

Допросил оперуполномоченный СПО Терновская 58

4 марта 2010 года

27 февраля Дмитрий Консовский объявляет голодовку. Его помещают в Пугаческую башню, карцер Бутырской тюрьмы.

5 марта 2010 года

Нельзя не заметить, что Консовский пропустил через себя текст Олеши и осмыслил его. Действительность не давала оптимистичных предпосылок. Мыслями об этом он поделился с негодяем. Он действительно уже не был очарован настоящим и уже не мог остановиться.

Одним из центральных положений третьего комплекса ГТО была идея соревнования — как уничтожение равенства талантов, приводящего к уравниловке, нивелировке индивидуальности.

Консовский: «В нашей стране методы осуществления идеи социализма в жизнь не верны. Всякое проявление личности квалифицируется как проявление индивидуализма». Это такой комплекс выводов Строгого юноши о жизни в самой счастливой стране.

7 марта 2010

19 марта этапом Консовского отправляют в Ухто-Печерский лагерь.

9 марта 2010 года
10 июня 1936 года вышло постановление треста «Украинфильм» о запрещении фильма «Строгий юноша». Просмотр чернового монтажа фильма «Строгий юноша» (фактически законченного фильма) приводит к выводу, что постановщик А. Роом не только не пытался в процессе съемок преодолеть идейно-художественную порочность сценария, но еще резче подчеркнул и навязчиво выпятил его чуждую «философскую» основу и сложную и ложную систему образов. По всей идейной концепции, в трактовке образов, общим эстетическим и стилевым чертам фильм «Строгий юноша» является образом проникновения чуждых влияний в советское искусство 59.

Фильмам тоже выносили приговоры. В данном случае — формализм.

Оценивая картину много лет спустя, В. Б. Шкловский писал:
Сценарий был не вполне удачно поставлен. Нескольким постановщикам не везло, погибли актеры. Только Штраух дал законченный образ героя, не верящего в будущее 60.

В том тридцать шестом на экраны вышли «Депутат Балтики»,

«Мы из Кронштадта», «Бесприданница», «Заключенные», «Последняя ночь», «Семеро дерзких», «Тринадцать». Как был он одинок — этот странный, ни на что не похожий фильм.

11 марта 2010 года

Консовский арестован 2 декабря 1934-го, приговорен по ст. 58.10 к пяти годам, должен быть освобожден 2 декабря 1939-го.

13 марта 2010 года

Ухтпечлаг был одним из наиболее населенных островов гигантского архипелага ГУЛАГ. Дмитрий работает на общих работах, на земляных работах. Его пересылают из одной командировки в другую каждые четыре месяца, иногда чаще. Таковы правила миграции заключенного. Появляются и другие работы: промывщик, ученик забойщика на асфальтитовом руднике; лесоруб — на Буровой.

В карте зачета рабочих дней запись:
Работает вполне удовлетворительно, с охотой. Трудолюбив, дает норму 61.



Личное дело заключенного № 46627: Консовский Дмитрий Анатольевич

15 марта 2010 года

Что такое лагерный театр? Зачем он был нужен? Ответ: для «культурного обслуживания» строителей и «контингента» — так называли обитателей лагерей. Но кто всерьез может подумать, что зеки были зрителями этих театров? Главные зрители — лагерное начальство и вольные.

14 июля 2010 года

Роом верил в неисчерпаемую возможность одного только лица на долгом крупном плане, искал своего, настоящего, большого актера. И горячо и дерзко добавлял, что если бы мог, написал бы в титрах: «Фильм посвящается актеру».

13 августа 2010 года

Можно с большой вероятностью предполагать, что не кто иной, как Михаил Названов рассказал матери, отцу или Алексею о последних месяцах Димы. Но в каком году? Видел ли Елену Павловну, застал ли в живых отца Анатолия Дмитриевича?

Михаил Названов поступил в труппу МХАТа в семнадцать лет, в 1931 году. Арестован 30 апреля 1935 года. Воспоминания начал писать за две недели до смерти в 1964 году. Документальный рассказ «Светлый путь Михаила Названова» опубликован в «Искусстве кино» в 2000 году. Автор — Игорь Гаврилов.
В чхатовской труппе (Труппе Ухтпечлага. — Примеч. авторов) работал бывший вахтанговец Дмитрий Консовский, брат известного артиста Алексея Консовского. С ним Названов быстро нашел общий язык, и они дружно взялись насаждать теа­т­ральную культуру — «бороться со штампами плохих актрис, испорченностью любителей и другими проявлениями дурного вкуса, помогая друг другу в тяжелой обстановке не идти по линии халтуры» 62.

В письмах своей матери Михаил Названов называет Консовского вахтанговцем, себя — мхатовцем.
Вахтанговец был способнее и опытнее. Есть пример, которому можно следовать. Оба они были предоставлены сами себе 63.

Спектакли, поставленные Названовым и Консовским в лагерном театре: «О душах» Л. Гроссмана, «Наша молодость» и «Чудесный сплав» В. Киршона. Чибью, лагерь, в котором оказались Консовский и Названов в 1935-м, — это небольшой рабочий поселок, построенный в 1920 году заключенными. Находился на левом берегу реки Ухты. Клуб имени Косолапкина — бревенчатое здание, зал на пятьсот мест. Сцена просторная, без колосников, с ярким освещением. В труппе было всего двенадцать человек, из них профессиональных актеров только четверо. Свой театр в шутку называли ЧХАТ. Жили общим шалманом в бараках. Отрабатывали, как все, десятичасовой рабочий день. На премьеру отводилось сто рабочих часов, то есть около двух недель.

В этих письмах драгоценные подробности. К примеру, 20 января 1936 года Михаил Названов был принят на работу по специальности в театр-клуб им. Косолапкина в город Чибью. Консовский был в театре с конца 1935 года. 21 января 1936 года в театре был траурный вечер, где Названов читал Маяковского «Мы не верим».

Или:
10 февраля в ЧХАТе был назначен пушкинский вечер, но его отложили: ночью было 54 градуса, а днем 35 с ужасным ветром 64.

Весной 1936 года Названов писал матери:
Полная свобода на репетициях, с одной стороны, прекрасна, так как в очень хорошем смысле творчески развязываешься, чувствуя свое превосходство над окружающими и ощущение творческой свободы, но, с другой стороны, ужасна, так без критического глаза делаешь порой безобразные вещи. Полное отсутствие всякой творческой помощи и контроля над собственной актерской работой, а следовательно, угроза отсутствия роста. Все строить на самоконтроле и своем ухе нельзя, а авторитета нет 65.

Художественным руководителем ЧХАТа стал основоположник знаменитого украинского театра «Березиль» Иосиф Иосифович Гирняк. Гирняк поставил перед чхатовцами задачу: готовить танцевальные и музыкальные номера для концертов. Весной 1936 года чхатовцы стали выезжать на гастроли — на «промыслы», где заключенные неизменно принимали их хорошо, по-товарищески.

Открылась навигация на реке Вычегде. Мать Названова получила разрешение на свидание с сыном сроком на один месяц. К Консовскому никто не приезжал.

Михаил Названов писал:
Надеюсь, что ты, желая мне добра, мама, с радостью примешь известие о том, что я вдали от тебя встретил человека (Балерина В. Ратушенко. — Примеч. авторов), скрашивающего мое одинокое существование своим талантом и душой. Думаю, что ты поймешь, что ласка и внимание для меня важнее всего, так как спасают от одичания и растущей замкнутости и ограниченности, которой больны здесь все одинокие, заброшенные, озлобленные люди вроде несчастного вахтанговца 66.

23 февраля 1937 года в спектакле «Слава» В. Гусева Названов играет в ЧХАТе роль Васи Мотылькова вместо уже сгинувшего Консовского.


Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения от 16 декабря 1937 года

9 октября 2010 года

В январе 1937 года Дмитрий Консовский находился на асфальтитовом руднике, куда был отправлен за строптивость. В основу обвинения легли показания актера театра Косолапкина Понса Эдуарда Евгеньевича (1889 г. р.), осужденного комиссией ОГПУ в 1933 году по ст. 58-6 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ.
Во время одной из репетиций в театре им. Косолапкина в присутствии 10 или 15 человек, сидевших в разных рядах на одной из черновых репетиций, Консовский на замечание режиссера, что его формалистический подход к пьесе и постановке не будет понят публикой, заявил во всеуслышание: «Я плевал, плюю и буду плевать на Вашу публику». <…>

Кроме того, Консовский крайне озлоблен, невоздержан, мстителен. Это может подтвердить буквально каждый. В присутствии актеров не раз высказывал резкие замечания в адрес работников 3-го отделения, а также критиковал постановления нашего правительства в области искусства 67.

Судьба Дмитрия Консовского была решена. Э. Понс показал:
В январе 1937 года Консовский был снят с работы в городском театре и отправлен в какую-то командировку. Однажды под Новый год он явился в Чибью, в рабочий городок, в общежитие актеров. На вопрос товарищей, как ему живется, Консовский ответил: «Как живется?! Фабрика мертвецов! С какой бы радостью расстрелял я всех этих… называется еще гуманное правительство». 68.

16 декабря 1937 года Консовского этапом пригнали в центральное отделение Ухтпечлага. В тот же день допросили.
Вопрос: Говорили ли Вы в присутствии з/к, что Вас в лагерь пригнали для физического истребления, доказательство тому, Вы считали, что Вам не дают работать по специальности?

Ответ: Нет. Не говорил.

Вопрос: Призывали ли Вы з/к, что почему вы все молчите, ну ладно, придет время, мы еще молодые, возьмем свое?

Ответ: В отдельности з/к я никогда не призывал, но возможно, вопрос шел о бытовых условиях, о работе. Да, такие разговоры вел. Я говорил, что не надо молчать, а надо говорить и не надо бояться и шушукаться по углам.

Вопрос: Говорили ли Вы, что в НКВД сидят кровожадные, желающие хорошей жизни и это охлократия господства худших хотят перевоспитать интеллигенцию?

Ответ: Отказываюсь отвечать 69.

Никто из свидетелей по делу не был допрошен. Очная ставка Консовского с Понсом не проведена.

5 января 1938 года заседание тройки вынесло приговор Д. Консовскому. В этот день было вынесено еще 214 смертных приговора. А всего за 18 заседаний — 2633 приговора. Скорее всего, тройка не собиралась, а ее члены просто подписывали составленные в УНКВД протоколы. Заседания были простой формальностью: приговор был известен заранее.


Выписка из протокола № 54 заседания тройки при управлении НКВД по Архангельской области от 5 января 1938 года

14 октября 2010 года

Для проведения расстрельных акций было выбрано два лагеря: лагпункт «Кирпичный завод» и лагпункт «Новая Ухтарка». «Новая Ухтарка» находилась на берегу одноименной реки в пяти километрах от железной дороги и была соединена с Ухтой хорошей грунтовой дорогой. Начальником «Ухтарки» назначен командир 3-го дивизиона И. А. Лихолетов. Он, помощник Д. Савин и 23 вооруженных стрелка «с ручным пулеметом системы Дегтярева с необходимым количеством дисков» были командированы в «Новую Ухтарку».

С осени 1937 года заключенных стали этапами гнать со всех ближних и дальних командировок в спецлагеря «Новая Ухтарка» и «Кирпичный». Ссыльные поначалу не подозревали, что их ожидает, но постепенно оттуда стали просачиваться страшные слухи. Из уст в уста шепотом передавали: «Прибыл эмиссар из Москвы Кашкетин, допрашивает лично, применяет физические пытки даже к женщинам, уголовникам разрешено все». Исход всегда один — расстрел.

К. П. Гурский оказался в расстрельном лагере на Нижней Ухтарке по ошибке и впоследствии был переведен в Ухтпечлаг, однако успел понять, что там происходит, и позже об этом написал.
Меня забрали из лагерного барака и доставили прямо в «Ухтарку». В набитом до отказа бараке нечем было дышать. Окна были закрыты толстыми деревянными щитами, а двери обиты толстым листовым железом с обеих сторон и заперты на массивные засовы. В этом бараке мы пробыли трое суток. Из него никого никуда не выводили, но часто вызывали по спискам. Обратно они не возвращались. Возле нашего барака постоянно тарахтел трактор, заглушая все шумы. Даже глубокой ночью. На место ушедших то и дело приводили новых. Когда в бараке собралось более двухсот человек, пришли какие-то чины, десятка два человек перевели в другой барак. В их числе оказался и я. Ночью мы проснулись от выстрелов, слышных несмотря на работу тракторов. Сквозь щиты на окнах проникали багровые отблески, как при пожаре. До нас доносились крики, стал проникать удушливый дым. Часа через два все стихло. Сутки мы провели под впечатлением прошедшей ночи. Мы понимали, что произошло нечто страшное. А на следующий день нас всех выгнали из барака: предстало ужасное зрелище… На месте того барака чернело пожарище. Нас заставили вытаскивать обугленные трупы и относить их в длинную глубокую траншею, метрах в сорока от пожарища. После того как все трупы были преданы земле, траншея была засыпана и утрамбована ногами. Потом нас, обессиленных, водворили обратно в барак. Прошло еще несколько дней. Меня и еще двух человек вызвали из барака, и какой-то чин с кубиками в петлицах объявил нам, что мы можем возвращаться на старое место работы, в свой лагпункт. Предварительно взяв подписку, чтобы мы никому и никогда не рассказывали об увиденном на «Ухтарке» и вообще обо всем забыли. И добавил, что при разглашении государственной тайны мы будем расстреляны без суда 70.

Дмитрий Консовский умер 15 февраля 1938 года, в 19 часов 20 минут, в стационаре лагеря, не дожив до расстрела двенадцать дней.

Среди расстрелянных в «Новой Ухтарке» «врагов народа»: оператор А. В. Ка­люж­ный, художник Н. Бруни, геолог Д. Батюшков, инженер К. Н. Емельянов, сын рабочего Н. А. Емельянова, укрывавшего Ленина в Разливе, епископы Ва­ле­ри­ан (Рудич), Иннокентий (Клодецкий), Иннокентий (Шишкин), Иоанн (Пашин). Есть в списке Бесфамильный № 1, Бесфамильный № 2.


План расстрельного лагеря на Нижней Ухтарке. Стационар, в котором умер Дмитрий Консовский, отмечен цифрой «8»


1 декабря 2010 года

В 1955 году мать Елена Павловна и Алексей Консовские обратились с ходатайством о пересмотре дела Дмитрия.
27 сентября 1937 года мой сын Дмитрий написал, что скоро возвращается, но это было его последнее письмо. В 1938 году я была неожиданно вызвана к начальнику паспортного стола 5 отделения милиции Краснопресненского района, где мне сообщили, что мой сын будет проездом несколько дней, на что ему дано разрешение, и чтобы я в первый же день его приезда сообщила в милицию. Он не приехал. После моих запросов в город Чибью я была вызвана в ЗАГС Краснопресненского района, в 1939 году, где мне выдали свидетельство о смерти сына в городе Чибью в 1938 году, 15 февраля. Смерть последовала в результате энтероколита и ослабления сердечной деятельности. Вот и вся грустная история моего сына и моя трагедия. Я как мать, отдавшая свою жизнь на воспитание честного преданного Родине сына, никогда, ни на миг, не сомневалась в его невиновности 71.



Акт о погребении Консовского Дмитрия Анатольевича от 16 февраля 1938 года

18 февраля 2011 года

Набрался смелости и позвонил еще одним московским Консовским: вдруг окажется, что мы связаны. Волновался я, волновался мой собеседник. Оказалось — просто однофамильцы. Но он вспомнил, что в начале 1950-х годов, когда он был еще школьником, к ним приходила пожилая женщина и о чем-то тихо говорила с его матерью. Потом женщина попрощалась и ушла. Это была мама артиста Дмитрия Консовского. Она искала своего сына…

Несчастная, в 1955-м, в последний год жизни, Елена Павловна Консовская обзванивала по телефонному справочнику Москвы всех лиц, носящих фамилию Консовский, встречалась с ними. Не могла смириться с тем, что его больше нет. Верила, что он жив, просто не идет домой.


Крест на Нижней Ухтарке в память о жертвах Ухто-Печерского лагеря

28 февраля 2011 года
Чушь — умирать совсем не страшно. Я боялся в 1934 году после ареста Димы, ждал, когда они придут… каждую ночь, каждый день. Ждал, боялся. Боялся, когда высылали родителей. Боялся в 1937 году, когда арестовали брата моего отца. Я устал это делать в 1942 году, после расстрела Зинаиды Консовской. Все, вся большая семья замерла, опустив головы. А во мне это чувство вдруг сгорело. Чувство страха сгорело — его больше нет. Надежда, что я снова смогу увидеть Диму, согревает мое сердце.


Так было написано в письме Алексея Консовского Наталье Трауберг в конце сороковых. Это письмо не сохранилось, Трауберги сожгли его вместе с другими бумагами в 1949 году.

___________
Авторы Анна Булгакова и Николай Вершинин-Консовский
Источники Журнал «Сеанс»
</i></i></i></i></p>



Tags: Документ, История, Кино, Литературные преследования, НКВД-КГБ, СССР, Сталин, Фильм, Человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments