Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Киев: Признание в любви. Серия 1



Люблю приезжать в чужие города и «делать» их своими. Так случилось с Римом, Прагой, Барселоной, ну и, конечно, с Нью-Йорком. Теперь они мои. А вот с Парижем у нас отношения в развитии – пока остается легкая взаимная отчужденность, что поделать, ведь с каждым городом, как с человеком, отношения складываются по-разному.

Но мне повезло, есть город, с которым у нас все всегда идеально. Это мой Киев. Самый любимый, самый мудрый, самый красивый, самый независимый. Киев лучший из всех.

Он совершенен по своей глубокой исконной сути, по своему духу. Таким он был и таким остается, что бы не происходило в его многовековой истории.

В нем есть особенная спокойная сила. Иная, чем Нью-Йорке: в Киеве она древняя, я бы сказала, языческая. Ее истоки не в цивилизации, а в месте – в энергетике земли, реки, холмов, деревьев и людей, живущих здесь.

Киевляне – это титул, а не понятие, определяющее место проживания. И как любой титул, он дается пожизненно и передается по наследству. Чтобы получить его, можно родиться в Киеве, а можно просто прожить в городе самые важные годы, месяцы или даже дни своей жизни, и этого будет достаточно, чтобы город остался в тебе навсегда.

О киевлянах, по рождению или по духу, сегодня и пойдет речь. Подробностей будет не много, но то, что мы собрали, на мой взгляд, звучит необыкновенно красноречиво и дает почву для размышлений. Пока что, это информация, собранная из разных источников, в дальнейшем мы постараемся рассказать подробней об этих людях, так же, как в январе рассказали об Анне Ахматовой.

P.S. Наверняка найдутся несогласные с тем, кого именно я назвала своими согорожанами. Предвижу возражения: мол родился не в Киеве или успех пришел в других городах и странах… Ну что ж, воля ваша возражать, а моя оставаться при своем мнении, которое считаю верным и подкреплённым объективными фактами.


Улица Крещатик. Конец 19 века.

Этим материалом я выражаю свою любовь и свое уважение Киеву и киевлянам.

Итак, смотрите, читайте, все размещено в боле или менее хронологическом порядке. В древние времена погружаться не станем и Князей Киевских опустим, по очевидности факта. Но вспомним о легендарном богатыре Илье Муромеце – он был монахом Киево-Печерской Лавры

И конечно, о Несторе Летописце (ок. 1056 — 1114). Родился в Киеве. монах Киево-Печерской Лавры. Древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонимаимеет фундаментальное значение для славянской культуры.

А теперь вернемся в “наши” времена, и начнем со второй половины 19 века, когда в Киеве рождались, жили и творили великие люди, оставившие огромный след в искусстве, истории, науке и нашей жизни.

Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792—1870). Родился в селе Баловнево (ныне Данковский район Липецкой области — киевский генерал-губернатор (1837-52). Бибиков много сделал для благоустройства Киева и для изучения древностей и природы края.

content_oldvladimir
Владимирский собор

Мария Заньковецкая (1854-1934). Актриса. Родилась в деревне Заньки Неженского уезда Черниговской губернии в семье обедневшего помещика. Закончила женскую гимназию в Чернигове. Уже с юных лет Мария Заньковецкая выступала на любительских концертах. В 1882 году состоялся её дебют на профессиональной сцене.

Красивый голос Марии Константиновны (меццо-сопрано) способствовал её успеху на сцене. В 1907 вместе с Садовским организовала первый профессиональный стационарный украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала (совместно с Саксаганским) в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне Украинский драматический театр им. М. Заньковецкой во Львове).

Михаил Врубель, (1856-1910). Художник. Родился в Омске. Творческую биографию Врубеля можно представить, как драму в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй — московский период, начавшийся в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.


Буливарная улица, нынешний бульвар Шувченко

Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.

Шолом-Алейхем (1859-1916). Писатель. Родился в Переяслове-Хмельницком, Полтавской области.

Автора знаменитых романов, рассказов и пьес. Шолом-Алейхема, родившегося ровно полтора века назад, при его жизни многие считали киевским литератором. И действительно, в нашем городе он провел без малого 20 лет. Здесь он сочинил знаковый для него рассказ «Ножик», определивший для Шолом-Алейхема выбор творческого почерка с характерным грустным юмором, смехом сквозь слезы.

Здесь были написаны многие главы «Менахем-Мендла» и «Тевье-молочника». А потом, оказавшись на чужбине, писатель снова совершал воображаемые прогулки по киевским улицам на страницах автобиографической повести «С ярмарки» и романа «Кровавая шутка».


Киев, 19 век.

Во многих произведениях Шолом-Алейхема вместо Киева фигурирует название Егупец. Именно в Егупец привозит на рынок свой товар Тевье-молочник, в Егупце пытается «торговать воздухом» – зашибить копейку на маклерстве, биржевой игре, перепродаже ценных бумаг – вечный неудачник Менахем-Мендл. «Егупец» – это, собственно говоря, Египет, в котором древние евреи жили в рабстве.

Положение их потомков в дореволюционном Киеве было немногим лучше: большая часть иудеев не имела права жительства в городе и ютилась здесь нелегально, под страхом полицейской расправы. В молодые годы испытал на себе этот страх и сам писатель.<

Тем не менее, уже побывав в Европе, Шолом-Алейхем написал своей племяннице, жене киевского адвоката: «Как жалко выглядит теперь Киев после блестящего Парижа и после чистенького Берлина! И все-таки, если бы мне предложили выбрать один из этих трех городов, я остановился бы только на Киеве, хотя он не так благоухает и не так благоустроен».

Николай Иванович Мурашко (1844 – 1909) Родился в Глухове. Украинский художник и педагог. Основатель и руководитель Киевской рисовальной школы, следовавшей принципам передвижников.

На базе этой школы было создано училище, позже вырос институт, затем Национальная академия изобразительных искусств.

«Холм земляной деформирован. Табличка плохо читаемая, ржавый хрест” – гласит запись (орфография сохранена) в инвентарной карточке на захоронение в Лукьяновском некрополе известнейшего деятеля искусств Николая Мурашко. Из рисовальной школы, которую он организовал в Киеве, вышли Серов, Пимоненко, Ижакевич…»


Национальный художественный музей (на ул. Грушевского, 6) Ранее назывался Всеукраїнським історичним імені Тараса Шевченка

Николай Пимоненко – (1862- 1912). Художник. Родился в пригороде Киева. Обучался иконописи в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, где в 1876 году был замечен Николаем Ивановичем Мурашко, основателем и директором Киевской рисовальной школы. Мурашко, оценив несомненный талант мальчика, уговорил содержавшего Киевскую рисовальную школу мецената Н. И. Терещенко принять Пимоненко в школу бесплатно. Обучался в классе у Иосифа-Казимира Будкевича и Харитона Платонова. В 1880 году, на второй год учёбы, Пимоненко признан лучшим учеником и зачислен в штат школы репетитором. В 1882 году выпускается из школы со званием учителя рисования.

В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения». Н. К. Пимоненко получает звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

Участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко награждается золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картина, имевшая большой успех была приобретена Лувром.


1914-год - Улица Николаевская, нынешняя Городецкого

Владислав Городецкий (1863-1930) — чудаковатый архитектор-богач, позволявший себе иметь один из первых легковых автомобилей, заядлый охотник, бесстрашный «летчик», поднимавшийся с первыми авиаторами на глазах изумленных зевак в небо, франт, любивший эпатировать всех и вся (например, прогуливаться по городу с обезьянкой, что в те времена шокировало). Создатель Николевского Собора, Кераимской кенасы, Городского музея древностей и искусств.

Родился в польской шляхетской семье на Подолье в селе Шолудьки Винницкой области. В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет.

Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона.

В 1920 году эмигрировал в Польшу. В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран. 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер. Похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране.


Думская площадь.

Михаил Грушевский (1866-1934). Родился в городе Холм, Царство Польское. Историк, общественный и политический деятель. Один из лидеров украинского национального движения, председатель Украинской Центральной Рады, профессор Львовского университета (1894—1914), член Чешской АН, академик ВУАН и АН СССР, член НТШ.


Андреевская церьковь. 19 век, вид с Подола

Грушевский является автором «Истории Украины-Руси» — десятитомной монографии, заложившей основы современной украинской исторической школы. В ней Грушевский стремился проследить историю украинства не только до эпохи Киевской Руси («украинского государства»), но и до предшествующего периода. Также Грушевский исследовал вопрос отдельности этногенезов и разновекторности украинского и русского народов.

После Февральской революции в Киеве на собрании представителей политических, общественных, культурных и профессиональных организаций было объявлено о создании Центральной Рады. 7 (20) марта состоялись выборы её руководства. Председателем УЦР был заочно избран Михаил Грушевский, на тот момент он находился в ссылке в Москве. 14 (27) марта Михаил Грушевский вернулся в Киев из ссылки и лично возглавил деятельность УЦР.

В апреле состоялся Всеукраинский национальный съезд и М. С. Грушевский был переизбран на президента УЦР. В этом качестве он вёл переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине автономии. Был избран во Всероссийское учредительное собрание по Киевскому округу. После разгона большевиками Учредительного собрания Центральная рада провозгласила независимость УНР.

Под руководством Грушевского разрабатывалась Конституция УНР.

После упразднения Центральной рады, Грушевский уехал в Австрию, создал в Вене Украинский социологический институт. В 1924 году вернулся в Украину. Избран академиком Всеукраинской академии наук. В 1931 году был арестован, обвинён в «контрреволюционной деятельности». После освобождения работал в Москве. В 1934 году выехал на лечение в Кисловодск, где скоропостижно скончался.


Первая Александровская гимназия.

Александр Куприн (1870-1937). Писатель. Александр Иванович Куприн родился в уездном городе Наровчатое (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна. После смерти отца Куприн с матерью переехал в Москву, где прошло его детство и отрочество. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В 1887 году закончил Александровское военное училище, до 1894 служил офицером, пока в 1894 году не вышел в отставку и не поселился в Киеве на улице Александровской 4 (теперь Сагайдачного) в гостинице “Днепровский порт”. Живя в Киеве, занимался журналистикой, а также: работал грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и, конечно, писал замечательные рассказы. Сотрудничая в киевской ежедневной прессе, а затем в житомирских, одесских, ростовских, поволжских газетах, он писал фельетоны, судебную хронику, рассказы, статьи, стихи, очерки, театральные рецензии. Когда в октябре 1895 года газета “Киевское слово” начала печатать серию очерков “Киевские типы”, журналист Александр Куприн сразу стал известен. Читателям газеты трудно было понять, как сумел 25-летний литератор досконально изучить разнообразные типажи: “днепровских мореходов” и пожарных, квартирных хозяек и врачей, художников и церковных певчих, “ханжушек”-богомолок и “стрелков”-попрошаек, босяков и воров.

Первая книга Куприна была издана в Киеве. Переехав в 1901 году в Москву и достигнув там литературной славы, писатель не забывал о городе своей молодости. Несколько лет Куприн работал над большим романом, основанным на киевском материале. Это был роман «Яма». Название Яма, напоминало об Ямской улице в Киеве, где с 1885 года в течение двух десятилетий располагались дома терпимости, об обитателях которых и идет речь в этом романе.

Николай Бердяев (1874-1948) Родился в Киеве – религиозный и политический философ представитель экзистенциализмa. Умер во Франции.

Максимилиан Волошин (1877-1932). Поэт, художник. Родился в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850—1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни. Раннее детство Волошина прошло в Таганроге и Севастополе. Свое среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии. Многие годы жил и творил в Крыму.


Владимирский спуск

strong>Казимир Малевич – (1879- 1935) родился в Киеве. Художник. С 1928-го по 1930 год Казимир Малевич преподавал в Киевском художественном институте, прославившемся в то время как “украинский Баухауз”, а среди профессоров его числились Александр Богомазов, Виктор Пальмов, Лев Крамаренко и другие звезды живописи. Этими же годами датируется активность Малевича в украинской прессе – несколько десятков его статей о новаторстве в искусстве появилось в журналах “Нова генерація” (Харьков) и “Альманах-авангард” (Киев).Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

Александр Богомазов (1880-1930) Родился – Ямполь, Харьковская губерния. Художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

Творчество художника можно разделить на несколько периодов. Среди них видное место занимают кубофутуризм, увлекавший Богомазова в период с 1913 по 1917 годы, и спектрализм, к которому художник обратился в 1920 году. Исследователи считают его одним из основателей кубофутуризма на Украине. Богомазов занимался не только практикой живописи, он активно разрабатывал теоретические основы этого искусства.

Александр Богомолец (1881—1946). Родился в Киеве. Патофизиолог и общественный деятель. Создатель учения о взаимодействии опухоли и организма, что кардинально изменило существовавшие в то время представления об опухолевом росте. Основоположник российской и украинской школы патофизиологии, эндокринологии и геронтологии.


Дом учителя – бывший Педагогический музей. Владимирская 57. Архитектор П. Алешин

Павел Алёшин (1881—1961) Родился в Киеве. Архитектор. Автор более десяти архитектурных шедевров в основном в стиле русской и советской классической архитектурной школы, модерна и конструктивизма. В их числе:

Дом учителя – бывший Педагогический музей. Владимирская 57.
Особняк Ковалевского по ул. П. Орлика, 1/15
Доходный жилой дом по ул. Виноградной, 5
Доходный жилой дом по ул. Владимирской, 19 – не сохранился.
Доходный жилой дом по ул. Гончара, 74
1-й жилой дом врача по ул. Большой Житомирской, 17
2-й жилой дом врача по ул. Заньковецкой, 5/2
Ольгинская гимназия – не сохранилась. [Здание - в полном состоянии. vakin]


Особняк Ковалевского по ул. П. Орлика, 1/15. Архитектор П. Алешин.

Алешин с уважением и трепетом относился к работе своих предшественников. Возведя сперва Педагогический музей (ныне – Дом учителя на Владимирской), а потом корпуса Академии наук вблизи классических сооружений Университета и Первой гимназии, он создал один из красивейших киевских ансамблей.

Даже когда в моду вошли совершенно новые архитектурные образы, когда коллеги, недолго думая, в самых неподходящих местах выводили на первый план оголенные фасады конструктивизма, Алешин находил удачные решения. Он виртуозно вписал кооперативный дом киевских врачей (до сих пор известный как «Дом врача») в остроугольную площадку на углу Большой Житомирской и Стрелецкой. Все было продумано до мелочей, – не только планировка помещений, но даже удобные, рациональные формы оконных фрамуг и дверных ручек. А перед входом нашлось место для палисадничка.
«Человек, – говорил Павел Федотович, – должен входить в свой дом не с пыльной улицы, а из цветущего сада».

Александра Экстер (1882 – 1949). Художница. Родилась в городе Белосток. Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги., затем в Киевском художественно училище. Организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 году уехала в Париж, для обучения живописи. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено»


Национальный Театр оперы и балета. Конец 19 века.

«Проходя по улице Богдана Хмельницкого вдоль киевского Театра оперы и балета, смотрю на окна верхнего этажа дома, который напротив (бывшая ул. Фундуклеевская №27), как бы надеясь разглядеть там женскую фигуру.

Окна затемнены. То ли квартира необитаема? То ли мне не везет во время моих прогулок? Однако уже вошло в привычку смотреть на те окна, где в самом начале XX века находилась студия живописца Александры Экстер.

Здесь кипела творческая жизнь. Коллеги и ученики Экстер, – Давид Бурлюк, Вадим Меллер, Исаак Рабинович, Аристарх Лентулов, Александр Богомазов и многие другие были создателями украинского и русского авангарда. В ее гостиной и мастерской в бурных спорах зарождались манифесты модернизма XX века.»

Александр Архипенко (1887-1964). Родился в Киеве. Художник, скульптор. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905—1907 г. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве.


Улица Прорезная, конец 19 века.

В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры. В 1909 году переехал в Париж. В 1909—1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. Первая персональная выставка — в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине. В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподавал в Новом Баухаусе. Похоронен на кладбище Вудлон.

Анна Ахматова (1889-1966). Поэт. Родилась в Одессе на Большом Фонтане.


В 1890 году переехала с семьей в Царское село. Жила и училась в Киеве. Вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Венчалась в церкви Никольской слободки за Днепром.


Вид на здание Киевского института Благородных девиц. Начало XX века

«Приехала в Киев в августе 1906 года вместе с гувернанткой фрейлин Моникой. Но, вероятно, жизнь у Вакаров не очень устраивала ее, потому что вскоре она переехала к своей кузине Марии Александровне Змунчилле (по-домашнему – Наничке), у которой прожила до окончания гимназии. В письмах, отправленных из этой квартиры, указан ее адрес: улица Меринговская, дом 1, квартира 4. Это небольшая улица в центре города, расположенная близко от Крещатика, недалеко от Круглоуниверситетской, где жили родственники Ани и куда она переезжала на праздники, когда Мария Александровна уезжала.

С конца 19 века в Киеве вырастают многоэтажные доходные дома, построенные в стиле классицизма или украинского барокко. Одной из таких улиц была и Меринговская улица, носящая теперь имя великой украинской актрисы Марии Заньковецкой.»

Михаил Булгаков (1891-1940). Писатель. Родился в Киеве. В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами». Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать». В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»).


Центр Киеве 30-е годы 20 столетия.

Илья Эренбург (1891-1967). Писатель, публицист. Родился в Киеве. Сейчас фамилия писателя, поэта и публициста Ильи Эренбурга известна разве что литературоведам, а когда в 1949 году писатель выступал в Киеве, то зеленый театр на парковой дороге, рассчитанный на 4 тыс. зрителей, не смог вместить всех желающих послушать любимого писателя. Первый же роман Эренбурга – «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» стал бестселлером. В этой злой сатире на западное общество Эренбург еще в 1921 году предсказал Холокост. За статью «Убей немца», написанную в годы войны, Гитлер лично распорядился повесить «домашнего еврея Сталина», как называла Эренбурга нацистская пропаганда. Наконец,, его роман «Оттепель» дал название целой эпохе истории СССР начала 60-х годов. Жизнь этого писателя-космополита, который даже в самые суровые годы сталинской тирании мог себе позволить подолгу жить в Париже, была неразрывно связана с Киевом.

Эренбург родился 15 (27) января 1891 года в семье купца 2-й гильдии и домохозяйки. Первый раз Эренбург уехал из Киева в четырехлетнем возрасте, когда его семья перебралась в Москву. Дом, в котором родился писатель, был разбомблен в 1941 году.


Бессарабский рынок. 50-е годы 20-го столетия.

Широко растиражирована цитата из статьи Эренбурга: «Я родился в Киеве на горбатой улице. Ее тогда звали Институтской». Но при этом номер дома до сих пор вызывает споры исследователей – то ли №10, то ли №22. В другой своей работе, знаменитой книге воспоминаний «Люди, годы, жизнь» Эренбург указывает, что провел детство в доме №8 в Музейном переулке. Этот дом, как и следующий киевский адрес Эренбурга – ул. Владимирская, 40, украшают Киев и сейчас. Теперь здесь квартиры пополам с офисными помещениями, на первом этаже – бутики, пиццерия и паб. Здесь писатель прожил с 1918 по 1921 год, но уже через три года возвратился в город своего детства и продолжал бывать здесь регулярно до 50-х годов. Одна из киевских улиц названа его именем, а поэт Евгений Евтушенко посвятил Эренбургу стихотворение «Крещатицкий парижанин».


1917-1918 годы, власть в Киеве сменилась 14 раз.

Константин Паустовский (1892-1968). Писатель. Родился в Москве. Родословная писателя по линии отца связана с именем прославленного запорожского гетмана П. К. Сагайдачного. В семье было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев Борис и Вадим и сестра Галина.

В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда» (рус. «золотая Роза») 1957 года он писал:

«В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку образ родного края с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет.»


Софиевская площадь. 19 век.

Александр Вертинский (1889 – 1957). Актер, певец, поэт, музыкант. Родился в Киеве.

Наверно, многим современным слушателям некоторые ранние песенки и «ариетки» Александра Николаевича Вертинского могут показаться манерными, вычурными и какими-то… невсамделишными. Между тем, в них отразился не только вкус давно ушедшей эпохи, но и некоторые обстоятельства биографии исполнителя, которые тоже можно назвать и вычурными, и показательными для его времени.

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье киевского частного поверенного. Эмблемой индустриального будущего в тот год над Парижем воздвиглась Эйфелева башня, а в тихом провинциальном Киеве все еще доживали свой век нравы и предрассудки уходящей эпохи.

Вертинский родился как дитя свободной любви: его родители состояли в гражданском браке. Он и его сестра Надя не имели никаких юридических прав.


Николаевский Цепной мост. Открыт в 1853 году. Разрушен в 1920.

“Я вырос на берегах Днепра, этой богатой, цветущей земле, которой нет равной в мире. Я – киевлянин. Вот тут, напротив Золотоворотского садика, в доме № 43 на улице Короленко, бывшей Большой Владимирской, – я родился. Каждый камень этого города я знаю”. Так говорил певец, актер и поэт Александр Вертинский.

В 1913 г. в модном тогда кафе “Павильон де Пари” на ул. Садовой (рядом с ул. Институтской) Вертинский впервые вышел на сцену: в образе печального Пьеро. В этом образе он дебютировал и в Москве. В качестве гонорара ему предложили… борщ и котлеты. В 1919 г. Вертинский покинул страну. Он жил в Берлине, Париже, городах Америки. Давал концерты для принца Уэльского и Ротшильдов, лично знал Чарли Чаплина и Марлен Дитрих. В 1943 г., когда Вертинский вернулся в СССР и предстал перед тарификационной комиссией, где его спрашивали о наградах и званиях для определения будущей ставки, он скромно отвечал: “Увы, ничего, кроме мирового имени”. Незадолго до смерти Вертинский приехал в Киев. Снялся в двух фильмах и гордился тем, что играл роли на украинском языке.

В 1956 г. в Киеве он написал стихотворение, в котором описал все свои юношеские воспоминания о городе. Произведение начиналось словами: “Киев – Родина нежная, звучавшая мне во сне”.

Автор Татьяна Бородина
Источник - elegantnewyork.com



Tags: Знаменитости, История, Киев, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments