Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Клод Моне: цитаты о свете и воздухе, садоводстве и усталости


Клод Моне во время работы над серией панно с водяными лилиями для Музея Оранжери, 1922.

Картины Клода Моне как ничьи другие оставляют ощущение неповторимой легкости, воздушности, бесплотности. Складывается впечатление, что и писались они так же легко и просто, буквально несколькими взмахами кисти. Но стоит только вчитаться в письма художника, как эта иллюзия жестоко разрушается, и начинает казаться, что Моне каждую секунду находился в невероятном напряжении и крайней степени усталости. Он как будто не умел вовремя остановиться и называл свои полотна в лучшем случае «удовлетворительными». Однако, несмотря ни на что, этот изматывающий труд был едва ли не единственным, что приносило Моне радость.


Японский мостик (Пруд с водяными лилиями, ирисы)
1900. Масло, Холст


Тропинка через ирисы
1910-е, 200.3×180 см. Масло, Холст


* Люди обсуждают мое творчество и притворяются, будто понимают, как будто необходимо понимать его, а не просто любить.

* Мне понадобилось время, чтобы понять мои водяные лилии. Я посадил их для удовольствия и выращивал, даже не думая о том, чтобы их нарисовать.


Водяные лилии в розовом
1898, 81×100 см


* Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать.

* Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым – свет и воздух, которые всегда различаются. Для меня лишь окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.

* Однажды я рисовал модель с натуры, и Глейр начал критиковать мою работу: «Не так уж и плохо, - сказал он. – Но грудь слишком тяжелая, плечи – мощные, а ступни – большие». «Я могу рисовать лишь то, что вижу», - робко ответил я.

* Я полностью поглощен работой. Пейзажи с водой и отражениями стали моей одержимостью. Они непосильны для старика, однако я полон решимости изобразить то, что чувствую. Некоторые я уничтожаю, другие начинаю заново… И надеюсь, что из всех этих усилий хоть что-то выйдет.


Лодка в Живерни
1887, 98×131 см


* Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь – продолговатая розовая фигура, там – желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.

* Впереди у меня осталось не так много лет, и я должен посвятить все свое время рисованию, в надежде получить в конце концов что-то стоящее, нечто, что, возможно, удовлетворит меня.

* Я не становился импрессионистом. Насколько я помню, я всегда им был.

* Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты, а это невозможно.

* Мой сад – самый прекрасный мой шедевр.


Сад художника в Живерни
1900, 81.6×92.6 см


* Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть. Не отдельные объекты, будто бы помещенные в пробирки, но объекты, окутанные солнечным светом и атмосферой, с голубым куполом небес, отражающимся в тенях.

* Когда становится темно, мне кажется, будто я умираю, будто я больше не могу думать.

* Трагично, что мы живем в мире, где физическое мужество так распространено, а мужество моральное столь редко.

* Цвет – моя каждодневная одержимость и мое мучение. До такой степени, что однажды, оказавшись у смертного одра женщины, которая была и остается очень дорогой для меня, я поймал себя на том, что присматриваюсь к ее вискам и автоматически анализирую сочетание красок, которые смерть наложила на ее неподвижное лицо.

* Я уверен, для того, чтобы по-настоящему хорошо нарисовать море, нужно смотреть на него каждый час каждого дня из одного и того же места, чтобы понять, как оно движется в этой конкретной точке. Вот почему я работаю над одними и теми же мотивами снова и снова, иногда по четыре или шесть раз.


Этрета, утес и порт д'Аваль, Закат


Этрета. Закат


* Все, что я делал, я делал для того, чтобы увидеть то, что вселенная хочет мне показать, и позволить своей кисти засвидетельствовать это.

* Однажды Мане захотел написать мою жену и детей. Там же был и Ренуар. Он взял холст и тоже начал их рисовать. Спустя какое-то время Мане отвел меня в сторону и прошептал: «Вы в хороших отношениях с Ренуаром и заботитесь о его будущем. Посоветуйте ему отказаться от живописи! Вы же сами видите, что это ремесло не для него».


Эдуар Мане. Семья Моне в своем саду в Аржантее, 1874


Пьер Огюст Ренуар. Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее, 1874


* Я хорош лишь в двух вещах – в садоводстве и рисовании.

* Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, - это свет».


Мост Чаринг-Кросс, Лондон
1899, 65×81 см


* Я никогда не заканчиваю свои картины; чем дальше я захожу, тем больше стремлюсь к невозможному и тем более беспомощным себя чувствую. Должен сказать, что любой, кто заявляет, что завершил полотно, ужасающе самонадеян.

* Каждый день я обнаруживаю все больше и больше прекрасных вещей. Этого достаточно, чтобы свести с ума. Я испытываю такое сильное желание делать всё сразу, что моя голова просто разрывается.

* Буден однажды сказал мне: «Учись хорошо рисовать и цени море, свет и синее небо». Я принял этот совет.


Закат над Сеной в Лавакуре. Зимний эффект
1880, 100×152 см


Мост Ватерлоо на закате, розовый эффект


Море и Альпы


* С появлением импрессионизма официальные салоны, которые раньше были коричневыми, стали синими, красными и зелеными.

* Как художник я сделал всё, что мог, и для меня этого достаточно. Я не хочу, чтобы меня сравнивали с великими мастерами прошлого, мои работы открыты для критики.

* Однажды я работал под утесом… Вскоре работа так поглотила меня, что я не заметил огромную волну, приближающуюся ко мне. Она прибила меня к утесу, а затем подбросила вверх. Я подумал было, что мне конец. Палитра, которую я сжимал в руке, шлепнула меня по лицу, и вся моя борода была покрыта синей и желтой красками… Но хуже всего было то, что я лишился картины, над которой работал. Совсем скоро море превратило ее в обрывки.


Бурное море в Этрета
1869, 66×131 см


* Я бы хотел рисовать так, как поют птицы.

* Я так долго работал над некоторыми картинами, что уже и не знаю, что о них думать. Меня определенно становится все сложнее обрадовать, ничто не приносит мне удовлетворения.

* Импрессионизм – это лишь непосредственные ощущения. Все великие художники были импрессионистами, в той или иной степени. Это по большей части вопрос инстинктов, и все гораздо проще, чем считает Сарджент.

* Что можно сказать о человеке, который не интересуется ничем, кроме рисования? Человек, интерес которого состоит лишь в чем-то одном, может вызывать лишь жалость. Но я не могу заниматься ничем другим.


Стога
1884, 65×92 см


* Возможно, это и правда, что я излишне суров по отношению к себе, но это лучше, чем представлять на выставках посредственные работы. Слишком немногие из моих картин были достаточно удовлетворительными, чтобы обеспокоить ими публику.

* Я нахожусь в постоянной погоне за малейшим проблеском цвета. Это моя собственная вина. Я пытаюсь постичь нечто неуловимое. Это ужасно – то, как убегает свет. Цвет, любой цвет, длится лишь секунду, в лучшем случае – три или четыре минуты.

* Представьте чистую воду и колышущуюся посреди нее траву. Смотреть на это потрясающе, а попытки нарисовать это достаточно, чтобы свести вас с ума.


Водяные лилии, утро

Собрала Евгения Сидельникова
Источник - Артхив

Кроме того, еще раз мой пост о уникальном Клода Моне


Tags: XIX век, XX век, Арт, Импрессионизм, Пейзаж, Свет и тень, Слово, Франция, Цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments